В начале ХХ столетия в Соединенных Штатах автомобильные фирмы появлялись как грибы после дождя: многим тогда этот бизнес казался весьма перспективным и привлекательным. Правда, далеко не всем удавалось выстоять в конкурентной борьбе – общей бедой была нехватка средств. Именно поэтому компании время от времени разорялись, перепродавались, меняя не только хозяев, но и названия. Чтобы чувствовать себя более уверенно, фирмы акционировались и объединялись в корпорации.
Основатель General Motors – предприниматель Уильям Крапо Дюрант сколотил себе состояние в водопроводной компании города Флинт, а затем занялся производством конных экипажей, организовав собственную фирму. В 1904 г. он приобрел автомобилестроительную Buick Motor Car Company и занялся ее реорганизацией. Четыре года спустя бизнесмен решил, что пришло время для создания крупной автомобильной корпорации, и прикупил еще одну марку – Oldsmobile. Buick на тот момент выпускал около 9000 автомобилей в год, Oldsmobile – чуть более 1000. Свое новое детище Дюрант назвал General Motors Company.
Бизнес развивался успешно, и в следующем году в составе корпорации было уже четыре марки: к двум первым добавились Cadillac и Oakland. Затем за короткий срок GM скупила около трех десятков фирм, так или иначе связанных с автоиндустрией. Однако не всем акционерам нравились рискованные операции и авантюристический стиль управления Дюранта, и когда в 1910 г. финансовое положение General Motors в очередной раз ухудшилось, его принудили отказаться не только от руководства компанией, но и покинуть ее.
Однако предприниматель не отчаивался и вместе с известным гонщиком Луи Шевроле в 1911 г. организовал новое предприятие – Chevrolet Motors Co (которое позже влилось в состав GM). Начинание оказалось столь успешным, что уже в 1915 г. у Дюранта достало средств, чтобы вернуть себе GM, выкупив контрольный пакет акций. Вернувшись триумфатором, предприниматель изменил название компании на General Motors Corporation и возглавлял ее до 1920 г., когда после очередных разногласий с ведущими акционерами ему вновь пришлось уйти. На сей раз навсегда. Правда, к тому времени GM уже на равных боролась с Ford за право называться крупнейшим автомобилестроительным предприятием не только Америки, но и всего мира: общий объем производства всех брендов корпорации превысил 367 тыс. автомобилей в год.
20-е годы стали временем выхода корпорации на внешние рынки. В 1918 г. заработал ее филиал в Канаде, в 1925 г. была приобретена британская компания Vauxhall, а в 1929 г. официально объявили о вхождении в состав General Motors немецкой фирмы Opel. К концу десятилетия корпорация прочно укрепилась на первой строке табели о рангах крупнейших мировых автопроизводителей. В 1929 г. ее предприятия выпустили чуть менее 2 млн машин. А в начале 30-х годов фирма вышла на рынок еще одного континента – Австралии, создав совместное производство с местной маркой Holden. В 1936 г. объем выпуска GM перевалил за 2 млн автомобилей.
В отличие от своего основного конкурента Ford руководство GM сумело вовремя почувствовать новое настроение клиентов, которым хотелось иметь не просто средство передвижения. Американцы стремились к комфорту, а то и к роскоши. И GM быстро среагировала, начав выпускать машины на любой вкус и кошелек.
Росту популярности способствовала и мудрая маркетинговая политика. Собрав под своей эгидой несколько именитых брендов, корпорация продолжала выпускать автомобили под полюбившимися покупателю марками. Так, приобретя Vauxhall и Opel в Европе, руководство решило обновить технологии и модельные ряды обеих марок, но сохранило их названия.
Начавшаяся в 1939 г. Вторая мировая война негативно повлияла на объемы производства автомобилей в мире, что отразилось и на GM: заводам пришлось существенно сократить выпуск машин из-за перехода на военную продукцию. К тому же корпорация практически потеряла Opel, национализированный германскими властями. До минимального уровня производство упало в 1943 г., когда предприятия GM совместными усилиями смогли выпустить около 307 тыс. машин. Зато в 1946 г., сразу после войны, объемы выпуска вновь превысили 1 млн, а еще через три года были практически удвоены. Компания вновь заняла первое место среди мировых автопроизводителей и продолжала расти.
Однако безоблачной историю GM назвать трудно. Один из самых крупных скандалов в 60-х годах спровоцировал автомобиль Chevrolet Corvair, который на больших скоростях внезапно терял управление. После расследования серии аварий юрист Ральф Найдер опубликовал книгу “Небезопасен на любой скорости”, где изложил свое мнение о причинах катастроф. Издание разошлось тиражом 237 тыс. экземпляров, а компания получила целую череду судебных исков более чем на 40 млн долларов.
Не меньше шума наделала и книга одного из бывших топ-менеджеров корпорации Джона Захариа Делореана, которую тот назвал “Дженерал Моторс” в истинном свете”. Автор обвинил руководство компании в консервативных методах менеджмента, нерациональной трате средств и в том, что она “менее всего печется о клиентах, проявляя гораздо больше беспокойства о прибылях акционеров”. Отчасти это было действительно так, но… то же самое можно было сказать о любой другой крупной корпорации, более того, о любой фирме вообще! Тем не менее компания снова погрязла в судебных разбирательствах. Правда, сумела извлечь уроки из своих ошибок и впредь их не повторяла.
Бизнес шел своим чередом. К началу 80-х GM имела отделения практически по всему миру – в Бразилии, Мексике, Южной Африке, затем они открылись в Китае и России. Сегодня General Motors присутствует в 120 странах, а общее число ее сотрудников достигает 209 тыс. человек. Подразделения компании и ее партнеры работают с целой группой брендов: Baojun, Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC, Holden, Isuzu, Jiefang, Opel, Vauxhall и Wuling.
С нашей страной General Motors связывают давние деловые отношения. Автомобили Oldsmobile и Chevrolet, к примеру, были известны еще в царской России. После Октябрьской революции отношения прервались, но в конце 20-х, когда СССР собирался создавать собственные автозаводы, компания участвовала в объявленном с этой целью конкурсе. Правда, тогда советское правительство выбрало в качестве партнера Ford.
Позже GM осуществляла с СССР эпизодические контакты, а в 1992 г. открыла свое представительство в постсоветской России. Первыми на отечественный рынок вышли бренды Opel, Chevrolet и Cadillac. В 2002 г. появилось и первое совместное предприятие – ЗАО “Джи Эм-АвтоВАЗ”, ныне выпускающий модель Chevrolet Niva.
Кроме того, компании принадлежит сборочный завод GM Auto в Санкт-Петербурге, открытый в 2008 г. Инвестиции в него превысили 300 млн долларов, мощность предприятия – 60 тыс. машин в год с перспективой роста. Завод выпускает такие модели, как Chevrolet Captiva и Cruze, Opel Antara и Astra.