ЭТОТ автомобиль способен удивить и сегодня. Достаточно взглянуть на его стремительный силуэт; на колеса, вынесенные далеко от кузова и без какого-либо намека на крылья; на куполообразный колпак над кокпитом.. Если посмотреть на него спереди, то можно заметить, что он не симметричен, а как бы оплыл в правую сторону. Ведь руль здесь не посередине и водителю надо куда-то пристроить левый локоть. Да и дверей у машины нет – проникнуть в нее можно лишь через люк, прорезанный все в том же колпаке.. А теперь представьте, как сходила с ума публика в конце 30-х!
ГЛ-1 принято считать первой советской гоночной машиной, созданной в конструкторском бюро автомобильного завода. Она появилась на свет в 1938 году. Платформой послужил серийный ГАЗ М-1, или, как тогда говорили, “эмка”. Форсированный четырехцилиндровый двухкарбюраторный двигатель развивал 65 л.с. Масса автомобиля находилась в пределах одной тонны. Дебют ГЛ-1 состоялся на автомобильных соревнованиях в Киеве, где судьей выступал сам Валерий Чкалов. Тогда заводской техник-испытатель Аркадий Николаев сумел развить скорость 143 км/ч. Спустя два года конструктору Евгению Агитову удалось установить на машину уже стосильный двигатель, и максимальная скорость возросла до 161,9 км/ч… Показатель этот едва ли можно назвать выдающимся – до полутора сотен километров в час в ту пору могли разгоняться простые, совсем не гоночные машины. Однако победой можно было считать просто само появление спортивного автомобиля в стране, плохо представлявшей, что такое автоспорт, и по вполне понятным причинам поощрявшей строительство тракторов, а чуть позже танков.
После войны от ГЛ-1 остались только фотографии. То ли его порезали в металлолом, то ли гоночный автомобиль погиб во время одной из бомбежек, которой подверглись цеха и склады Горьковского автозавода. Однако сохранившихся фотографий и чертежей хватило для того, чтобы специалисты “Кузовной мануфактуры Александра Бушуева” воссоздали точную копию автомобиля.