Пронзительно кричать

ПЕРВЫМ элементом комфорта в самодвижущихся экипажах стала жесткая крыша. Принято считать, что появилась она благодаря мадам Рено, супруге французского автопромышленника. В 1898 году Луи Рено построил свою первую модель “Type A”, которой быстро завладела его жена, ставшая заядлой автомобилисткой. Вот только легкий складной верх был плохой защитой от дождя и ветра. Муж подумал – и подарил ей машину с закрытым двухместным кузовом. Купе по нынешней классификации.

Закрытый салон позволял сделать обстановку в автомобиле гораздо уютнее, дополнив ее различными аксессуарами. В машинах последовательно обосновались часы, пепельницы, прикуриватели, шторки, вазочки для цветов, небольшие бары и столики. В самом полном комплекте все эти опции присутствовали только на машинах самых состоятельных заказчиков, в основном монархов. Среди которых был и “хозяин земли русской”, император Николай II, державший в своем гараже несколько “Delaunay-Belleville SMT”. В придачу к вышеперечисленным опциям были здесь и дополнительные откидные ступеньки подножек, и фонарики на боковых стойках, освещающие пространство при входе и выходе самодержца. А высота “царского отделения” позволяла Николаю II (при росте 176 см) стоять в салоне. Царская машина весила почти четыре тонны. Многие ее устройства имели пневматический принцип работы: мотор запускался при помощи баллона со сжатым воздухом и компрессора, этот же воздух подавался и в звуковые сигналы – довольно распространенный принцип в начале прошлого века. Хотя чаще шоферы пользовались примитивной резиновой грушей с медным рожком-раструбом.

В 1908 году впервые появились электрические клаксоны, работавшие от шестивольтовых батарей, – изобретение Миллера Риза Хатчисона, одного из коллег Томаса Эдисона. Электротехническая компания “Lovell-McConnell Manufacturing Co.” купила права на это устройство, а один из ее основателей Лавелл предложил и название “клаксон”, позаимствовав его из древнегреческого языка – глагол “klazõ” переводится как “пронзительно кричать”.

Защита Картера

СТАРТЕР на автомобилях тоже появился не сразу. Долгое время для запуска мотора служила заводная рукоятка, знаменитый “кривой стартер”. После каждой остановки шоферам приходилось вылезать из машины и крутить ручку – процедура нудная и порой очень опасная. Однажды в Америке владелец автомобильной компании “Cartercar” Байрон Джон Картер хотел помочь женщине, пытавшейся завести “Cadillac”. Увы, прежде чем взяться за рукоятку, Картер не проверил опережение зажигания – его тогда устанавливали специальным рычажком на руле. Мотор взревел, заводная ручка завертелась, выскочила и сломала незадачливому джентльмену челюсть. В итоге несчастный скончался от гангрены. Друг Картера, владелец фирмы “Cadillac” Генри Мартин Лиланд, удрученный этой трагедией, решил принять меры к тому, чтобы запуск двигателя стал легким и безопасным. Он обратился за помощью к изобретателю Чарльзу Кеттерингу из электротехнической компании “Delco”, и тот придумал привычный сегодня электрический стартер.

Под шубой

ГЛАВНЫМ врагом автомобилистов в течение многих лет оставалась погода. Ее капризы стали не страшны лишь во второй половине ХХ века, когда такие устройства, как кондиционер, отопитель салона и обогреватель стекол достигли совершенства.

Примерно до 20-х годов температура в закрытых машинах мало отличалась от забортной, поэтому зимой седоки кутались в меховые шубы. Чтобы согреть пассажиров, попытались проводить выхлопные трубы ближе к поверхности пола. Это было хорошо в морозы (хотя не избавляло от обледенения стекол), но, представьте, каково было ехать в такой машине летом, в жару!

В 1913 году немецкая фирма “Geschwa” изобрела обогреватели, которые помещались под ноги пассажиров и выделяли тепло от экзотермической реакции нескольких химических веществ. Время действия такого обогревателя не превышало одного часа, дальше требовалась дозаправка. Что в результате? Ногам тепло, а в шубу завернуться все равно надо.. Весьма оригинально решил ситуацию с обогревом немецкий конструктор Фердинанд Порше на своем знаменитом “Жуке” с двигателем воздушного охлаждения: он провел из моторного отсека в салон несколько трубок, по которым шли потоки горячего воздуха.

Привычные нам отопители, в которых использовался принцип отвода горячей воды из системы охлаждения двигателя, стали устанавливаться в машины в начале 30-х годов. На первых порах таким устройством оснащались лишь дорогие модели, а повсеместное распространение они получили только в послевоенные годы.

В СССР первым автомобилем с отопителем, который тогда называли на английский манер словом “хитер”, стал лимузин ЗИС-101 1936 года, предназначенный для обслуживания партийной элиты.

Электрический способ кондиционирования воздуха был изобретен американцем Уиллисом Кэррьером в 1902 году. Однако на автомобилях кондиционер появился только через 30 лет, когда фирма “Kelvinator Company” установила его на “Cadillac”. Поначалу этот прибор был атрибутом специфических транспортных средств, таких как бронированные лимузины “Packard Twelve” американского президента Рузвельта и советского вождя Сталина. Массовое распространение эти устройства получили в эпоху аэростиля, бушевавшего в Америке в 50-60-е годы, – тогда автомобиль без кондиционера считался вроде бы и неполноценным. А вот в нашей стране кондиционеры до 90-х годов устанавливались исключительно на представительские ЗИЛы и “Чайки”.

Еще одной проблемой было запотевание стекол из-за разницы температур в автомобиле и за бортом. Только в 1991 году концерн “Daimler-Benz” на своей модели премиум-класса “Mercedes-Benz W140” применил двойное остекление, избавившее от этой напасти. К слову, на этом же автомобиле впервые появился холодильник, разместившийся в подлокотнике задних сидений.

Музыкальная шкатулка

ДОЛГОЕ время водитель и пассажиры могли послушать музыку только во время остановок. Использовать граммофоны, даже самые компактные, было невозможно – из-за тряски игла сбивалась с дорожек пластинки. Радио тоже пришло в автомобиль не сразу. Первыми “радиоточками” здесь стали обычные домашние приемники небольших размеров, которые в мастерских кустарно адаптировались под тогдашнюю шестивольтовую систему автомобильного электрооборудования. Как правило, они подсоединялись через “умформер” – преобразователь напряжения, но качество работы таких систем оставляло желать лучшего.

Только в 1930 году американская компания “Galvin Corporation” представила первый в мире полноценный автомобильный радиоприемник “Motorola 5T71”. Кстати, с того времени вся продукция компании стала выпускаться под маркой “Motorola”. Стоила модель “5T71” до $130 – внушительная сумма по тем временам, когда новенький “Cadillac” продавался за $1.500.

В Европе первенство принадлежало фирме “Bosch” – в 1932 году поступил в продажу автомобильный радиоприемник “Blaupunkt Autosuper 5”. Он весил около 12 кг, монтировался под приборной панелью и оснащался кабельным пультом дистанционного управления, крепившимся на рулевой колонке. Стоила эта роскошь 365 рейхсмарок – несколько среднемесячных зарплат в Германии тех лет.

До массовых автомобилей “музыка” добралась лишь в послевоенные годы. В 1952-м появился FM-диапазон, в 1954-м – устройство автоматического поиска радиостанций, а еще три года спустя – первые модели на транзисторах, заменивших громоздкие радиолампы. Систему “Compact Cassette” впервые предложила фирма “Philips” в 1964 году. Что же до популярных ныне CD-дисков, то их проигрыватели для автомобилей фирма “Blaupunkt” начала выпускать еще в 1985 году.

Телефонная будка

ГОВОРЯТ, первый автомобильный телефон появился у шведского изобретателя и промышленника Ларса Магнуса Эрикссона еще в начале XX века. Чтобы “подключиться к сети”, надо было тормозить рядом с воздушной телефонной линией и забрасывать на нее специальными удочками провода от телефона в машине.

По мере того как совершенствовалась радиосвязь, телефоны появились в лимузинах глав государств. В автомобилях простых смертных радиотелефоны стали встречаться лишь в послевоенное время – первенство здесь принадлежит американцам. Европейцы же освоили подобные устройства только в начале 60-х – один из допотопных автомобильных радиотелефонов можно увидеть в фильме “Разиня”, где герой Луи де Фюнеса постоянно названивает из своего седана марки “Jaguar”.

 

Умывальников начальник

В СТРЕМЛЕНИИ наделить автомобиль домашним комфортом конструкторы иногда явно перебарщивали. Например, в 1927 году для короля Швеции изготовили восьмицилиндровый кабриолет “Horch”.. с умывальником. Он располагался между подножкой и порогом, поэтому монарху приходилось совсем не по-королевски нагибаться, чтобы подставить ладони под струйку холодной воды. Спустя десять лет эта же немецкая фирма решила устанавливать рукомойники на серийные автомобили. На Берлинском автосалоне 1939 года можно было увидеть “Horch 930S”, который не только разгонялся до 170 км/ч, но и позволял водителю и пассажирам освежиться на остановках – в его правом крыле находился умывальник с холодной и горячей водой.

Еще дальше пошел некий американец, который установил в заднем диване своего автомобиля туалет с прямоточной системой выхода вроде той, что применялась в советских поездах. Однако мировые автопроизводители почему-то не оценили это изобретение.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9