САМЫЙ главный фактор – это, конечно же, трехлучевая звезда на капоте, от которой наши граждане начали приходить в восторг еще задолго до падения Советской власти. Но со временем, насытившись S-классом и “Гелендевагенами”, души состоятельных россиян потянулись к прекрасному – классическому наследию марки “Mercedes-Benz”. И первое, что бросилось им в глаза, оказалось родстером “190SL”. Тут сыграли свою роль и хорошие “внешние данные” – кузов отрисован округлыми формами и выпуклыми поверхностями, отражающими представление большинства об автомобиле “в стиле ретро”. Плюс к этому обилие хромированного декора, блеск которого всегда действует магически на будущих автовладельцев, вызывая ассоциации с богатством и роскошью.
На самом деле “190-му” до высшего класса далековато. Во всем мире это, прежде всего, “тень величия” легендарного “Mercedes-Benz 300SL” с дверьми-крыльями “чайками”, растиражированная с 1955 по 1963 год в количестве 25.881 экземпляра. Для сравнения, “300SL” выпустили в двадцать пять раз меньше, поэтому сегодня он стоит больше полумиллиона евро. Но поскольку такие цены на движимое имущество порой не укладываются даже в головах олигархов, то покупать многие стали именно “190SL”. Сегодня его цена на европейском рынке олдтаймеров колеблется от 50 до 70 тысяч евро – вместе с таможенным оформлением выходит как новый “S-Class”. Правда, в довольно скромной комплектации.
ОФИЦИАЛЬНО “Mercedes-Benz 190SL” именуется родстером, но в действительности он является кабриолетом, потому что в дверях присутствуют опускающиеся боковые стекла – “родстерами” до 70-х годов называли исключительно двухместные кабриолеты без боковых стекол. Позднее в модельной гамме появилось купе с жесткой алюминиевой крышей и широким задним окном. На этом все разнообразие серийных кузовов заканчивалось. К слову, из алюминия здесь еще сделаны двери, капот и крышка багажника.
Салон радует глаз обилием хрома – именно столько его и должно быть в автомобиле, претендующем на почетное звание классического.
Именно поэтому дверца открывается легко, да и захлопывается бесшумно. Высота машины всего метр тридцать сантиметров, поэтому посадка очень низкая – кажется, что от асфальта до пятой точки остается сантиметров двадцать. Руль большого диаметра обходится без регулировок и стоит так высоко, что лежащие на нем ладони находятся где-то на уровне плеч. Перед глазами красуются два больших прибора: спидометр и тахометр. Последний оказывается очень кстати, так как “190SL” комплектовался исключительно четырехступенчатой “механикой”.
Ее рычаг – тоненький хромированный стержень с набалдашником из пласт-массы белого цвета – одиноко торчит из туннеля карданного вала. Передачи включаются легко, надо только привыкнуть к алгоритму тех времен, отличному от современного. Тем, кто любит езду на “автомате”, подойдет следующая модель – “Mercedes-Benz 230SL Pagode”, но и то лишь экспортный вариант для США. В консервативной Европе к такому новшеству, как АКПП, привыкли не скоро.
Зеркало стоит необычно – оно крепится к верхней плоскости торпедо и в него удобнее рассматривать самого себя, а не то, что происходит сзади. Впрочем, обзорность в машине со сложенным тентом и без него великолепная. Тент, кстати, складывается очень легко – с этим процессом один человек играючи справится за полминуты. Когда едешь на небольшой скорости, дверные стекла предпочтительнее опустить, чтобы радовал ненавязчивый ветерок. На скорости больше ста он уже станет более назойливым, поэтому стекла лучше поднять, образовав своеобразный “аквариум”. Для защиты от надувающих в затылок потоков холодного воздуха есть специальный экран, устанавливающийся за спинками сидений, но его надо покупать дополнительно.
В салоне два места и еще небольшое пространство за спинками сидений. Вообще-то оно предназначено для багажа, но мне частенько приходилось видеть, как туда сажают второго пассажира, причем помещается он там исключительно поперек и с сильно выступающей головой. Однажды на одном из олдтаймер-ралли родители усадили туда свою дочку и погнали по трассе. На финише стало ясно, что расчесывать ее теперь придется дня три. Вообще же “190SL” – однозначно “авто для двоих”, и еще один дополнительный пассажир выглядит в ней как “третий лишний”.
За передними сиденьями предусмотрено небольшое пространство для багажа или еще одного, не слишком габаритного пассажира.
ПОД капотом – рядная “четверка” объемом два литра и мощностью 105 л.с., но при нажатии на педаль газа эта немалая для полувековой давности мощь чувствуется едва-едва. Разгоняется машина тяжело и вяло, кажется, что до того, как она набрала “сотню”, прошла чуть ли не вечность. Указанная в паспорте максимальная скорость – 170 км/ч, но в Москве ее развить просто негде, а скакать по колдобинам на таком раритете просто не комильфо.
Такая машина хороша для неторопливых поездок вдвоем в воскресный день – вы будете ехать по городу и ловить восторженные взгляды прохожих. Или совершить вылазку за город, когда дороги практически пусты и ничто не будет мешать наслаждаться солнцем и встречным ветром. Или принять участие в соревновании классических автомобилей – такие мероприятия сегодня в России проводятся чуть ли не еженедельно. И даже не слишком выдающиеся динамические показатели “190-го” не станут для этого помехой. Для тех, кто не знает – олдтаймер-ралли являются соревнованием на время и точность прохождения маршрута, скорость движения по трассе тут совсем не важна.
Ну а для того, кто решил купить первый в своей жизни олдтаймер, “Mercedes-Benz 190SL” – идеальный вариант. Число его владельцев уже давно перевалило за несколько десятков, так что будет с кем вечерами обсудить возникающие вопросы по эксплуатации. Решать проблемы с запчастями тоже несложно – концерн “Daimler-Benz” производит все запчасти для своих легковых автомобилей, выпущенных в послевоенный период, так что бегать в поисках переднего крыла или амортизаторов вам не придется.
Такую машину можно, не сильно потратившись, преподнести в качестве подарка супруге. Во всяком случае, крутить руль из белой пласт-массы совсем не трудно, несмотря на отсутствие привычного гидроусилителя.
В 1955 ГОДУ новенький “Mercedes-Benz 190SL” стоил 3.998 долларов, но при этом не считался дешевкой и открыл для фирмы клиентов высшего света по обе стороны океана. Одним из первых в США родстер приобрел Фрэнк Синатра. Его примеру последовали Гленн Форд и Гарри Купер. В Европе “190-й” сразу заимели местные дивы – Софи Лорен, Мария Каллас, Грейс Келли. За рулем самого маленького “Мерседеса” можно было частенько увидеть Пабло Пикассо или Герберта фон Караяна. Но у них, как правило, “стодевяностый” являлся не единственным автомобилем, частенько соседствуя в гараже со “старшим братом” – “300SL”.
Кстати, буквы “SL” в аббревиатуре обеих моделей обозначали модификацию “Sport Leicht” – то есть “спортивный легкий”. Но остряки 50-х расшифровывали эти две буквы как “Status Symbol” или “Lifestyle”. Те, кому не хватало на “крыло чайки”, но тянуло к богеме, наскребали себе на “190-й”, чтобы “походить на Гарри Купера и выглядеть на миллион” подобно героям песни “Puttin’ on the Ritz”. Отлепиться от ярлыка “300SL” для бедных” этому маленькому родстеру удалось только сегодня, когда он перешел в разряд олдтаймеров. Вряд ли бедным назовут человека, способного выложить несколько десятков тысяч евро за автомобиль, которому стукнуло полвека.
Краткая техническая характеристика “Mercedes-Benz 190SL” | |
Габаритные размеры | 422х166х142 см |
Снаряженная масса | 1.158 кг |
Двигатель | 4-цил., 1.897 куб. см |
Мощность | 105 л.с. при 5.800 об/мин |
Крутящий момент | 155 Нм при 3.800 об/мин |
Коробка передач | 4-ст., мех. |
Тип привода | задний |
Максимальная скорость | 171 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 13,5 c |
Запас топлива | 64 л |