С момента своего образования и до слияния в 1926 г. эти компании были непримиримыми конкурентами. И это немудрено: их основатели Карл Бенц и Готлиб Даймлер практически одновременно и независимо друг от друга изобрели и запатентовали экипажи с двигателями внутреннего сгорания. В 1895 г. Даймлер построил двухколесный мотоцикл, а Бенц – трехколесную моторизированную тележку. Но самое удивительное то, что изобретатели были, в общем-то, соседями: города Мангейм и Унтертюркхайм, где они жили, разделяет всего несколько десятков километров. Предание гласит, что оба даже не подозревали о существовании друг друга до тех пор, пока не столкнулись с проблемой реализации своих патентов и машин.
К началу ХХ столетия оба бренда считались одними из лучших автопроизводителей в Европе: за каждым числилось немалое количество технических новаций, побед в гонках и скоростных рекордов (кстати, с 1901 г. все легковые авто, выпускавшиеся на заводах Daimler, стали называться Mercedes). Показательно, что после Первой мировой войны, когда Германия оказалась в тяжелом положении, эти фирмы выжили в числе немногих автопроизводителей страны. В середине 20-х годов они начали сотрудничать, а вскоре и объединились: образованная в результате этого компания стала называться Mercedes-Benz AG.
Слияние не только помогло выжить, но и позволило реализовать имевшиеся наработки. Для этого пригласили лучших инженеров. В частности, конструкторское бюро возглавил Фердинанд Порше, и вся линейка машин вскоре обновилась. Первой ошеломляющей новинкой стала серия автомобилей под индексом “К”, оснащенных моторами с компрессором. Самый известный из них – 24/110/160 PS с 6-цилиндровым мотором объемом 6240 куб. см – затем послужил базой для создания другой серии – “S”.
В 1928 г. Порше ушел из компании, и его место занял Ганс Нибель. Под его руководством выпускались легковые автомобили Mannheim, Nurburg, а в 1930 г. появился знаменитый Grosser Mercedes (МВ 770) с 8-цилиндровым мотором мощностью 200 л.с. Такие машины поставлялись в гаражи коронованных особ, глав государств и просто богачей. Не забывала компания и о менее обеспеченных слоях населения: в 1931 г. она дебютировала в классе малолитражных авто, первый же из которых – Mercedes 170 – стал весьма удачным.
В 1935 г. Нибеля сменил Макс Заллер, при котором компания впервые в мировой истории начала производство дизельных легковых автомобилей. Старт этому процессу в 1936 г. дала модель 260D, а спустя два года из ворот предприятия начали выходить дизельные Grosser Mercedes.
В годы Второй мировой войны заводы марки помимо легковых автомобилей выпускали армейские грузовики и другую военную технику. Поэтому авиация союзников сделала их постоянной мишенью для своих бомбардировок, и к маю 1945 г. они были разрушены. Восстановить автопроизводство фирме удалось только в 1946 г. Первой послевоенной моделью стал Mercedes 170V, тремя годами позже в продажу поступила его дизельная версия. А уже в начале 50-х мир познакомился с новыми разработками компании – Mercedes 180 с несущим кузовом понтонной компоновки, вслед за которым последовали серии 220 и 300. В категории спортивных автомобилей лидером быстро стал 300 S, дебютировавший в 1951 г.
Однако самым знаменитым автомобилем марки в середине прошлого столетия стал, бесспорно, Mercedes 300 SL. Основой его кузова был пространственный каркас, покрытый металлической обшивкой, а рядный бензиновый 215-сильный двигатель объемом 2996 куб. см с системой механического впрыска топлива от Bosch обеспечивал 300 SL завидную динамику. При сухом весе 1310 кг его максимальная скорость равнялась 225 км/ч. Но настоящей визитной карточкой модели оказались поднимающиеся вверх двери, делавшие его похожим на взлетающую птицу, – их стали называть “крыло чайки”.
В конце 50-х годов Mercedes-Benz начал серийное производство двигателей с механической системой впрыска топлива. Эти моторы устанавливались на целый ряд моделей марки, в индексах которых присутствовала литера “Е”, отмечавшая наличие системы впрыска. В 1963 г. свое триумфальное шествие по миру начали и представительские лимузины серии 600. Безукоризненное исполнение, высокий уровень комфорта и самые современные для того времени технические решения сделали их неизменным атрибутом жизни сильных мира сего. Уже тогда “шестисотые” выпускались в двух версиях: стандартной и длиннобазной – Pullman.
Шли годы, менялись правительства, появлялись и исчезали страны, однако потребность в комфортабельных и надежных авто различных классов не только не сокращалась, а, напротив, становилась более насущной. Но перемены в мировой экономике влияли на бизнес компании. Так, в 1998 г. произошло ее слияние с американской Chrysler. Объединенная корпорация получила название Daimler-Chrysler. Эксперты называли это объединение “браком по расчету”, и это в самом деле было так. Помимо чисто финансовых преимуществ американцы получали выход на европейские рынки, а немецкая сторона укрепляла свое положение в США и Канаде. Выгодным казалось и объединение технических достижений брендов. Однако альянс не выдержал проверки временем и распался в 2007 г.
С нашей страной компанию Mercedes-Benz связывают более чем вековые отношения. Первый Benz (модель Velo) появился в Российской империи еще в 1894 г., а с продукцией Daimler Motoren-Gesellschaft русские автомобилисты познакомились в 1897 г. В начале ХХ столетия обе марки были очень популярны в России, имели здесь свои представительства, а их автомобилями (наряду с прочими) комплектовался царский гараж: фирма Daimler даже заслужила титул “Поставщика двора Его Императорского Величества”. Наглядно картину присутствия обеих марок на русском рынке показывают цифры: в 1912–1913 гг. по российской столице в общей сложности разъезжали 380 такси, 1394 частных и прокатных автомобиля (включая восемь автобусов) и 151 “казенный” экипаж, из них 214 автомобилей Benz и 95 – Mercedes.
Обе компании с успехом участвовали во всех международных автовыставках дореволюционной России, а их заводские гонщики выигрывали крупнейшие русские автомобильные соревнования. Ярким примером может служить победа Виктора Эмери на Benz в гонке Санкт-Петербург – Москва в 1908 г.
После начала Первой мировой войны отношения были прерваны, но уже к концу 20-х годов в СССР стали вновь появляться авто из Германии, теперь уже под маркой Mercedes-Benz. Правда, их было немного.
Вновь представительство компании в СССР открылось в 1974 г., а первый официальный дилер марки начал работу спустя 18 лет уже в постсоветской России. В 1994 г. концерн Daimler-Benz учредил в Москве первую иностранную автомобильную компанию-импортера АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”, которая в 2000 г. была переименована в ЗАО “Даймлер-Крайслер Автомобили РУС”. Позднее, после расставания с американским партнером, она стала именоваться “Мерседес-Бенц РУС”.
Прототип современной эмблемы Mercedes-Benz появился в 1926 г. после слияния двух марок.
На нем изображалась трехлучевая звезда в лавровом венке.
Звезда была позаимствована у Mercedes, а круглый лавровый венок – у Benz.
С годами логотип менялся, и в результате этой эволюции звезда осталась, а венок превратился в круг.
Эмблема компании известна по всему миру, причем в ряде стран она по узнаваемости спорит даже с символом христианства.