Многие автомобилисты считают, что зимним шинам присуще лучшее сцепление с дорожным покрытием благодаря увеличенной площади контакта с дорогой.
Моторпейдж рассказывает, насколько оправдано такое утверждение.
Ширина профиля шины ‒ один из ее базовых геометрических размеров, выраженный в миллиметрах. Этот параметр при маркировке шин указывается на самой первой позиции. Например: 215/55 R16.
Под весом неподвижно стоящего автомобиля шины колес несколько деформируются. Поэтому поверхность их непосредственного соприкосновения с твердым покрытием обычно имеет форму слегка вытянутого овала. Это и есть пятно контакта.
В движущемся авто количество действующих на шины сил увеличивается. Одна из них ‒ центробежная, исходящая от быстро вращающегося колеса. Именно она вынуждает шины увеличиваться по высоте, за счет чего фактическая область пятна контакта уменьшается.
Интерес многих водителей к широким шинам связан с тем, что им приписывают свойство лучшего сцепления с дорожным покрытием. Казалось бы, всё почти очевидно: широкие шины имеют большую площадь пятна контакта, следовательно, эффективнее взаимодействуют с дорогой. Отсюда преимущества лучшей управляемости, маневренности и короткого тормозного пути. На самом деле эта воображаемая картина отличается от реальной сути физических процессов.
Специалисты автомобильной отрасли пользуются формулой расчета тормозного пути следующего вида: L=V2/2µg. В ней присутствует только две переменных величины: скорость автомобиля «V» и значение коэффициента трения шин о дорожное покрытие «µ». Данный параметр определяется характеристиками полотна дороги, зависит от физико-химических свойств резиновой смеси, из которой изготовлен протектор колеса, а также от степени его физического износа.
Присутствующий в формуле расчета тормозного пути коэффициент «µ» в полной мере характеризует качество сцепления колеса с дорогой и при этом практически не зависит от геометрии шины и размеров пятна контакта. Почему это так?
Если придерживаться теории, что сила сцепления колес с дорогой зависит от их ширины, то можно предположить, что возникает и большее количество точек контакта шины с покрытием. Однако, в случае большей зоны контакта пропорционально снижается удельное давление массы автомобиля, приходящееся на единицу площади пятна. То есть получается, что чем шире колеса, тем меньше удельное давление на дорогу. Следовательно, более узкие шины давят на каждый квадратный сантиметр контактной зоны сильнее, но итоговый показатель сцепления колес с дорогой остается почти неизменным.
При выборе и покупке зимней резины обязательно учитывайте, что в определенных дорожных условиях широкие шины действительно способны отрицательно сказываться на управляемости авто. К примеру, во время дождливой оттепели переобутая уже в зиму машина может сильнее страдать от эффекта аквапланирования, так как широким колесам значительно сложнее выталкивать из-под себя воду и снежную кашу.
А в морозные дни на покрывшихся ледяной коркой дорогах будут увереннее чувствовать себя автомобили на шипованных колесах меньшей ширины. Поскольку шипы глубже вонзаются в лед и эффективнее противодействуют скольжению за счет большего удельного давления на единицу площади пятна контакта.
Понимая, что от параметров шин зависит поведение машины на дороге, не следует бросаться в крайности. Вам нужна резина с лучшими сцепными свойствами, а её размерные характеристики записаны в техническом паспорте автомобиля. Ширина шин должна соответствовать особенностям конструкции транспортного средства. При этом любые отклонения от рекомендованных параметров могут отрицательно сказаться на управляемости авто. Подобный риск ничем не оправдан!
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках