Современные системы управления автомобилями выгодно отличают их от простейшей техники прошлого, помогая водителям точнее манипулировать машиной во время движения и меньше уставать в дороге. Одним из самых полезных технических средств в этом плане можно назвать гидроусилитель руля (ГУР)
О том, как устроен и работает этот, безусловно, очень важный для безопасной эксплуатации авто механизм, читайте в статье Моторпейдж.
В простейших системах управления механического типа зубчатая рулевая рейка связана комплексом тяг и наконечников с поворотными кулаками колес. Её смещение в ту или иную сторону обеспечивается за счет вращения установленной на рулевой колонке шестерни. Чтобы привести всю эту сложную систему в движение, водителю нужно прикладывать к рулю существенные усилия. Для снижения этой нагрузки конструкторы и придумали вспомогательный гидравлический механизм усилителя руля.
Гидроусилитель является важной составляющей частью системы управления практически каждого современного авто. Одна из основных задач этого устройства сводится к снижению мышечных усилий, которые водитель затрачивает на вращение рулевого вала.
Легкий поворот руля водителем приводит к перераспределению давления масла в гидравлической системе, механизм которой напрямую связан с поворотными кулаками колес. Но эта функция не исчерпывает всех возможностей системы гидроусилителя. В частности, показательно и очень важно, что такой механизм способен поддерживать прямолинейное движение автомобиля, к примеру, при взрыве шины.
Основными элементами типового конструктивного решения гидроусилителя рулевого управления являются:
На легковых авто важнейший элемент системы ГУР ‒ силовой цилиндр, который встраивается в рулевую рейку. В таких конструкциях внутри корпуса рейки расположены две симметричные полости гидроцилиндра, а также общий шток и поршни, обеспечивающие его линейное смещение в правую или левую сторону.
Если в одной из двух камер силового цилиндра давление поступающей из насоса гидравлической жидкости выше, чем в соседней, то соответствующий поршень будет перемещать шток в ту часть камеры, где давление меньше. Закрепленный на рулевом валу золотниковый распределитель выполняет функцию изменения вектора и скорости перемещения вала рулевой рейки.
Так, в зависимости от положения рулевого механизма распределитель возвращает поступающую гидравлическую жидкость обратно в бачок (руль прямо), либо направляет в левую или правую часть гидроцилиндра. Необходимое постоянное давление масла в системе создается насосом, связанным с двигателем автомобиля ременной передачей. В настоящее время во многих машинах работу гидравлического насоса обеспечивает компактный электродвигатель.
От состояния деталей системы ГУР зависит управляемость транспортного средства, его поведение на дороге и безопасность передвижения. За счет высокого качества и надежности комплектующих, применяемых при сборке современных конструкций рулевого управления, общий технический ресурс эксплуатации этой системы составляет от 150 до 200 тыс. км пробега.
На продолжительность службы системы гидроусилителя существенно влияют такие факторы эксплуатации, как состояние дорог, условия хранения машины и характерный для водителя стиль вождения. Периодические осмотры и регулярное техническое обслуживание всей системы управления и элементов гидроусилителя помогут выявить возможные очаги коррозии, трещины в трубопроводах ГУР или деформации рулевой рейки вследствие случайного удара.
Из-за прогрессирующей коррозии или нарушения геометрии руля расположенные внутри его корпуса поршни и шток могут полностью утратить возможность свободно передвигаться. Заклинивший механизм управления сделает невозможной эксплуатацию автомобиля. Решить проблему можно будет только путем замены деформированной детали и удаления воздуха из гидравлической системы.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках