Польза электричества
ПЕРВЫЕ звуковые сигналы использовались еще на конном транспорте – кучер, сидя на облучке, дудел в рожок во всю силу собственных легких. Позже воздух в гудок начала подавать резиновая груша. Такие устройства стояли и на ранних автомобилях, например, “Benz Velo” 1894 года или “Duryea Motor Wagon” – оба считаются первыми в мире серийными моделями.
Одно из ранних упоминаний о применении электрического сигнала относится к 1899 году. Тогда проживавший в Германии русский инженер Борис Луцкой установил подобный гудок на почтовый автомобиль собственной конструкции “Loutzky-Motorwagen Model С”, демонстрировавшийся на Берлинской автовыставке. Но в те годы электрооборудование машин все еще оставалось примитивным, поэтому распространения такие устройства не получили. Куда надежнее и привычнее были пневматические сигналы с грушей.
В массовом порядке электрические клаксоны появились на автомобилях лишь десятилетие спустя, когда была решена проблема с аккумуляторами и их подзарядкой. В 1908 году их начала производить электротехническая компания “Lovell – McConnell Manufacturing Co.” из Нью-Джерси. Автором клаксона в его классическом виде является один из друзей Томаса Эдисона, изобретатель Миллер Риз Хатчисон (кстати, он же сконструировал слуховой аппарат – так называемый “акустикон”, и подслушивающее устройство “диктограф”). В Америке тех лет число автомобилей росло быстрыми темпами, в крупных городах появились плотные дорожные потоки, так что изобретение Хатчисона сразу стало популярным.
Продукция оказалась настолько востребованной, что вскоре фирма сменила имя на “Klaxon Signals Ltd.” – под такой вывеской она существует и по сей день. Это слово предложил использовать в качестве торговой марки один из учредителей компании Лавелл, позаимствовав его из древнегреческого языка: “klazo” переводится как “пронзительно кричать”. В дальнейшем клаксонами стали называть тип электрического рожка, который испускает особенно громкий и проникающий звук. Кроме автомобилей клаксоны нашли применение и в других областях как устройство для оповещения об аварийных ситуациях – например, на моторных лодках и даже в заводских цехах.
Внешний вид клаксона мало изменился за прошедшие сто лет. Как и прежде, это в первую очередь рожок, приложенный к диафрагме, который усиливает и направляет шум, создавая сконцентрированную область звука, слышного на значительном расстоянии, особенно если рожок большой. Благодаря такому усилителю даже маленький клаксон сигналит довольно громко, а крупные издают и вовсе оглушительный вой. Между прочим, первое время клаксонами оснащались не все автомобили – в ходу были и не столь агрессивно звучащие устройства, вплоть до самых простых, однотональных.
ХАРАКТЕРНЫЙ клаксоновский рожок пытались использовать и в других целях. Так, к числу самых экстравагантных изобретений ХХ века можно отнести клаксон с… запахом, призванный помочь пешеходам со слабым слухом. По замыслу автора, при нажатии на такой клаксон из рожка должно было распространяться резкое специфическое амбре, предупреждающее о приближении автомобиля. Однако на деле в прохожих просто начинала бить мощная струя сжатого воздуха.
Электрические звуковые сигналы победили не сразу – какое-то время для большей надежности они дополнялись пневматическими. На старых фотографиях нередко можно увидеть автомобили, у которых рожок с проводами, закрепленный на боковине кузова, дополняется еще и грушей с медным раструбом – ее обычно ставили на рамку лобового стекла. Раструбы делались самых разных форм – от простых круглых и овальных до сложных “восьмерок” и фигурок животных.
Пневматика долго не сдавала позиции, развиваясь параллельно с электрическими устройствами. Так, французская фирма “Autovox” предлагала сигнал, воздух в который подавался от компрессора, приводимого маховиком двигателя. Но и эта система дополнялась грушей. Существовал еще так называемый “сифлофон” (от французского “siffler” – “свистеть”). Нетрудно догадаться, что в систему был встроен свисток. Верхом изыска являлись “тестофоны”, представлявшие собой своеобразные музыкальные шкатулки. Покупатель мог выбрать несколько мелодий, которые начинали звучать после подачи воздуха в “тестофон”.
ДОЛГОЕ время звуковые сигналы размещались снаружи автомобиля, поэтому, разумеется, они стали важным предметом экстерьера. Каждый автопроизводитель старался сделать их более изысканными и необычными. К примеру, британская компания “Rolls-Royce” специально для своих клиентов из Индии делала раструбы в форме змеиных голов с раскрытой пастью и агрессивно торчащими клыками – магараджи просто обожали автомобили с такими аксессуарами. А один из французских банкиров, отдававший предпочтение марке “Peugeot”, щеголял индивидуально изготовленными автомобильными сигналами в виде отлитых из меди львиных голов с пышными гривами.
На автомобилях 20-30-х годов прошлого века сигналы в большинстве своем уже отличались простотой и лаконичностью. С развитием электрической составляющей потеряла значение длина раструба – рожки стали небольшими по размеру, а то и вовсе в форме “таблетки”, и прописались на переднем бампере или бугеле (так именуется труба перед облицовкой радиатора, соединяющая передние крылья и служащая местом для крепления фар и регистрационных номеров).
Дальнейшие перемещения сигналов связаны с развитием автомобильного дизайна. С исчезновением вертикальных облицовок радиаторов, торчащих крыльев и отдельно стоящих фар они спрятались в подкапотное пространство, перестав быть частью внешнего облика автомобиля. Какое-то время “таблетки” ставились на передний бампер, но при отсутствии хромированного декора они стали там выглядеть вычурно и вообще не к месту.
Сейчас звуковые сигналы прячутся в самых разных полостях подкапотного пространства, включая внутреннюю часть бамперов. В своем исконном виде они сохранились разве что на капотных грузовиках американских дальнобойщиков, на свадебных лимузинах и на хот-родах. Во всех этих случаях они выполняют декоративную функцию, отсылающую к ретромотивам. Кстати, в каталогах той же “Klaxon Signals Ltd.” эти рожки называются именно клаксонами.
ИСТОРИЧЕСКИ сложилось, что тон и сила звука клаксона связаны с размерами транспортного средства. Чем мощнее и ниже звук, тем больше и тяжелее его источник – скажем, тому же грузовику необходимо оповестить о себе на гораздо большее расстояние, чем какой-нибудь малолитражке. В ряде стран такая закономерность, когда по громкости сигнала можно судить о размерах машины, введена в статус закона.
На обычных легковых автомобилях клаксоны используются парно: один с высоким тоном, другой – с низким, что обеспечивает не только требуемую силу, но и красоту звучания. На более дешевых моделях встречаются и одиночные сигналы с не очень приятным “железным” звуком, который вдобавок не отличается громкостью.
Иногда громкость и частота звучания сигналов, установленных на машину на заводе, не может угодить вкусам автовладельцев. Для привередливых водителей в продаже имеются не только двухтональные сигналы, но и пьезоэлектрические, и пневматические – они до сих пор самые мощные. Как и сто лет назад, желающим усилить и украсить голос своего автомобиля есть из чего выбирать.