ПОСЛЕВОЕННОЕ восстановление нелегко далось концерну “Daimler-Benz”. Большая часть производственных площадей была разрушена бомбардировками, и еще долгое время в Штутгарте не могли представить ни одной новой модели, лишь производили слегка улучшенный вариант довоенного “Mercedes-Benz 170V”.
Проблески появились только в конце 40-х годов, а итогом стал самый большой и мощный автомобиль в ФРГ. Представленный на Франкфуртском автосалоне в апреле 1951 года “Mercedes-Benz 300” являлся не просто флагманом штутгартского концерна. Это было даже нечто большее, чем просто автомобиль – символ обновленной Германии, преодолевшей все трудности, которые она сама же себе и создала.
СПУСТЯ полвека за рулем машины, названной в честь Аденауэра, мечтают оказаться многие любители автостарины. Нам достался вариант с кузовом “кабриолет”. То, что это будет встреча на высшем уровне, я понял, едва увидел, как сверкающий обилием хрома монстр вальяжно заезжает на парковку. Больше пяти метров в длину… Огромные колеса с белыми бортами… Массивная облицовка с венчающим ее трехлучевым “штерном”.. Облик у этого “политического тяжеловеса” на колесах нескрываемо роскошный и нескромно обаятельный.
Сажусь в салон, попутно оценив внушительную тяжесть двери – массивной, словно ворота в рыцарском замке. Не без трепета кладу руки на рулевое колесо огромного диаметра. На нашем кабриолете оно выполнено из пластмассы белого цвета, что считается более дорогим вариантом, нежели классический черный. Справа из рулевой колонки торчит рычаг коробки с набалдашником такого же колора – у нас “автомат”, хотя вообще-то на большинстве “Аденауэров” стояла четырехступенчатая “механика”. Тут же, на колонке, и указатель положения передач со стрелочкой и буквами. Но если с “P” и “R” вопросов не возникает, то отсутствие привычной буквы “D” (“Drive”) заставляет слегка задуматься. Трансмиссия здесь трехступенчатая, значит, высшая передача – третья. Ну да, вот и цифра соответствующая. Нет, правда, “двойки”, зато имеется “единичка” – видимо, для движения в сложных дорожных условиях.
При запуске мотора автомобиль лишь слегка подрагивает. Нажимаю на тормоз, рычаг “автомата” тяну к себе и вниз – так, чтобы стрелочка оказалась напротив цифры “3”. Машина трогается с такой плавностью, которую можно сравнить разве что с отправлением поезда на вокзале. Банальное сравнение, но тем не мене верное. Да и внутри автомобиля ощущаешь себя, как в дорогом вагоне-салоне: кругом дерево, причем не пластмассовые вставки “под клен” или “под орех”, а настоящая древесина, наполированная до зеркального блеска. В хромированных оправах часы и спидометр – все огромного размера. Спидометр размечен в милях – нам достался экспортный вариант “Аденауэра”, изготовленный для рынка США и недавно репатриированный в родную Европу. Стрелка медленно ползет вверх. Давить на газ в данном случае не то что бесполезно – просто особого смысла не имеет. Для поклонников быстрой езды тогда выпускался “Mercedes-Benz 300SL” (тот, что с дверьми “крыло чайки”). Хотя под капотами обеих моделей стояла, по сути, одна и та же “большая шестерка”, как этот двигатель уважительно величали на заводе.
НАКАТАВШИСЬ по прямой, решаю немного поманеврировать. В поворот “Аденауэр” входит типично по-мерседесовски – вслед за вращением руля сначала отклоняется в сторону поворота звезда на капоте, потом смещается сам капот, а за ним и весь автомобиль. Крен кузова ощущается, однако цепляться за баранку, чтобы удержаться на месте, вовсе не нужно. Впечатляющих габаритов шины позволяют не замечать мелкие дорожные дефекты, а с более крупными совместно справляются пружинные подвески и огромный вес автомобиля. Еще у этой модели сзади есть дополнительные торсионы, которые можно подключить к борьбе с неровностями, если покрытие на дороге совсем уж из рук вон. А пересев ради интереса назад, я убедился, что там для комфортной езды вполне достаточно пухлого кожаного дивана с центральным подлокотником.
Кожа в кабриолете – скорее необходимость, нежели роскошь. Раньше в представительских автомобилях вообще все было не так, как сегодня. В те годы кожаные сиденья обычно присутствовали только в шоферском отделении (чтобы не протирались из-за того, что водитель часто входит-выходит из машины), а пассажирский диван обтягивался дорогой тканью. Исключения составляли варианты с открытым кузовом, которые, как правило, получали кожаную обивку на оба ряда кресел. Но такое решение диктовалось исключительно практичностью, а не классовым разделением: просто чистить ткань от дорожной пыли и грязи намного тяжелее, чем кожу.
Наш экземпляр носит индекс “300D” – это “Аденауэр” последнего, четвертого поколения. Впервые букву в своем обозначении модель получила в 1954 году вместе с вакуумным усилителем тормозов, новыми карбюраторами “Solex” и замками в форточках передних дверей. Такой вариант с мощностью мотора в 125 л.с. назвали “300В”. Через год использовали очередную букву: “Mercedes-Benz 300С” легко узнавался по заднему панорамному стеклу, а в качестве опции к нему можно было заказать автоматическую коробку передач “Borg-Warner”. Следующая по алфавиту литера “D” сопровождала модель с 1957 года вплоть до прекращения производства в 1962-м. Лимузин стал длиннее на десяток сантиметров, а кузов лишился центральной стойки – “300D” вполне обоснованно претендовал на определение “хардтоп”. На этом же длинном шасси впервые появились и кабриолеты. Карбюратор уступил место впрыску, что подняло мощность мотора до 160 “лошадей”.
Удивительно, но при всех изменениях в конструкции рабочий объем двигателя за все одиннадцать лет производства модели оставался на отметке 2.996 куб. см. Зато в области технологий автомобиль совершенствовался постоянно – достаточно посмотреть, сколь велика разница между машинами 1951 и 1962 годов выпуска. Для сравнения: конструкция советского ЗИМ ГАЗ-12, который делали практически в то же время, что и “300-й” “Мерседес”, так и не получила каких-либо серьезных усовершенствований.
СИДЯ за рулем такого автомобиля, невольно задумываешься о ходе истории, точнее о ее выходках. Вот экземпляр, которому в этом году исполнилось ровно полвека, а у него и коробка-“автомат”, и впрыск под капотом, и усилитель тормозов, и регулируемая задняя подвеска – все, что есть у современных машин.
Легко понять канцлера, гордившегося этим продуктом немецкого автопрома. Конрад Аденауэр за время своего правления сменил шесть автомобилей имени себя. Во время официальных визитов в ФРГ машину опробовали президент США Дуайт Эйзенхауэр, глава Франции генерал Шарль де Голль, королева Великобритании Елизавета II. Среди владельцев-частников засветились кинозвезды Гарри Купер, Мария Каллас, Анита Экберг, Софи Лорен. Один “Аденауэр” находился в гараже Ватикана – для Папы Римского в Штутгарте изготовили эксклюзивное “ландоле” с задним сиденьем-троном..
Конрад Аденауэр остался в памяти своих соотечественников как архитектор экономического и политического возрождения страны. И этот автомобиль – еще одно подтверждение благодарности канцлеру.