Двенадцатого июля 1910 года крупнейшие мировые издания сообщили, что «во время авиационного митинга в Борнмуте пилот-аэронавт и пилот-авиатор Французского и Британского аэроклубов Чарльз Стюарт Роллс убился насмерть при падении своего аппарата с высоты 20 футов…»
Разбившийся 105 лет назад человек ныне известен автомобилистам всего мира как один из основателей легендарной фирмы Rolls-Royce. Чарльз Стюарт Роллс родился 27 августа 1877 г. в аристократической семье. Он был третьим сыном лорда и леди Лангаток Уэльских. Большую часть детства и юности мальчик провел в фамильном поместье неподалеку от Монмута. По традиции, принятой в знатных семьях, ему дали домашнее воспитание и блестящее образование: сначала он учился в Итоне, затем в Оксфорде, где получил диплом по специальности «машиностроение и прикладные науки».
Как и многие представители имперской аристократии того времени, Роллс был великолепным спортсменом, но традиционных увлечений – поло, фехтования и охоты – ему было мало. Сердце молодого человека разрывалось между двумя страстями: небом и скоростью – воздухоплаванием и автомобилизмом.
Автомобилем Роллс «заболел» в 1895 г., еще будучи студентом. Тогда Чарльз вместе с отцом съездил во Францию, а вернувшись в Кембридж, удивил всех новеньким Peugeot c мотором в 3 л.с. – первым авто, который увидели жители старинного университетского города.
Правда, промчаться с ветерком по улицам было непросто, поскольку британское законодательство еще со времен существования паровых карет ограничивало максимальную скорость механических экипажей четырьмя милями в час. При этом перед повозкой должен был шествовать человек с красным флагом, предупреждая обывателей об опасности.
Юный Роллс увлеченно начал борьбу с устаревшим законом, пустив в ход свои и отцовские связи и вступив в Ассоциацию самоходного транспорта, образованную незадолго до этого такими же, как он, любителями автомобиля из высшего общества. В ноябре 1896 г. Ассоциации наконец удалось провести в парламенте закон, повышавший разрешенную скорость до 12 миль в час. Кстати, позднее на базе Ассоциации самоходного транспорта был создан Автомобильный клуб Великобритании и Ирландии, преобразованный затем в Королевский автомобильный клуб.
Спустя несколько лет после покупки своего первого автомобиля Роллс приобрел известность как один из самых умелых водителей королевства. Этому способствовали успешные старты в крупных автогонках. Так, в 1899 г. он вместе с лордом Монтегю принял участие в одной из французских гонок. Таким образом, они стали первыми британцами, заявившими о себе на зарубежных состязаниях.
На следующий год Чарльз стартовал в пробеге Париж – Тулуза – Париж. Он выступал в качестве механика, а за рулем сидел его приятель – гонщик Эдж. В том же году на автомобиле Panhard Роллс отправился на Британскую 1000-мильную гонку, где завоевал одну из высших наград, а в 1903 г. на трассе в дублинском Феникс-парке ему удалось установить рекорд скорости – 93 мили в час.
Выступая в соревнованиях, Чарльз Роллс постоянно сталкивался с поломками, происходившими из-за несовершенства техники. Как инженер, молодой человек всячески старался улучшить машины, но удавалось это далеко не всегда…
Среди британской аристократии бизнес никогда не считался особо престижным занятием. Но что делать, если по английским законам единственным наследником титула и владений становится старший сын в семье? Вероятно, поэтому Чарльз вместе с коллегой по увлечению Клодом Джонсоном открыл автомобильный салон в лондонском районе Фулхэм. Фирма называлась «С.S. Rolls & Company».
Клиентами стали автомобильные фанаты. Продавали в первую очередь дорогие и надежные авто французских марок – Panhard, Mors, Minerva, Clement. Машины тогда входили в моду, поэтому дела предпринимателей быстро пошли в гору, и через некоторое время магазин переехал на Кондуит Стрит в престижный столичный район Вест Энд.
Занятие бизнесом было вынужденной мерой, в идеале же молодой человек мечтал создать максимально роскошный и надежный автомобиль, чтобы его можно было поставить в один ряд с такими образцами совершенства, как рояли Steinway, причем он хотел, чтобы будущее детище носило его имя. Сам бизнесмен по этому поводу писал: «В то время я активно занимался продажей иностранных автомобилей, потому что хотел рекомендовать и продавать только самые лучшие в мире машины независимо от страны их происхождения. И хотя считал, что продаваемая мною техника – это лучшее, что тогда можно было получить, у меня всегда было ощущение, что я тем не менее предпочел бы продавать британский продукт».
Клиенты Роллса также выражали желание приобретать английские машины, но сопоставимых с французской техникой автомобилей в Великобритании тогда не выпускали. Этот пробел и решено было заполнить.
Удалось это в 1904 г., когда Чарльз Стюарт Роллс через своего приятеля познакомился с гениальным механиком и конструктором Генри Ройсом, как раз демонстрировавшим свое новое детище в Манчестере. Роллс отправился посмотреть автомобиль и встретиться с его создателем. Свидетель этого легендарного события писал: «Я думаю, они понравились друг другу с первого взгляда. Оба охотно обсуждали перспективы развития автомобильной промышленности, которая тогда находилась в зачаточном состоянии».
Итогом знакомства стало рождение новой компании, в названии которой объединились имена обоих компаньонов – «Rolls-Royce». Согласно заключенному договору на Ройсе лежала конструкторская часть бизнеса, Роллс же получал эксклюзивное право на торговлю этими автомобилями.
Будучи перфекционистом, Ройс всегда использовал в своих конструкциях самые лучшие материалы и самые удачные технические решения, доводя их до совершенства. Такой подход импонировал и Роллсу. Уже через три года машины под маркой Rolls-Royce заняли почетное место среди продукции ведущих европейских автостроителей. Модель Silver Ghost стала синонимом совершенного во всех отношениях автомобиля. Чарльз Стюарт Роллс имел все основания полагать, что его первая мечта близка к осуществлению.
В начале ХХ в. автомобилем называли любое моторное средство передвижения независимо от того, в какой среде оно перемещалось. Таким образом, под это определение попадали моторные лодки и аэропланы. Неудивительно, что, как и многие автомобилисты того времени, Чарльз Роллс отдал дань увлечения полетам по воздуху. Первый полет на воздушном шаре он совершил в 1898 г., а в 1901-м уже считался классным воздухоплавателем. Всего он осуществил 170 полетов, и его имя значится в числе основателей Британского Королевского авиационного клуба.
1906 г. стал судьбоносным для молодого аристократа. Он посетил США, чтобы от лица Королевского авиаклуба официально засвидетельствовать факт полета братьев Райт. Эта поездка определила всю дальнейшую судьбу Чарльза.
Первые полеты на аэроплане состоялись в 1909 г., а в самом начале следующего года он получил британскую лицензию за №2 на управление летательным аппаратом тяжелее воздуха. И если к воздухоплаванию Роллс относился как к спорту, то самолеты считал транспортом будущего и всерьез пытался их усовершенствовать. Он подробно расписывал каждый полет в бортовом журнале, а потом тщательно его анализировал. Такое отношение помогло установить ряд авиационных рекордов. В июне 1910 г. Роллс на одном из собственных аэропланов совершил перелет через Ла-Манш – из английского Дувра во французский Сангатт и обратно. Это достижение было признано мировым рекордом.
Двенадцатого июля 1910 г. в Борнмуте во время состязаний на точность посадки случилось непоправимое. Экспериментируя с дополнительным рулем высоты, авиатор, вероятно, не учел увеличения нагрузок, действующих на конструкцию аэроплана. Зрители услышали громкий треск, а потом аэроплан Роллса врезался в землю. Чарльз Стюарт Роллс установил свой последний рекорд – стал первой среди британцев жертвой авиакатастрофы.