18 ноября 1906 года родился конструктор Александр Арнольд Константин Иссигонис, больше известный под именем Алек Иссигонис – создатель легендарного автомобиля Mini. О нем наш сегодняшний рассказ
Родился будущий конструктор в семье богатого греческого предпринимателя, инженера и промышленника, владевшего машиностроительными заводами в Смирне. Мать Алека была родом из Германии, а отец имел подданство Великобритании, поэтому в годы Первой мировой войны его семья смогла выехать на Мальту, находившуюся под британским господством, а оттуда в 1922 г. перебралась в Англию, которая стала для молодого человека вторым домом.
В Великобритании Алек приобрел и свой первый автомобиль – подержанную машину марки Singer. Она часто ломалась, что и привело юношу к мысли о необходимости создания более надежного и совершенного транспортного средства. С этого времени началось его увлечение автомобильной техникой.
Когда пришло время выбирать жизненный путь, Алек поступил в политехнический колледж в Баттерси. И мать, мечтавшая видеть сына художником, и все его друзья были против этого, поскольку по складу ума Алек был скорее гуманитарием, чем технарем. Но молодой человек настоял на своем и, получив степень бакалавра, устроился чертежником в конструкторское бюро в Лондоне.
Страсть к автомобилям продолжала владеть им, и в конце 20-х годов Алек решил построить свою модель, чтобы затем участвовать на ней в гонках. Но денег на большую машину не было, поэтому пришлось ограничиться миниатюрным вариантом. Детище Иссигониса весило всего 300 кг и называлось Lightweight Special. Основой для него послужил знаменитый Austin 7. В марте 1929 г. Иссигонис впервые вывел машину на старт, однако победить ему не удалось. Поэтому, усовершенствовав автомобиль, Алек снова и снова стартовал в гонках и вскоре выиграл несколько соревнований.
По служебным делам Иссигонис много ездил по стране. В поездках он заводил новые знакомства и однажды получил приглашение от автомобилестроительной компании Humber из города Ковентри, которое сразу принял. А в 1936 г. Алек перешел в фирму Morris Motors, его дебютом на новом месте стала разработка независимой подвески. Молодой конструктор с честью выполнил задание, и появившаяся благодаря ему подвеска использовалась не один десяток лет.
Первым же автомобилем, сконструированным Алеком Иссигонисом, стал Morris Minor, представленный в 1948 г. на Лондонском автосалоне под названием Mosquito. Машина имела классическую компоновку, оснащалась 4-цилиндровым мотором объемом 919 куб. см и мощностью 27,5 л.с. Выпускался автомобиль как седан, кабриолет и универсал, его максимальная скорость составляла 100 км/ч. По мнению журналистов, это был «настоящий британский автомобиль» – неброский, но крепкий, маневренный, надежный, удобный и легкий в управлении. Модель пошла в серию и пользовалась хорошим спросом: за 11 лет выпустили миллион таких машин, причем производство продолжалось до 1971 г.
После успеха своего детища конструктор перешел работать в компанию Alvis. Произошло это во многом из-за характера Александра, который был не только амбициозным, но и авторитарным, жестким человеком. Правда, разработанные Иссигонисом на новом месте автомобили до конвейера так и не дошли – помешали финансовые трудности.
В 1952 г. британская автомобильная промышленность пережила серьезное потрясение: произошло слияние двух известных марок – Morris и Austin. На свет появилась новая фирма – British Motor Corporation (BMC). Иссигонису предложили место в ее конструкторском отделе, и он согласился.
Считается, что своим появлением на свет самое знаменитое детище Алека Иссигониса обязано Суэцкому кризису, разразившемуся в середине 50-х годов. В связи со сложным политическим положением на Ближнем Востоке добыча нефти в этом регионе существенно сократилась, что сразу сказалось на объемах производства топлива. Тогда-то европейцы в очередной раз заговорили о необходимости небольших экономичных автомобилей.
Учитывая это, глава компании Леонард Лорд поручил Иссигонису разработку модели Morris Mini с условием максимально использовать узлы и агрегаты других машин компании, включая двигатели. По своей натуре Иссигонис был перфекционистом, и в ходе работ над Mini он буквально изводил подчиненных, требуя создать совершенный с его точки зрения продукт. Особое внимание уделял салону. Рассказывали, что кресла для Mini испытывались с участием всех сотрудников: в комнате ставили автомобильные сиденья и заставляли садиться в них то секретарш, то охранников, то конструкторов. Иссигонис при этом лично измерял параметры и принимал замечания, после чего и появились кресла для Mini.
Не менее серьезную работу провели и по размещению мотора. Самый маленький двигатель ВМС едва помещался в отведенном для него месте, а для коробки передач пространства уже не оставалось. Тогда ее решили разместить под мотором, тем самым решив проблему.
В первоначальной версии Mini оснащался рядным 4-цилиндровым двигателем объемом 848 куб. см и мощностью 34 л.с., располагавшимся поперек моторного отсека. Кузов был несущим, 3-дверным, рассчитанным на четырех человек. Коробка передач – механическая 4-ступенчатая, привод – передний. По нынешним меркам автомобиль был не очень динамичным: до 100 км/ч он разгонялся за 24 с, а «максималка» составляла 115 км/ч. Но для конца 50-х годов прошлого века эти показатели были вполне приличными, поэтому покупатели очень хорошо приняли новинку.
Mini выпускался в самых разных версиях – от стандартных до спортивных Mini Cooper. Последние, кстати, оснащались двигателями объемом от 997 до 1275 куб. см. А если добавить к этому отменную устойчивость и способность держать дорогу, то понятно, что «малютка» просто обязана была стать звездой автоспорта. Так и случилось: в 1964 г. на Mini Cooper было выиграно ралли «Монте-Карло», через год – британское RAC Rally, а в 1967 г. – ралли «Акрополис» в Греции. Высокие результаты автомобиль демонстрировал и в других состязаниях – таких, к примеру, как «Альпийский кубок».
За годы своего существования модель постоянно модернизировалась, а на ее базе появлялись оригинальные версии, ярким примером которых может служить прогулочный автомобиль Moke, производившийся в Австралии и Португалии.
Со временем помимо механической коробки передач Mini начали комплектовать автоматическими трансмиссиями. Подвеска была заменена на гидропневматическую, тормоза передних колес стали дисковыми, появились новые системы пассивной и активной безопасности. Да что там конструкция! Многократно менялись даже владельцы бренда Mini, но ни у кого из новых правообладателей даже мысли не возникало отказаться от ее производства.
Своего создателя Mini сделала знаменитым, став любимым детищем конструктора. Благодаря ей Алек Иссигонис за заслуги перед национальной автомобильной индустрией был даже возведен в рыцари Британской короны.
Однако созданием и последующими модернизациями Mini карьера сэра Александра не ограничивалась. В 1962 г. при его участии была сконструирована модель Morris 1100, а два года спустя состоялась премьера еще одной новинки – Morris 1800. В дальнейшем Иссигонис работал над целым рядом других моделей, но большинство из них так и не были воплощены в металле.
Что касается Mini, то в самом конце ХХ столетия редакции ряда известных автомобильных изданий провели опрос специалистов на тему «Какой автомобиль мог бы называться автомобилем ХХ века?». Mini занял второе место, уступив лишь знаменитому Ford T. При этом Иссигонису в полной мере удалось пожать лавры своего труда, ведь знаменитый конструктор ушел из жизни 2 октября 1988 г.