ПО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ оценкам, в 2009 году в Россию из-за рубежа будет ввезено около 15.000 подержанных машин, тогда как в 2008-м было импортировано более 400.000 автомобилей “second-hand”. Одна из причина такого падения – увеличение с 25 до 30% таможенных пошлин на ввоз старых иномарок.

Число импортируемых автомобилей с пробегом и так снижалось на рынке в последние годы, поскольку постоянно усиливались заградительные меры. “Second-hand” становилось все сложнее ввозить по обходным схемам. Повышение с января 2009 года таможенных пошлин стало последней каплей, окончательно изменившей ситуацию. Пошлины имеют статус временных, и в середине 2010 года могут быть пересмотрены в сторону снижения. Если этого не произойдет, данный рынок просто умрет, считает Владимир Желобов, директор по продажам компании “BlueFish”, занятой в группе “Рольф” реализацией подержанных иномарок.

Но есть мнение, что проблема не только в повышенных пошлинах.

– Огромное влияние, конечно же, оказали запретительные пошлины. Но ведь и в целом спрос на автомобильном рынке в России сильно упал. Думаю, что с окончанием кризиса стабилизируется и рынок импортного “second-hand”. Хотя бы потому, что на нем предлагаются машины, которым не всегда можно найти адекватные аналоги в России, – полагает Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”.

Конечно, падение спроса на автомобили в целом играет важную, но не основополагающую роль. Дело в том, что в отличие от рынка новых автомобилей, который в первом полугодии сократился на 58%, рынок подержанных машин просел всего лишь на 10% – до 1,87 млн штук (таковы данные агентства “Автостат”). Подтверждает эти результаты и статистика продаж подержанных машин по системе “trade-in” крупнейшими дилерами. По оценкам компании “PriceWaterHouseCoopers”, спад сбыта автомобилей “second-hand” у официальных дилеров в зависимости от месяца составлял от 6 до 13%.

– Удивительного тут ничего нет. За последние годы в страну ввезли миллионы новых машин. После двух-трех лет эксплуатации многие из них попали на рынок “second-hand”. Иномарка с российской историей выигрывает у импортной – у нее, как правило, более прозрачная биография. Необходимость в иностранном старье отпадает – хватает своего. Да и официальные дилеры, работающие по схеме “trade-in”, делают ставку на машины, проданные и обслуживавшиеся в России, – говорит Владимир Желобов из компании “BlueFish”.

Восток – дело тонкое

ГЛАВНЫЙ вопрос – что будет с дальневосточным рынком, который по традиции больше остальных региональных рынков зависит от ввоза подержанных машин. Последние годы 80% старых автомобилей попадали в Россию именно из Японии.

– Этот регион не сможет обойтись без импорта. Во всяком случае, сейчас. Я полагаю, возможны два варианта развития событий: либо местные предприниматели изыщут способ импортировать “second-hand” из Японии беспошлинно, либо Дальний Восток станет на 70% состоять из каких­нибудь “Fiat Albea” или что там еще собираются производить, – говорит Александр Агибалов, управляющий директор финансовой компании “AG Capital”.

Действительно, на Дальнем Востоке компания “Sollers”, официальный дистрибьютор и производитель автомобилей “Fiat”, намеревается открыть свое производство. Кроме того, до сих пор не заработал обещанный премьер­министром вариант с льготной доставкой в удаленный российский регион новых автомобилей отечественной сборки (правда, местное население приняло идею в штыки – ездить на тольяттинской продукции, о которой прежде всего шел разговор, там отказывались даже даром).

В любом случае, пересаживаться на новые иномарки и уж тем более на оригинальные отечественные автомобили жители Дальнего Востока если и станут, то постепенно. По мере того, как будут выходить из строя ранее завезенные праворульные машины, а они, сделанные для внутреннего японского рынка, отличаются завидной живучестью. Эксперты полагают, что реальные продажи новых машин в регионе начнутся года через два­три. За это время дилерам, желающим поучаствовать в переделе рынка, стоит заняться развитием своей сети. Там есть, за что побороться: объем рынка Дальнего Востока в докризисные времена составлял 500.000 автомобилей в год.

Импорт подержанных автомобилей мог бы существовать долгие годы за счет коллекционеров – любителей раритетных машин. Однако на их пути поставлен заслон строже пошлин. По российскому законодательству, все ввезенные автомобили должны отвечать нормам выхлопа “Евро­3”. Это касается и потрепанных “Жуков”, и аукционных “Bugatti”. Обойти запрет можно, но дорого. Но даже если ввоз ретроавтомобилей будет осуществляться в особом порядке, как во всем мире, на ситуацию с импортом “second-hand” в Россию это кардинально не повлияет. Как не смогут переломить тенденцию и поклонники современной автомобильной экзотики с пробегом.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9