Автомобильный парк в России стареет: средний возраст машин в стране поднялся почти до 13 лет, что гораздо выше, чем в развитых странах. Впрочем, в будущем проблема устаревания автопарка, вероятно, будет разрешена продолжающимся снижением ресурса современных автомобилей
Кризис больно бьет по российскому автомобильному рынку, приводя к тому, что автопарк страны стареет: увы, средний возраст эксплуатируемых в России машин продолжает увеличиваться. Согласно исследованию Аналитического агентства «Автостат», в нынешнем году он достиг отметки 12,9 года. Всего год назад этот показатель был на четыре месяца меньше.
Помимо прочего исследование «Автостата» выяснило, где в России самый молодой автопарк. Оказалось, что по этому показателю лидируют вовсе не самые богатые российские регионы вроде Москвы и Питера. На первое место претендует Татарстан, где средний возраст машин ниже даже десятилетней отметки (9,6 года). Далее идет Москва (10,2 года), и лишь немного ей уступает Ханты-Мансийский автономный округ (10,3). Неожиданно на четвертом месте оказались пермяки – средний возраст машин в Пермском крае – 10,4 года. В десятку регионов с самыми молодыми авто на дорогах также входят Санкт-Петербург, Самарская и Нижегородская области, Удмуртия, Башкортостан (график 1).
Есть данные и по возрасту автомобилей в зависимости от их марок. Понятно, что средний возраст иномарки в России заметно меньше: согласно исследованию, он составляет 10,4 года. Притом что средний возраст отечественного легкового автомобиля в среднем достигает 16,4 года.
Что же касается национального происхождения машин, то самый молодой парк в России, как оказалось, имеют китайские марки. Средний возраст китайских машин 5,8 года. Далее идут корейские авто (6,9 года), на третьей ступеньке пьедестала американские марки (9,1). У европейских машин этот показатель составляет 10,4 года. Наконец, самые возрастные среди иномарок – представители японских брендов. Средний возраст «живучих» японских машин 12,6 года (график 2).
Показатели изношенности автопарка в России сильно превышают средний возраст машин в развитых странах. Одними из самых молодых в мире являются автопарки европейских стран. Согласно статистике, средний возраст машин в ЕС составляет около 8 лет. При этом лидером по новизне автомобилей в Европе стал Люксембург, где средний возраст машин всего около 3,8 года. Но есть в Европе страны, где автопарк даже старее, чем в России. Например, в Греции и на Кипре его средний возраст превышает 14 лет.
А вот в США этот показатель гораздо выше, чем в Европе. Как показывают исследования, он достигает 11 лет, а самыми старыми автомобилями в этой стране являются машины таких марок, как Ford, Honda, Toyota и Chevrolet. Столь высокий возраст авто в Америке маркетологи объясняют не бедностью, а… пресыщенностью местного потребителя. Автопарк в США – самый большой в мире, его размеры более 250 млн машин (в России – в пять раз меньше). При этом показатель проникновения автомобилей – запредельный, он достигает 800 штук на 1000 человек, включая младенцев и стариков (в России – 300 единиц). То есть у средней американской семьи с взрослыми детьми обычно имеется не менее двух машин. Это приводит к тому, что их эксплуатируют не слишком интенсивно, а износ осуществляется не так быстро. А потому автовладельцы в США и не спешат менять свои транспортные средства.
Что и говорить, устаревающий автопарк – в целом негативное явление для общества. За исключением примера с США обычно он отражает снижение благосостояния населения, которое вместо новых, более комфортабельных и функциональных, моделей вынуждено использовать или покупать старую технику.
К тому же эксплуатируемый автохлам снижает безопасность движения. Вряд ли кто-то будет спорить, что с увеличением возраста машины повышается опасность выхода из строя ее узлов и агрегатов, из-за чего случаются ДТП. Не стоит забывать и о таком вопросе, как проблемы экологии. Старые чадящие модели создают проблемы с выхлопами, особенно в мегаполисах.
В этой связи в развитых странах предпринимаются серьезные меры для того, чтобы по возможности омолаживать автопарки. Прежде всего с этой целью бьют по карману налогами. В ряде европейских стран иметь старый автомобиль неэкономично, так как после определенного возраста налоги на старые машины взлетают до небес и гораздо выгоднее купить новые. Еще с советских времен живы истории, как где-то в Швейцарии местные жители отдавали свои машины бесплатно, поскольку старые автомобили в этой стране продать сложно, а затраты на утилизацию столь существенны, что лучше отдать «развалюху» даром.
Бывает, что передвижение старых машин в европейских странах ограничивают и физически. К примеру, во многих городах Германии въезд в центр запрещен для автомобилей старше определенного возраста из-за экологической вредности такого транспорта.
В нынешней России набирающее обороты старение автопарка обусловлено продолжающимся кризисом: автомобили дорожают, и людям приходится ездить на своих старых машинах или обращаться на вторичный рынок.
Нельзя сказать, что в нашей стране с процессом устаревания автопарка не борются вообще. Довольно успешно шла утилизационная программа, в рамках которой за сданное в утиль транспортное средство владелец мог получить сертификат на существенную скидку при покупке новой модели.
В сфере коммерческого транспорта уже вступили в силу ограничения, согласно которым, например, перевозить пассажиров сильно устаревшими машинами нельзя. Некоторые депутаты и власти российских городов время от времени предлагают полностью запретить в России эксплуатацию слишком старых автомобилей. Например, в Москве периодически говорят о планах не пускать в город модели старше 15 лет. Однако пока подобные инициативы упираются в законодательные трудности: введение таких запретов, считают правозащитники, может нарушить права жителей других регионов в плане их свободы передвижения, что гарантируется Конституцией.
Безусловно, огульно применять методы типа «держать и не пущать» в отношении старых машин на российских дорогах не стоит. Многим людям сейчас не по карману приобретение новых автомобилей, «старушки» являются для них единственными доступными транспортными средствами. Но меры по стимулированию обмена старого авто, конечно, были бы не лишни, чтобы автопарк в России перестал стареть и начал обновляться.
Впрочем, заметный вклад в обновление мирового автопарка в последнее время вносят и сами автопроизводители. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что современные модели стали менее долговечными, чем 20–30 лет назад. Автоконцерны признают, что ключевые узлы и агрегаты современных машин уже не столь надежны. К примеру, теперь почти не встретишь двигатель-«миллионник», способный осуществить пробег в 1 млн км. Производители современных ситикаров говорят, что ресурс их моторчиков не превышает 200–300 тыс. км, после чего автомобиль логичнее отправлять в утиль.
Многие потребители верят в так называемую теорию заговора современных автоконцернов, которые намеренно делают менее долговечные детали, чтобы люди чаще задумывались о замене машин и покупали больше запчастей. Есть ли такая стратегия у современных автопроизводителей, однозначно сказать невозможно. Сами они в этом никогда не признаются, при этом автомобильной марке все-таки невыгодно приобретать репутацию производителя ненадежной техники. Но факт остается фактом – ресурс автомобилей сокращается. И не исключен вариант, что скоро транспортное средство будет подобно мобильному телефону, который долго использовать нельзя. Машины станут выбрасывать на свалку или перерабатывать после трех-четырех лет эксплуатации. А значит, и проблема устаревания автопарка отпадет сама собой.