РОССИЙСКИЙ вторичный рынок последние полгода сохранял стабильность. Попрежнему приоритетным направлением остается ввоз иномарок от 3 до 7 лет из Америки. Несмотря на довольно долгую и хлопотную доставку морским путем, машины оттуда обходятся продавцам значительно дешевле, чем аналогичные автомобили из Европы. Причина тому – выгодный курс доллара по отношению к евро и изначально более низкие цены на подержанные машины из-за океана.
Однако в свете глобального подорожания бензина намечается рост импорта подержанных автомобилей из Европы. Например, многие жители Германии вынуждены ограничивать поездки, поскольку платить по $1,5 и больше за литр 95-го бензина становится накладно. А некоторые немцы уже избавляются от одной из машин (в семьях среднего достатка их обычно две-три). В результате на внутренних рынках европейских стран стали появляться подержанные автомобили с небольшим пробегом и за вполне умеренные деньги. Наши перегонщики воспользовались ситуацией: “second-hand” из Старого Света сейчас заметно разбавил плотные ряды “американцев” на российском рынке.
Теперь рассмотрим каждый класс подержанных иномарок в отдельности.
В КЛАССЕ компактных автомобилей сильной конкуренции нет. В России до недавних пор вообще не воспринимали малолитражные иномарки. Лишь в последние несколько лет наши соотечественники оценили удобство езды на компактных автомобилях в условиях мегаполисов. Такие машины часто приобретают женщины-автомобилистки.
На рынке представлено лишь несколько моделей этого сегмента. Безоговорочным лидером среди них остается “Toyota Yaris”. Эти хэтчбеки везут из Европы. Недорогие доставка и растаможивание (для мотора объемом 1 л) позволяют удерживать розничные цены в пределах $7.000-10.000. А стоимость самых свежих экземпляров с 1,5-литровым двигателем может переваливать 10-тысячный рубеж. Правда, таких машин на рынке практически нет.
Приобрести малолитражку с мощным мотором объемом 1,5 л и уложиться в $10.000 можно, если остановить выбор на “Toyota Echo” – американском близнеце “Яриса”, но только с кузовом седан. Эта модель – вторая в рейтинге популярности. В то время как малолитражки из Европы идут, как правило, с механической коробкой передач, заокеанские “японцы” предлагаются в основном с “автоматом”. Машины из Америки изначально мощнее и богаче оснащены, но многие покупатели отдают предпочтение ухоженным хэтчбекам из Европы, которые зачастую находятся в лучшем внешнем и техническом состоянии.
Замыкают список “VW Polo” и “Nissan Micra”, за которыми перегонщики отправляются в страны Европы, а также корейские модели “Daewoo Lanos” и “Hyundai Atos”. Последние доставляются в основном из США. Лишь немногие продавцы, специализирующиеся на европейском рынке, иногда привозят оттуда подвернувшийся по случаю выгодный вариант дешевой малолитражки.
продаж среди подержанных
малолитражных автомобилей.
БОРЬБА за лидерство в этом сегменте, самом массовом в Европе, очень острая: машины гольф-класса составляют примерно пятую часть от общего числа подержанных автомобилей. Главенствует здесь “Ford Focus”. На сегодняшний день различные модификации этой модели поступают к нам из Старого и Нового Света. Машины из США и Канады превалируют – сказываются более низкие цены и обширная комплектация заокеанских “Фокусов”. Да и более мощные моторы тоже играют роль: эти автомобили оснащены 2-литровыми двигателями мощностью 111 и 130 сил и зачастую “автоматами”. В базовом оснащении – АБС с распределением тормозных сил, гидроусилитель, электропакет (стекла и боковые зеркала с подогревом), кондиционер, фронтальные и боковые подушки безопасности.. Евроверсии не могут похвастать таким богатым оснащением, хотя четыре подушки безопасности, АБС и электропривод передних стекол у них имеются в стандарте. Из Европы к нам везут, как правило, недорогие версии с моторами объемом 1,6 л. Изредка – 1,4-литровые. Зато в модельной гамме заокеанского “Фокуса” нет 5-дверного хэтчбека – только седан, универсал и трехдверка.
Лидеру на пятки наступает законодатель класса – “VW Golf”. Хэтчбеки к нам доставляют главным образом из Германии и других стран Европы, а также из Америки, где распространены мощные “Гольфы” в довольно хорошем оснащении. Машины с другого берега Атлантики комплектуются бензиновыми двигателями мощностью от 116 до 204 л.с. (сравнительно слабые “Golf 1.4” и “Golf 1.6” в Америку не поставлялись), а также тяговитыми турбодизелями объемом 1,9 л.
Седаны на основе “VW Golf” с разных рынков отличаются не только нюансами дизайна и светотехники, но и названиями. Например, европейский именуется “Bora”, а американский известен как “Jetta”.
Неплохо встречают на российском вторичном рынке и экзотичный “VW New Beetle”, который тоже поставляется из Америки, а производится в Мексике.
“Audi A3” встречается гораздо реже своего одноплатформенника от VW и попадает к нам исключительно из Европы, большей частью из Германии. Оттуда же родом и другой немецкий бестселлер – “Opel Astra”, который тоже достаточно распространен на вторичном российском рынке.
Популярными в последнее время становятся японские малолитражки. Сильные позиции занимают “Toyota Corolla” и “Honda Civic”, которых продается примерно поровну. Их завозят из Европы и Америки. Причем машины с разных континентов существенно отличаются друг от друга. Как всегда, заокеанские версии имеют более мощные моторы и богатую комплектацию по сравнению с европейскими. Зато последние, как правило, более ухожены и находятся в лучшем техническом состоянии.
Неплохо зарекомендовала себя “Mazda 323”, продажи которой увеличиваются год от года благодаря оптимальному соотношению “цена/надежность/ездовые качества”. Их нам “поставляет” Европа, преимущественно Германия. “Nissan Almera” продавался только в европейских странах, и такие машины хорошо известны в наших пенатах. А вот построенный на алмеровской базе “Sentra” поставлялся только в Америку – в Россию его практически не ввозят, хотя вариант весьма привлекательный для покупателей машин гольф-класса.
Продолжают наступление на наш вторичный рынок корейские машины. Здесь главенствуют “Hyundai Ассent” и “Kia Rio”. Их везут в основном из Америки. По мнению перегонщиков, специально ехать за ними в Корею пока невыгодно.
СРЕДНИЙ “семейный” класс – для российского покупателя самый значимый сектор автомобильного рынка. Поэтому неудивительно, что на долю машин “семейного” класса приходится почти половина от общего числа продаж всех подержанных иномарок.
Кто лидирует в “семейном” классе? С большим отрывом от основной группы преследователей “гонку” в этом зачете выигрывает “VW Passat” – модель, всецело завоевавшая умы и кошельки российских покупателей. Причем “Пассаты” прибывают в наши края по большей части из-за океана. Причины все те же: изначально более низкая стоимость и довольно щедрая комплектация по сравнению с европейскими аналогами. Обратной стороной медали можно считать солидные пробеги и порой не лучшее техническое состояние – американцы относятся к машинам, как к “одноразовым” предметам.
За “Пассатом” следуют BMW 3-й серии, “Opel Vectra”, “Audi A4”, “Ford Mondeo” и “Mercedes-Benz” C-класса. Большинство этих машин вывезено из Европы. Стоят они сравнительно дорого, зато имеют скромные пробеги и достойное техническое состояние.
Среди японских марок можно выделить “Mazda 626” и “Toyota Avensis”, первым местом жительства которых была Европа. “Honda Accord” и “Nissan Primera” ввозятся к нам с обоих континентов, как-никак “Accord” под тем же названием изготавливается в Штатах. А американская версия “Nissan” имеет собственное имя – “Аltima”.
Пожалуй, поспорить с японскими автомобилями по числу продаж на вторичном рынке могут корейские модели. Пользуются спросом “Nubira” и “Leganza” от “Daewoo”, а также “Hyundai Еlantra” и “Kia Sephia/ Spectra”. Все машины продавались в США и оттуда теперь отправляются в Россию. Доступные цены на автомобили и запчасти, а также приемлемое качество сборки делают “корейцев” выгодным приобретением в данном классе.
ВЕРХНЮЮ строчку в рейтинге популярности моделей бизнес-класса занимает BMW 5-й серии. Второе место – у “Dodge Stratus”. Встать в один ряд с престижными немецкими машинами “американец” смог благодаря выразительному дизайну, внушительным габаритам и богатому оснащению. И самое главное – компактный по американским меркам, но соответствующий европейским стандартам бизнес-класса автомобиль продается в ценовом диапазоне от $10.000 до $15.000. Это весомый аргумент в его пользу. Хорошему спросу способствовало и последнее обновление семейства этих машин в 2001 году. На третьем месте обосновался “Audi A6”, пик продаж которого пришелся в основном на осенний период. Далее идет “Mercedes-Benz” E-класса. Машина очень медленно теряет в цене и даже подержанная не многим по карману. Все три немецких автомобиля продаются в Европе и Америке. Но на поставки с заокеанского рынка приходится лишь малая их часть. Совсем немного отстает от “Mercedes” заднеприводный “Opel Omega”, который уже два года как снят с производства. Недорогая альтернатива именитым немецким бизнес-моделям. За трехлетний автомобиль с не самым мощным мотором и в отличном техническом состоянии просят до $15.000.
Востребованы и японские модели этого класса. Наиболее популярные – “Nissan Maxima” и “Toyota Camry”. Последние везут больше из Америки, хотя количество предложений ограниченно. А за “Maxima”, наоборот, едут в Европу. Переднеприводные бизнес-“японцы” отличаются умеренной ценой, а также высоким качеством изготовления и надежностью. В достаточном количестве на российском рынке представлены люксовые модели от “Toyota”: “Lexus ES300” и “Lexus GS300”. И если переднеприводный “ES300” поставляется только из США, то его заднеприводный одноклассник “GS” может быть привезен как из Старого Света, так и из Америки.
На фоне численного превосходства немецких и японских моделей автомобили бизнес-класса из Франции и Италии – редкие гости на рынке. Изредка сверкнет раскосыми фарами стильный “Peugeot 607” или продемонстрирует стремительный силуэт “Alfa Romeo 166”. Эти машины – на любителя, и с их сбытом возникают определенные трудности. Им приходится порой несколько месяцев ждать своего покупателя. А главный принцип для продавцов – по возможности более быстрый торговый оборот. Так что при покупке “Альфы” или “Пежо” можно жестко торговаться.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ класс – вотчина немецких производителей. Причем “Mercedes-Benz” S-класса и BMW 7-й серии сохраняют паритет по продажам на нашем вторичном рынке и возглавляют список лидеров. С одной стороны, “семерки” привлекают покупателей авангардным дизайном и новизной – модель выпускается всего четыре года. А с другой – нестареющий S-класс можно купить значительно дешевле: за машину 1998-1999 гг. выпуска просят от $30.000. Цены же на 7-ю серию начинаются примерно с $50.000.
Продажи “Audi A8” в старом кузове идут не очень бойко, а трехлетние машины второго поколения только-только стали появляться на вторичном рынке. Солидные седаны доставляют по большей части из Германии. Лишь 5-8% от общего числа немецких машин представительского класса приходится на долю американского рынка. Продавцы предпочитают не рисковать и везут машины из Европы, где техническое состояние этих дорогих автомобилей обычно на более высоком уровне, чем за океаном.
Кстати, американские полноразмерные седаны тоже представлены на нашем вторичном рынке. Это – “Dodge Intrepid”, “Chrysler Concorde”, “LHS” и “300M”. Причем последний может быть родом не только из Нового Света, но и из Европы, где эти “Крайслеры” продавались официально. Говорить о комплектации представительских машин не слишком уместно – она традиционно богата. И “американцы” тут не исключение. Зато их привлекательные цены заслуживают отдельного упоминания. “Dodge” и “Chrysler” в зависимости от модели и года выпуска продаются от $12.000 до $20.000.
Среди японских машин правит бал неподражаемый “Lexus LS430”. Он лидирует в номинации “качество/престиж/надежность”. “Лексусы” везут в основном с американского рынка, который долгое время был приоритетным для японской марки, но за последние годы стали появляться машины (около 15%) и европейского происхождения.
Рейтинг популярности легковых автомобилей от 3 до 7 лет на вторичном рынке
(по данным ТВК “Автогарант”) | |
1. “VW Passat” | 16. “Toyota Yaris” |
2. “Ford Focus” | 17. “Opel Omega” |
3. “VW Golf/Bora/Jetta” | 18. “Nissan Primera” |
4. “Dodge Stratus” | 19. “Skoda Octavia” |
5. BMW 5-й cерии | 20. “Nissan Almera” |
6. “Honda Civic” | 21. “Subaru Legacy” |
7. “Ford Mondeo” | 22. “Skoda Fabia” |
8. “Audi A4” | 23. “Saab 9-5” |
9. “Toyota Corolla” | 24. “Toyota Avensis” |
10. “Opel Vectra” | 25. “Toyota Camry” |
11. “Audi A6” | 26. “Nissan Maxima” |
12. BMW 3-й cерии | 27. BMW 7-й cерии |
13. “Mazda 323” | 28. “Mazda 626” |
14. “Opel Astra” | 29. “Mercedes-Benz” S-класса |
15. “Mercedes-Benz” E-класса | 30. “Alfa Romeo 156” |
Самые популярные модели в различных ценовых нишах
(по данным ТВК “Автогарант”) | |
$7.000-10.000 | $15.000-20.000 |
“Honda Civic” | “Audi A4” |
“Toyota Yaris” | BMW 3-й cерии |
“VW Polo” | BMW 5-й cерии |
“Skoda Fabia” | “Audi A6” |
“Nissan Micra” | “Saab 9-5” |
“Opel Astra” | “Mercedes” C-класса |
“Mazda 323” | “Nissan Maxima” |
“Toyota Corolla” | “Toyota Camry” |
“Nissan Almera” | “Volvo S80” |
$10.000-15.000 | “Subaru Legacy” |
“VW Passat” | “Chrysler LHS” |
“Dodge Stratus” | “Chrysler 300M” |
“Ford Focus” | $20.000-25.000 |
“VW Golf” | “Audi A6” |
“Opel Vectra” | BMW 5-й cерии |
“Ford Mondeo” | “Mercedes” E-класса |
“Toyota Corolla” | “Audi A8” |
“Opel Omega” | “Toyota Camry” |
“Skoda Octavia” | более $25.000 |
“Mazda 323” | “Mercedes” S-класса |
“Mazda 626” | BMW 7-й cерии |
“Nissan Primera” | “Lexus LS430” |
“Opel Astra” | “Audi A8” |
“Nissan Almera | “Mercedes CL” |
“Audi A4” | “Lexus ES300” |
“Dodge Intrepid” |