Точка отсчета
В ДАЛЕКОМ 1918 году молодой американец Лес Келли купил за $450 (неплохие по тем временам деньги) три подержанных “Ford T” и выгодно перепродал их, открыв автосалон прямо на лужайке возле своего дома. Так была основана компания “Kelley Kar Company” (слово “Car” по неизвестным нам соображениям было намеренно написано с ошибкой), ставшая впоследствии крупнейшим в США дилером по подержанным автомобилям. Келли был талантливым предпринимателем и прекрасно понимал, что серьезный бизнес должен иметь под собой не менее серьезную основу. Поэтому на протяжении многих лет он вел подробную статистику цен на новые и бывшие в употреблении машины, выводил общие закономерности и пытался прогнозировать тенденции рынка. Такой всеобъемлющий системный подход (который до него не имел прецедентов) помог ему добиться успеха. А в 1926 году Лес Келли сделал собранные данные достоянием публики, издав их в виде общедоступного каталога. Так на свет появился первый в мире справочник по подержанным автомобилям, получивший название “Kelley Blue Book”.
Со временем Келли отошел от торговли машинами и целиком сосредоточился на издании своей “синей книги”. Каталог выходил регулярно, получил статус официального издания и стал настольной книгой (иногда его даже называют “библией”) продавцов и покупателей автомобильного “second-hand”. Приведенным в нем данным американцы безоговорочно доверяют, об этом наглядно свидетельствует тот факт, что даже правительственные организации, банки и страховые компании широко используют “Kelley Blue Book” в своей деятельности. В этом году каталог Леса Келли (который продолжают выпускать дети основателя) празднует свой юбилей. “80 Years of Trust” (“80 лет правды”) – так сегодня звучит девиз этого старейшего и авторитетнейшего издания.
В нашей стране приобрести печатную версию “Blue Book” в принципе возможно, но стоит она довольно дорого (профессиональные инструменты дешевыми не бывают!) и поставляется на заказ. Человеку, который не занимается торговлей подержанными автомобилями, покупать этот справочник не имеет смысла. Если вы решили приобрести для личного пользования машину из США, то можно воспользоваться интернет-версией издания. Единичный он-лайновый запрос по конкретной модели стоит всего пару-тройку долларов и оплачивается с помощью кредитной карты.
ЧТО МОЖНО узнать из “Kelley Blue Book”? Прежде всего реальную цену машины на американском рынке (модели, предназначенные для других стран, в нем не указываются). Например, продавец, пригнавший автомобиль из-за океана, уверяет вас, что за 8-цилиндровый “Jeep Grand Cherokee” 2001 года выпуска он сам заплатил в Америке $25.000. Не верьте на слово! Открываем справочник и видим, что подобная машина оценивается в $17.450, если покупать ее у дилера, и в $14.100 – если напрямую у владельца. Несложно прибавить к этой сумме стоимость растаможивания, затраты на доставку джипа в Россию (о расценках на транспортировку “Клаксон” уже неоднократно писал) и оценить примерную прибыль, которую рассчитывает получить продавец. Посчитали? Можно торговаться!
Конечно, реальная цена может незначительно отличаться от указанной в справочнике. Она зависит от уровня комплектации, пробега и состояния. Но это все тоже учитывается с помощью специальных таблиц, приведенных в начале книги. Специалисты считают, что для автомобиля, например 2001 года выпуска, нормальный пробег должен составлять 60.000-65.000 миль. Если он больше, то машина должна стоить дешевле, если меньше – наоборот. То же самое и с установленными опциями. Из соответствующей таблицы видно, что, скажем, наличие АБС на цену не влияет, а вот CD-чейнджер может сделать автомобиль на $250-325 дороже.
Помимо всего прочего в справочнике указывается и то, сколько стоил данный автомобиль новым. Так, взятый нами для примера “Grand Cherokee” в 2001 году был куплен первым владельцем за $35.870 (имеется в виду машина в базовом оснащении). Не менее важная деталь, которая приводится в отдельной графе справочных таблиц, это образец VIN-номера автомобиля. В нашем случае номер джипа должен начинаться с символов “W58N”. А, например, на машине 2000 года – “258N”. Таким образом легко убедиться, что заявленный в регистрационных документах год выпуска соответствует реальности.
Пример из жизни: автор этих строк несколько лет назад сам покупал подержанную машину на рынке. Автомобиль понравился, цена устраивала, но что-то заставило насторожиться. Проверка машины по справочнику все поставила на свои места – данная модель в такой комплектации и в указанном в документах году не выпускалась. Может быть, машина была собрана из частей литовскими или белорусскими умельцами, может быть, она продавалась по подложным документам.. Да мало ли что еще. В любом случае от покупки я отказался.
Посмотреть справочник бывает полезно не только для того, чтобы уличить недобросовестного российского продавца. С помощью специализированного каталога можно довольно точно оценить предполагаемые затраты, если вы сами намереваетесь отправиться за автомобилем в США или заказать его через Интернет.
В СТАРОМ Свете аналогичное официальное издание появилось на 30 лет позже, чем за океаном. В 1957 году во Франкфурте-на-Майне Ганс Швакке впервые опубликовал свои наблюдения за ценами на подержанные автомобили в Германии. Так появился самый популярный в мире справочник по европейским моделям “SuperSchwacke”, которым теперь пользуются практически все специалисты (в том числе и российские таможенники).
Каталог “SuperSchwacke” издает немецкая фирма “Eurotax”, имеющая свои филиалы практически во всех западноевропейских странах. Информация о состоянии вторичного автомобильного рынка 16 европейских стран стекается в единый аналитический центр, который ее систематизирует и ежемесячно публикует.
Европейский официальный справочник “SuperSchwacke” обновляется ежемесячно и за счет этого оперативно отображает все изменения, происходящие на вторичном автомобильном рынке.
В справочнике содержится подробная информация о ценах покупки и продажи дилерами подержанных легковых автомобилей, джипов и микроавтобусов, предлагавшихся на европейском рынке в течение 12 последних лет. В общей сложности (как уверяют издатели) в нем представлено более 13.000 моделей и модификаций. Помимо стоимости подержанных автомобилей в каталоге указываются их краткие технические характеристики. Например, из “SuperSchwacke” можно узнать тип кузова и количество дверей, рабочий объем и мощность двигателя, количество и расположение цилиндров, рекомендованный производителем тип топлива и даже размерность штатных покрышек. В обязательном порядке указывается, сколько стоил автомобиль (в Германии), когда он был новым. В отдельную строку вынесены позиции, отражающие налоговые и страховые категории данного транспортного средства, но для российских покупателей они абсолютно бесполезны.
Зато может пригодиться подробно расписанный уровень базового оснащения каждой конкретной модификации. Справочник знает все, вплоть до того, сколько подушек безопасности было на автомобиле и оборудовались ли наружные зеркала электроподогревом. Это очень удобно для покупателя – всегда можно проверить, насколько находящаяся перед ним машина соответствует официальной спецификации автопроизводителя. Если нет, то имеет смысл поинтересоваться причиной, а то и вовсе отказаться от покупки.
В европейском справочнике содержится значительно больше информации, чем в американском. Даже по толщине он превышает “Kelley Blue Book” в два-три раза. Но правила пользования этими каталогами примерно одинаковые. В полном объеме их можно прочитать на первых страницах издания (или на сайте компании “Eurotax”). Там же приведены подробная расшифровка применяемых сокращений и вспомогательные таблицы.
На русском языке “SuperSchwacke” не издается, но его лексика настолько ограниченна, что, даже не зная немецкого, а пользуясь только условными обозначениями, разобраться в нем не составит никакого труда. Купить европейский справочник можно и в России – для этого надо обратиться в официальное представительство компании (в обычных магазинах он не продается). Но если вы по роду своей профессиональной деятельности не планируете ежедневно листать и перелистывать страницы каталога, то для разового уточнения информации (например, при выборе, покупке или заказе автомобиля из Европы) проще воспользоваться Интернетом. К тому же он-лайновые данные обновляются по мере поступления, а бумажную версию справочника придется покупать ежемесячно – сведения в ней устаревают.