– ДА, ЭТО – та самая машина! – заверил сотрудник компании, передавая ключи от раритета.
У меня аж челюсть отвисла:
– Та, на к-к-которой.. – начал я, заикаясь..
– ...На которой Тацио Нуволари выиграл в 1930 году “Mille Miglia”, – спокойно, как о чем-то обыденном, подтвердил безымянный сотрудник.
И тогда я понял, что судьба подарила мне великий случай – управлять автомобилем, который уже давно стал легендой..
Да, все это происходило на треке в Балокко, где по случаю столетия “Alfa Romeo” были выставлены некоторые музейные экспонаты компании. И среди них – эта “Альфа”.
В качестве познавательной информации хочу сообщить, что за время очень короткой жизни модели (она производилась с 1930 по 1933 гг.) было выпущено всего 257 экземпляров “Alfa Romeo 6C 1750 Gran Sport”, в обозначении которой “6С” указывает на рядную шестерку, “1750” – объем двигателя, а “Gran Sport” – спортивный, и в то же время годный для повседневного пользования. То есть, говоря по-современному, – “Gran Turismo”.
До сегодняшних дней дожили единицы. Год назад, на аукционе в Лондоне, один из “Alfa Romeo 6C 1750 Gran Sport” был продан за миллион долларов.
Нетрудно догадаться, что образец, от которого мне передали ключи, стоил намного дороже. Но странно, у меня не было совершенно никакого мандража перед этой реликтовой машиной. Может быть, потому, что, несмотря на свой древний возраст, она выглядела просто идеально. Или меня успокаивала информация о том, что на этом автомобиле представители музея “Alfa Romeo” регулярно участвуют в ралли исторических машин “1.000 миль”, то есть “Mille Miglia”? А значит, в нем должно быть все в порядке.
На всякий случай внимательно его осматриваю. И никак не могу отличить: что в нем оригинальное, а что – нет. Даже те детали, которым реально 80 лет, выглядят ухоженными, словно новые.
Я даже встал перед ним на колени, заглянул под днище. Но и там все чисто, лишь местами немного ржавчины. Рессоры, диски колес, барабанные тормоза с ребрами для лучшего охлаждения, поддон картера – все в идеальном состоянии.
На панели приборов выделяется перевернутый (с обратным отсчетом) спидометр с максимальной отметкой 180 км/ч, указатель запаса топлива, большие часы с римскими цифрами, тахометр, и там же, сверху, совсем недавно прописалась лампа подсветки в помощь штурману. Да и моторчик привода дворников явно свежий. Но руль с регулятором опережения зажигания – родной, и педали с надписью “ALFA” те же, на которые давил Тацио Нуволари.
Аккуратно (не дай бог что-то сломаю!) устраиваюсь за рулем. Надежно фиксирую защелкой водительскую дверь и, вставив ключ в замок зажигания, завожу мотор. Отпускаю стояночный тормоз, торчащий рядом с кулисой, включаю первую и трогаюсь с места..
КАК ЖЕ непривычно управлять этой “Alfa Romeo”! Меня трясет вместе с автомобилем, воет трансмиссия, а из-под длинного капота раздается кудахтанье мотора. Педаль сцепления ужасно тугая, а ход ее невероятно короткий – не более двух сантиметров. Функции накладок на диске сцепления здесь выполняет натуральная кожа, схватывает она быстро, но хватает ее не надолго.
Вторая и третья передачи включаются настолько жестко, что мне становится жалко коробку. Чтобы хоть как-то сгладить момент переключения, я старался делать перегазовки на нейтральной передаче.
Обод руля тонкий, реакции на руль острые, а в поворотах держать его тяжело – усилителя здесь, разумеется, нет. Спасают узкие покрышки и зависимая рессорная подвеска. Чуть переборщил с углом поворота – тут же передняя ось, под вой шин, скользит наружу.. Перебрал со скоростью на входе, и опять скольжение.. Дернул по ошибке рулем в скоростном повороте – и уже несет заднюю ось..
Вот после всех этих экспериментов мне стало немного не по себе. Понимаю, что “поймать” машину большим и непривычным в управлении рулем совсем не просто..
И стыдно. Ведь Нуволари в той гонке “Mille Miglia” 80 лет назад ехал отнюдь не по ровной асфальтовой дороге, а по горным серпантинам, с перепадом температур и высот, и даже в туман, отчего для лучшей узнаваемости автомобиля фары закрыли сферической формы красными колпаками (они и сейчас такие же, торчат, как три виноградины). Более того, он преследовал вырвавшегося вперед коллегу Ахилла Варци на такой же “Альфе”, и ночью, в приближении рассвета, Нуволари выключил фары, дабы соперник не обнаружил погоню.. А перед финишем внезапно обогнал удивленного Ахилла и вырвал победу!
...Но, пожалуй, я увлекся историческими экскурсами. На прямой я добрался до четвертой передачи, а когда спидометр прошел отметку в 140 км/ч и впереди показался затяжной левый вираж, принялся тормозить. Но тормоза у “Alfa Romeo 6C 1750 Gran Sport”, хочу я вам сказать, – отдельная история.
Они барабанные и тоже без усилителя. Жмешь – и никакой реакции. Еще сильнее – ничего! А бетонная стена, что снаружи поворота, приближалась настолько быстро, что перед глазами промелькнула вся жизнь. Нет, не моя – автомобиля. Я даже представил некролог, где список его заслуг венчает скромная надпись: “Был разбит журналистом на восьмидесятом году жизни”..
Давлю на педаль уже из последних сил, упершись в спинку сиденья. И только тогда автомобиль стал замедлять ход.
Сделав несколько кругов по треку, я вернулся в гараж. От возбуждения, вибраций и пережитого стресса мои руки тряслись еще долго, а сердце едва не вырывалось из груди. Представляю, что испытывал бесстрашный Тацио Нуволари, когда покорял “Mille Miglia”..
Краткая техническая характеристика “Alfa Romeo 6C 1750 Gran Sport “ | |
Габаритные размеры | 405х187,7х146 см |
Колесная база | 274 см |
Снаряженная масса | 840 кг |
Двигатель | 6-цил., 1.752 куб. см, с компрессором |
Мощность | 102 л.с. при 5.000 об/мин |
Коробка передач | 4-ст., механич. |
Тип привода | задний |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 15 с |