На фоне удручающего снижения продаж новых автомобилей вторичный рынок в нашей стране сегодня демонстрирует прямо-таки воодушевляющий рост: по данным компании “Автостат”, в 2013 г. в России продано 5,6 млн подержанных машин, что на 4% больше, чем годом ранее. В результате за последние шесть лет продажи бывших в употреблении автомобилей выросли у нас почти вдвое – в 2007 г. объем этого сегмента немногим превышал 3 млн единиц (см. график). Увы, но даже при таком стремительном количественном росте качественные изменения этого рынка почти незаметны.
Итак, количественно рынок растет. Меняется он и содержательно: понятно, что сейчас здесь происходит активное вытеснение транспортных средств исконно российских марок. По итогам 2013 г., на 2,5% снизились продажи моделей Lada, на 10% упал спрос на автомобили ГАЗ. Тем более неудивительно, что сходят на нет сделки по автомобилям “Ока” (–9,5%) и “Москвич” (–14%), которые уже давно сняты с производства. Зато прочно обосновываются на вторичном рынке иномарки, прежде всего “японцы”. С большим отрывом здесь лидирует Toyota: в прошлом году в России на вторичном рынке с приростом 5% было реализовано 670 тыс. машин этой марки, в результате чего сейчас каждый восьмой продаваемый подержанный автомобиль в нашей стране имеет на себе тойотовский шильдик. Еще более энергично за последний год также выросли продажи подержанных Chevrolet (+15%), Renault (+19%), Kia (+22%), Skoda (+24%), что отражено в приведенной таблице.
Тем не менее эти количественные и содержательные изменения на рынке подержанных машин практически никак не отражаются на том, как, собственно, все эти сделки реализуются. Весь процесс поиска автомобилей, их оценки и последующего проведения сделок купли-продажи в России кардинально отличается от того, как это организовано в той же Европе.
Так, в Германии примерно 50% продаж подержанных автомобилей приходится на юридические лица. Дело в том, что там, как и в других развитых странах, широко распространены лизинговые схемы продаж. Кроме того, в европейских государствах очень внушительны объемы корпоративных автопарков, которые постоянно подпитывают рынок подержанных авто. В России же на долю юридических лиц на вторичном рынке, согласно статистике, приходится всего около 5% продаж. Есть у нас и другие отличия, однако, пожалуй, главное из них состоит в том, что на вторичном рынке по-прежнему подавляющий объем продаж совершается в форме прямой сделки между покупателем и продавцом.
Приходится признать: рынок подержанных авто в России сейчас скорее похож на базар: по оценкам аналитиков, около 90% сделок на нем совершается путем прямого контакта продавца и покупателя (обычно через объявления в Интернете). И лишь около 10% приходится на цивилизованные способы продаж: через салоны автодилеров и специализирующихся на этой деятельности компаний.
Но это весьма маленькая доля – в развитых европейских странах через дилеров продается не менее 60% всех подержанных машин, а в некоторых случаях этот показатель доходит даже до 80–90%. И это притом, что в принципе “базарный” метод продаж подержанных машин очень рискован и неудобен как продавцам, так и покупателям. Ведь он создает почву для мошенничества, криминала. Сделка здесь похожа на лотерею: если повезет, тебе выплатят всю обещанную сумму за автомобиль (когда ты его продаешь незнакомцу). А если покупаешь, то нет гарантии, что не нарвешься на машину со скрытым дефектом, а то и с криминальным прошлым.
При этом процесс введения огромного пятимиллионного российского рынка подержанных машин в цивилизованные рамки пока буксует. Да, многие дилеры включились в этот бизнес, они предлагают широкий набор услуг по trade-in – покупки подержанного автомобиля клиента в зачет цены нового. Или другая интересная новация: многие дилеры ныне предлагают услугу обязательного выкупа по фиксированной цене приобретаемого автомобиля после определенного срока эксплуатации. В этом случае клиент знает, что, скажем, через пару-тройку лет его машину в обязательном порядке дилер приобретет по оговоренной заранее цене.
В развитие рынка подержанных машин включаются и мировые автопроизводители. Они внедряют передовой опыт в этой области, обучают дилеров оценивать качество подержанного автомобиля по апробированной на Западе методике. Приходят на российский вторичный рынок и крупные независимые зарубежные компании. В частности, уже несколько лет пытается развивать свой бизнес по продаже “бэушных” машин чешская ААА Auto. Но все эти усилия пока, увы, не приводят к ощутимым результатам. Почему?
Объясняя нежелание владельцев сдавать подержанные машины в автосалоны, дилеры говорят о таком явлении, как “инертность мышления” потребителя. Дескать, покупатель и продавец привыкли к продаже подержанных машин через объявления. Одновременно участники рынка кивают на дополнительные трудности – например, отсутствие единой базы залоговых авто. Проблема в том, что многие подержанные автомобили, предлагаемые к продаже, являются купленными в кредит (который не погашен) и, соответственно, находятся в залоге у банков. Кроме того, в отличие от продаж новых машин пока не очень развита и система кредитования сделок на вторичном рынке. Банки до сих пор почему-то не всегда охотно дают займы и берут в залог неновые машины, что также является сдерживающим фактором развития этого сегмента рынка.
Действительно, все эти трудности “имеют место быть”. Однако дилеры не хотят говорить о том, что, пожалуй, ключевой момент, сдерживающий цивилизованное развитие вторичного авторынка в России, – неумеренные аппетиты этих самых дилеров. Если посмотреть, какие суммы они предлагают за выкуп подержанного автомобиля и какую маржу они стремятся получать на их перепродаже, становится ясно, почему массовый потребитель отнюдь не горит желанием воспользоваться услугой trade-in.
Пример из жизни. Недавно мой знакомый решил поменять автомобиль. Дилер предложил купить его пятилетний Ford Focus за 330 тыс. рублей, но автовладелец отказался и вскоре продал по объявлению эту же машину за 400 тыс. Получается, дилер в данном случае хотел получить почти 20% реальной рыночной стоимости машины. Не слишком ли большие аппетиты? Понятно, что, если автомобиль, пусть и подержанный, пытаются забрать по явно заниженной цене, его владелец будет стремиться сбыть его за сумму, максимально приближенную к объективной, пусть и по объявлению. Хотя, конечно же, по большому счету ему было бы удобнее просто оставить свою старую машину в салоне и уехать из него на новой.
А может, игрокам все же следует умерить аппетиты, перестать гоняться за сверхприбылями и начать предлагать клиентам действительно выгодные условия сотрудничества? Тогда и “инертность мышления” быстро исчезнет, и клиенты в салоны потянутся, а российский вторичный автомобильный рынок перестанет напоминать базар и приобретет цивилизованные формы.