В отличие от российского мировой автомобильный рынок чувствует себя весьма неплохо: в ушедшем году в глобальных продажах наблюдался рост, который, скорее всего, продолжится и в 2016-м. Помимо нашей страны в минусе сейчас только Япония да Бразилия
Тяжелейший кризис в продажах автомобилей в России, увы, тянет вниз нашу страну и в мировом рейтинге, где на обгон идут те рынки, на которые раньше мы смотрели лишь в зеркало заднего вида. Так, если еще в 2013 году Россия по объему сбыта машин была седьмой в мире, а год назад восьмой, то ныне мы отодвинуты уже на двенадцатую строчку (см. график). При этом выше оказались ранее отстававшие от нас Италия, Южная Корея, Франция, Канада, Бразилия. Да и вообще мировой авторынок прирастает: по данным аналитической компании «Автостат», из первой дюжины автомобильных рынков заметное увеличение продаж продемонстрировали девять, и только три (включая нас) закончили 2015 год с отрицательной динамикой.
Бесспорным лидером мирового автопрома в ушедшем году остался Китай, хотя не все эксперты верили в его потенциал. Дело в том, что еще летом 2014-го в КНР разразился фондовый кризис, из-за чего продажи машин резко снизились. Китайский авторынок мог бы вообще покатиться вниз, если бы не своевременные действия властей, которые спешно ввели меры господдержки. В частности, были сокращены налоги на компактные модели. Спрос тут же начал подниматься, и тот год в Поднебесной закончился даже с небольшим приростом. Ожидается, что в 2016-м повышение спроса на новые легковые автомобили продолжится: наблюдатели предсказывают прирост более чем на 10%.
Второй по величине мировой авторынок – США – уверенно шел вверх на протяжении всего прошлого года. И даже был побит рекорд 15-летней давности, прирост продаж по отношению к году предыдущему составил 6%. Сейчас продавцы лишь как страшный сон вспоминают кризис 2008–2009 годов, когда по салонам дилеров гулял ветер. Теперь там буквально толпятся покупатели, воодушевленные устойчивым положением экономики в своей стране. Немалую роль в этом играют также отложенный спрос, падающие цены на топливо и все более доступные кредиты.
А вот занимающая третье место в мировом рейтинге продаж Япония оказалась в минусе: уже по итогам 10 месяцев продажи авто в стране снизились более чем на 7%. Но все это было предсказуемо. Дело в том, что японские власти затеяли трансформацию своего автомобильного рынка. В отличие от Китая они лишь поднимают налоги на автомобили – прежде всего на субкомпактные машинки, так называемые кей-кары.
Еще с послевоенных времен спрос на такие миниатюрные транспортные средства в Японии остается особенно высоким, на них приходится более трети всех продаж. Однако кей-кары мало востребованы на других рынках, из-за чего японский автопром оказывается зажатым в тисках локального спроса. Поэтому было решено стимулировать спрос внутри страны на модели, которые популярны в прочих государствах, благодаря чему экспортный потенциал автомобильной индустрии Страны восходящего солнца должен возрасти. Следуя этой стратегии, Япония в 2015 году более чем на 50% подняла налог на кей-кары, и люди начали переориентироваться на авто побольше. Но это процесс не быстрый, а потому общего падения продаж избежать не удалось.
С японскими показателями контрастирует крупнейший европейский рынок – Германии. В этой стране ушедший год для автобизнеса стал весьма удачным – рост сбыта превысил 5%. Впрочем, сейчас почти все крупные западноевропейские рынки переживают своего рода ренессанс: после кризиса 2008 года и последовавшей за ним стагнации спрос на новые машины в Старом Свете вновь растет. Так, Великобритания и Франция прибавляют почти на 6,5 и 6% соответственно, настоящие чудеса показывает Италия, где машин в ушедшем году продали на 14% больше, чем в 2014-м.
Воодушевляет мировых автопроизводителей и Индия, где рынок вырос на рекордные 8,3%, позволив этой стране переместиться с седьмого места на пятое. А ведь еще в 2013 году слабый экономический рост, инфляция и растущие процентные ставки привели к тому, что рынок там упал почти на 10%. Однако наметившийся рост экономики в последние два года оказал благотворное влияние на реализацию автомобилей, и население, почувствовав уверенность, отправилось за покупками личных транспортных средств. Кстати, хорошие перспективы индийского рынка позволяют ведущим мировым концернам заявлять о расширении своих производственных мощностей в этой стране – к примеру, о строительстве новых заводов в Индии уже объявили Suzuki и Ford.
Индии вторит и Южная Корея. Ушедший год для нее был еще более успешным, прирост составил почти 10%. Продолжающийся экономический рост, стабильная национальная валюта, мощно развивающаяся корейская автоиндустрия, доступные кредиты – все это повышает спрос на новые машины.
В рейтинге ведущих государств по продажам автомобилей у России, пожалуй, остался один товарищ по несчастью – Бразилия. В 2015-м падение там оказалось весьма серьезным – более 23%.
Эту страну инвесторы называют «разочарованием десятилетия»: впечатляющие показатели роста экономики в 2009–2010 годах сменились настоящим провалом. В ушедшем году национальная валюта девальвировалась на 60%, фондовые индексы подешевели почти на 40%. Если в 2008 году дефицит бюджета составлял 1,3% ВВП, то ныне этот показатель достиг уже 9,5%, а инфляция подскочила до 10,5% (максимум с 2003 года). Страну сотрясают громкие коррупционные скандалы, а в отношении президента Дилмы Руссефф, обвиняемой в незаконном использовании бюджетных средств, запущена процедура импичмента.
На столь неблагоприятном фоне рушится и автомобильный рынок. Продажи начали сокращаться еще в 2014 году, когда рынок потерял почти 7% по сравнению с 2013-м. В ушедшем же году они, как упоминалось выше, рухнули почти на четверть. И нет оснований полагать, что в новом году ситуация на автомобильном рынке Бразилии улучшится.
Впрочем, Россия с ее 35-процентным падением продаж выглядит еще печальнее. А ведь совсем недавно нам прочили обгон Германии и даже четвертое место в мире после Китая, США и Японии. Увы, теперь эти прогнозы кажутся утопичными. В 2016 году наш авторынок может надеяться разве что на стабилизацию. Хотя и 12-е место в мировом рейтинге продаж значит, что российский рынок в глобальном плане все еще остается весьма важным.