В сентябре 2015 года выдающемуся немецкому конструктору Фердинанду Порше исполнилось бы 140 лет. Сегодня это имя носит основанная им в 1948 году автомобильная компания

Фердинанд Порше родился 3 сентября 1875 года в семье ремесленника-металлиста в богемском городе Мафферсдорф. Помимо любознательности, аккуратности и трудолюбия, унаследованных от родителей, он обладал особым талантом: в уме мог подробно представлять себе устройство и этапы работы разнообразных механизмов. Со временем же научился находить и решения сложных технических проблем, причем сам процесс поиска доставлял ему огромное удовольствие.

Зато от зубрежки молодой человек удовлетворения не испытывал, а потому окончил Техническую школу с неважными оценками. Свою трудовую карьеру Порше начал в 15 лет подмастерьем у жестянщика, а в 1894 году в поисках возможности для приложения своего таланта приехал в столицу Австро-Венгерской империи Вену. Там провинциала никто не ждал, и Фердинанд с трудом устроился подсобным рабочим в электрическую компанию. Вскоре юноша понял, что для получения хорошего места необходимо формальное образование, и в свободное время начал посещать лекции в Техническом университете. Шанс заняться конструкторской деятельностью ему выпал лишь четыре года спустя.

Успех, еще успех…

Первой творческой работой Фердинанда Порше стал электромобиль Lohner-Porsche, снискавший успех у публики и специалистов на Автомобильном салоне в Париже в 1900 году. Его отличительной чертой были двигатели, установленные прямо на осях колес. Спустя несколько лет был презентован «микст» – так в то время называли автомобили со смешанным приводом, ныне известные в качестве гибридов. Авто приводилось в движение электродвигателями, получавшими ток от генератора, работавшего от ДВС. В 1905 году за этот проект Порше удостоился австрийской «Премии искусств» в номинации «За заслуги в развитии автомобильного дела». А через год конструктора пригласили на должность технического директора компании Austro-Daimler, и он с удовольствием принял предложение. Следующие два десятка лет его жизни были тесно связаны с этой маркой.

Заниматься приходилось разными машинами, но наибольшую известность тогда приносили спортивные модели. Одной из самых успешных работ, выполненных конструктором до начала Первой мировой войны, был автомобиль Maja. Не менее знаменита и другая модель – Prince Henry, успешно выступавшая в самых престижных европейских автогонках.

С началом войны Austro-Daimler перешел на военную продукцию. Порше участвовал в разработке транспортера для перемещения 305-миллиметровой мортиры и артиллерийского тягача со смешанным приводом. В последнем электродвигатели были установлены не только в ступицах колес тягача, но и в колесах прицепа, что делало систему более мобильной. В итоге достижения Фердинанда Порше в области прикладной инженерии были оценены не только практиками, но и европейским научным сообществом: знаком признания стала степень почетного доктора Венского технического университета, того самого, который он некогда посещал.

Эмблема Porsсhe – это щит, разделенный на четыре поля с названием марки в верхней его части и маленьким щитом в центре. На центральном щите – изображение гарцующего коня и надпись «Stuttgart», что говорит о дислокации штаб-квартиры компании. На полях основного щита – элементы гербов земель Баден-Вюртемберг, также намекающие на место ее расположения.

Война перекроила карту Европы: Австро-Венгерская империя распалась на несколько самостоятельных государств. После ее окончания Порше вернулся к чисто автомобильной тематике и взялся за разработку гражданских машин. Одной из самых удачных работ стала модель Sascha, названная в честь известного австрийского кинодеятеля и автомобилиста-любителя графа Александра Коловрата, который на этом автомобиле намеревался участвовать в гонках. Кстати, в 1922 году четыре такие машины стартовали в состязаниях «Тарга Флорио», и одна из них заняла второе место в своей категории. В целом же из 52 гонок того сезона на Sascha было выиграно 43, что, разумеется, было невероятным успехом.

В 1923 году Порше стал главным инженером немецкого отделения Daimler. Ему снова пришлось работать над проектами гоночных автомобилей, и уже на следующий год его машина заняла первое место в «Тарга Флорио». При этом любопытно, что всю свою сознательную жизнь конструктор мечтал создать недорогой массовый автомобиль, который ни в чем не уступал бы своим «старшим собратьям», но до конца 30-х годов прошлого века эта идея оставалась неосуществленной. Зато на протяжении 20-х годов им были созданы модели, принесшие славу марке Mercedes, серии К, S, SS, SSK.

В 1928 году две главные немецкие марки – Daimler и Benz – объединились, образовав концерн Daimler-Benz AG. Порше остался на прежней должности, но вскоре отношения конструктора с советом директоров компании разладились и он покинул фирму. Однако без работы не остался. Приглашения сыпались со всех сторон, и он решил вернуться в Вену, где ему предлагали должность главного инженера и члена совета директоров компании Steyr. Но вскоре эта марка объединилась с Austro-Daimler, и конструктору вновь пришлось уйти.

Собственное дело

В марте 1931 года в Штутгарте начало свою деятельность конструкторское бюро Фердинанда Порше, разрабатывавшее двигатели для мотоциклов, автомобилей, самолетов и даже кораблей. Именно тогда конструктор наконец получил возможность заняться небольшой моделью, доступной самым широким слоям населения. Одновременно он сотрудничал с мотоциклетными фирмами NSU и Zundapp.

Считается, что как раз в то время он получил предложение из Советского Союза. Есть информация, будто его приглашали поработать на одном из автозаводов в СССР и даже якобы предлагали пост министра, но Порше отказался. Правда, документальных подтверждений этих версий не обнаружено, так что говорить о достоверности информации не приходится.

Тем временем к власти в Германии пришли нацисты, и Гитлер, заботившийся о расширении своей популярности в массах, с удовольствием поддержал идею Порше о доступном автомобиле. Проект получил название «Народный автомобиль – фольксваген». Вскоре было создано несколько прототипов заднемоторных машин малого класса с 4-цилиндровыми оппозитными двигателями. В 1935–1936 годах появилось еще два прототипа, один из которых был одобрен фюрером, а еще через год на заводах Daimler-Benz выпустили опытную партию из 30 машин. Их испытали, исправили выявленные в ходе тестов недостатки и рекомендовали к производству. В 1938 году в городке Фаллерслебен, впоследствии переименованном в Вольфсбург, начали возводить завод по выпуску «фольксвагенов».

Однако начавшаяся вскоре Вторая мировая война внесла в планы Порше очередные коррективы. Ему пришлось вернуться к созданию военных машин: мощные двигатели, знаменитые танки «Тигр» и самоходка «Фердинанд» (названная, кстати, в его честь), тягачи для тяжелых орудий и множество других образцов техники – все это было разработано конструктором и его сотрудниками за несколько военных лет.

После разгрома Германии победители начали использовать доставшиеся им трофеи, в числе которых оказались не только материальные ценности и новые по тем временам технологии, но и интеллектуальные ресурсы – ученые и инженеры. Многие крупные немецкие специалисты были арестованы. Хотя оказались они не в тюрьмах и лагерях, а в конструкторских бюро и лабораториях на территориях стран-победительниц. Не избежал этой участи и Фердинанд Порше. Ему повезло – конструктора приговорили всего к двум годам тюрьмы, а заключение он отбывал во Франции, где его использовали как технического консультанта компании Renault. В этом качестве он принимал участие в разработке знаменитой послевоенной малолитражки Renault 4CV.

В 1948 году Порше освободили, и он поселился в небольшом австрийском городке Гмюнд. Там, вместе с сыном Фердинандом и старым соратником Карлом Рабе, он основал новую фирму своего же имени. Правда, из-за недостатка материалов в Австрии компанию вскоре пришлось перевести в немецкий Штутгарт. Первым автомобилем новой марки стал Porsche 356, в котором были широко использованы довоенные наработки конструктора. Машина имела успех и положила начало фантастической славе Porsche. А легендарным бренд стал уже благодаря усилиям потомков Порше, ведь сам конструктор ушел из жизни 30 января 1951 года.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9