Работоспособность системы кондиционирования зависит, в числе прочих факторов, от одного или нескольких простейших измерительных приборов – датчиков давления. При понимании, каким образом эти устройства влияют на кондиционер, проще найти решение в случае его выхода из строя.
MotorPage.Ru подготовил эту статью для автовладельцев, которые предпочитают самостоятельно разбираться при возникновении нештатных ситуаций прежде, чем обращаться к профессионалам.
Кондиционер в машине не функционирует «вслепую». Установленные на магистралях низкого и высокого давления (или только на одной из них) датчики давления контролируют состояние хладагента. Если значение давления в соответствующем трубопроводе выйдет за верхнюю или нижнюю границу допустимых значений, то электронный блок управления (ЭБУ) по сигналу датчика отключит компрессор и вентилятор.
В большинстве систем кондиционирования традиционной архитектуры применяются простейшие датчики давления релейного типа, контактная группа которых имеет два рабочих состояния. Они соответствуют сигналам «включить» или «выключить». Местом установки этих приборов являются магистрали низкого и высокого давления (НД и ВД соответственно), которые расположены по обе стороны компрессора ‒ основного нагнетающего узла системы.
Пороговое значение настройки датчика на трубопроводе НД обычно составляет 0,7 бар. Прибор срабатывает, если давление хладагента в этой магистрали упадет ниже данной величины. Остановить работу компрессора в такой ситуации важно, так как чрезмерное разряжение обычно происходит в результате утечки фреона. Если систему не отключить, то через трещины в трубопроводах и уплотнениях будет засасываться воздух, который постепенно заместит весь имеющийся фреон.
Датчик ВД, установленный на соответствующей магистрали автокондиционера, должен аварийно срабатывать при давлении выше 25 бар. Это позволяет предупредить возможный разрыв шлангов, разгерметизацию компрессора и другие технические проблемы, связанные с отклонением от штатного режима работы. Получив сигнал, бортовая электроника немедленно отключает кондиционер, защищая его от выхода из строя.
В автомобилях предыдущих поколений датчик давления связан с ЭБУ не напрямую, а через блок управления кондиционером (БУК). В современных авто это промежуточное устройство чаще всего отсутствует. Все данные об аварийных режимах и выполненных отключениях регистрируются в памяти ЭБУ, и при повторении ошибок работа кондиционера может полностью блокироваться. Восстановить её можно только после диагностики и устранения причин сервисными специалистами.
Простейшие датчики давления выполнены в виде компактного устройства, которое своей резьбовой частью ввинчивается в специальное посадочное место на ВД или НД магистрали. На его корпусе находится разъём с тремя контактами: «Масса», «Сигнал» и «+12В». Ключевым элементом устройства является расположенная внутри камера с мембраной, степень прогиба которой зависит от давления в магистрали. При определенных положениях мембраны происходит замыкание или размыкание контактов на плате датчика.
Разработаны и выпускаются также более совершенные измерители, в корпусе которых вместо мембраны находится плата с пластиной из кремния. Этот чувствительный элемент реагирует на различные значения давления изменением электрического сопротивления. Такие датчики способны формировать сигналы различного типа, передавая блоку управления больше полезной информации.
На многих моделях машин применяются четырехконтактные датчики ВД. Эти приборы могут реагировать не только на предельные значения, но и сообщать ЭБУ, что в магистрали достигнуто оптимальное для работы давление, равное 16-17 бар. Получив сигнал, система подает напряжение на клеммы вентилятора, охлаждающего конденсор. В авто с климат-контролем при таком давлении система уменьшает объём подачи хладагента, либо временно отключает компрессор.
Владелец автомобиля не может повлиять на срок службы датчика давления. Но на этот прибор нужно обратить внимание, если кондиционер перестал включаться или начал преждевременно выключаться.
Осмотрев датчик на предмет отсутствия трещин и сколов на корпусе и грязи на контактах, следует проверить его сопротивление. Минимальное давление не должно превышать 10 Ом. Избыточное значение этого параметра составляет не менее 100 кОм, но на кондиционере, который не включается, такую проверку выполнить не получится.
Сомневаясь в исправности датчика, можно обратиться в специализированный сервис. И, приехав на станцию, целесообразно заказать диагностику всей системы. Если кондиционер отказал в дальней поездке, то лучше приобрести и установить новый датчик. Для того, чтобы добраться до этого узла, не располагая подъемником и смотровой ямой, придется временно снять бампер. Выкручивая старый датчик, не стоит опасаться, что из системы улетучится фреон – этому препятствует специальный предохранительный клапан.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках