Приоритеты публики в целом остались теми же, что и накануне. Вновь плотные стены спин у стендов, где выставлены «иконы» мощности и красоты: Aston Martin, Rolls Royce, Ferrari. Интересно, что менее именитые компании – изготовители «скороходов» (Spyker, Morgan, Wiessman) – пользуются меньшим вниманием, а еще меньшим – тюнинговые ателье и дизайнерские компании (Mansory, Hamann, Brabus, Bertone, Guigiaro и другие). Кстати, своеобразный юбилей отмечает в этом году компания Franco Sbarro: она выставляется в Женеве в «круглый» 40-й раз.
Но если автомобили высочайшей мощности, оригинальнейших дизайнов и запредельных цен пользуются популярностью в основном у энтузиастов фотографии (хотя, честно говоря, так едва ли можно назвать тех, кто снимает планшетами и смартфонами), то к более демократичным маркам и моделям интерес у посетителей более практический.
Здесь реже фотографируют – но с большим вниманием относятся к наборам опций, эргономике водительских мест, удобству посадки на пассажирские места и, конечно, к объемам багажников. Что говорить, даже Kia pro`ceed GT (мировая премьера) трудно было поймать в объектив с закрытой дверью багажного отделения.
И, безусловно, огромным вниманием пользовались практичные универсалы, мини- и микровэны. Не успели выйти в свет Toyota Auris второго поколения, а также седьмой Volkswagen Golf – а на их базе уже созданы практичные и красивые «вагоны». Даже Cadillac STS, даже концепт Bertone Jet – и те представлены в «вагонной» компоновке. У нас эти варианты вызвали бы одно лишь скептическое «зачем?». Но лично мне в этом плане гораздо ближе позиция европейцев.
Поэтому на стенде Ford я первым делом иду рассматривать не мини-кроссовер EcoSport (кстати, он в скором времени должен появиться в продаже в России), а новый Transit. И надо сказать, мне удается прорваться в его салон не без боя – столько было желающих посидеть внутри! Но, честно говоря, оказавшись-таки за рулем, я испытал чувство, близкое к разочарованию. В «натуре» его панель выглядит вовсе не так футуристично, как на фотографиях.
Это царство гулкого «деревянного» пластика. К тому же количество ящичков, емкостей и отсеков для вещей, которым так славился предыдущий (собственно говоря, нынешний) Transit, явно уменьшилось. А мини-экранчик мультимедийной системы на такой огромной панели выглядит просто смешно. Создается отчетливое впечатление, что на водителе-профессионале откровенно сэкономили.
Рядом с «Транзитом» - Ford Ranger. Пикапов в Женеве (как на автосалоне, так и на улицах города) немного, это сугубо деловые машины, здесь их используют в основном полицейские, а также аэродромные службы.
И все же, помимо «Форда», в свои экспозиции включили пикапы Toyota (HiLux), Ssang Yong (Actyon Sports New), Volkswagen (Amarok), Nissan (Navara) и… Dodge. Да-да, среди столь любимых европейцами компактных хэтчбеков затесалсгя гигант RAM 1500. И, надо сказать, на отсутствие внимания он совершенно не жаловался.
Новейший тренд – гибридные технологии. «Чистые» электромобили сейчас на втором плане. Хотя подзаряжаемые от электросети транспортные средства также присутствовали в экспозициях многих фирм. Кстати, Toyota представила еще и домашнюю «электроколонку».
И все же гибриды на женевском мотор-шоу 2013 года преобладали. Их можно было увидеть на стендах Hyundai, Kia, Audi, Renault, BMW. Только в свет выкатывается новая модель, как у нее немедленно появляется гибридная версия. Такова, например, Kia Optima. А Toyota представила гибридную модификацию Auris, разрезанную вдоль. Половинки автомобиля периодически сдвигались друг относительно друга, демонстрируя зрителям сложный силовой агрегат в разрезе. Малопонятно, зато как эффектно!
А Peugeot и Citroen представили… «пневмогибриды». Двигатель внутреннего сгорания дополнен у них агрегатом, аккумулирующим сжатый воздух. На его запасе такой автомобиль способен преодолеть не один десяток километров. Экологично, экономично, бесшумно, а главное – проще электромеханических гибридов.
Для нас все эти технологии – дело далеко не сегодняшнего и даже не завтрашнего дня. Как поведут себя такие автомобили в наших непростых дорожных условиях, кто и как будет их обслуживать? Не обойдется ли гибридная техника в разы дороже обычной впрысковой, не обернется ли экономия чрезмерными затратами? Но вспомним: ведь недавно и впрысковые автомобили казались сложной и дорогой экзотикой в сравнении со столь привычными карбюраторными. А некоторые наши особо щепетильные автовладельцы побаивались даже электростеклоподъемников…
Этот типичный аксессуар сладкой западной жизни также пока не прижился на российской почве. А в Европе – давно и успешно. И неудивительно, что практически на каждом из стендов Женевского мотор-шоу был представлен автомобиль со «съезжающей» крышей.
Одна из наиболее заметных новинок – кабриолет Opel Cascada. Судя по всему, немецкий производитель делает большую ставку на эту модель. Она была представлена на стенде Opel сразу в нескольких экземплярах, в том числе в демо-версии, у которой периодически открывалась и закрывалась крыша.
Интересный конструктивный момент: задние фонари расположены под крышкой багажника, а на ней находятся только рассеиватели.
Багажник «Каскады» не так уж мал. А панель по «архитектуре» напоминает Astra. Господа из «Опеля», вам не кажется, что такая однотипность становится скучной?
Кабриолеты в изобилии были представлены на стендах FIAT, Mercedes и некоторых других. Кстати, вы все еще думаете, что в кабриолете холодно зимой из-за матерчатой крыши?
Тогда вам было бы интересно посмотреть на сдвижную крышу в разрезе на стенде финской компании Valmet. Хорошо видно, что матерчатый тент утеплен не хуже хорошей зимней одежды.
А этот тренд уже докатился и до России: компактные кроссоверы. Характерный пример; едва у нас начали набирать обороты продажи Opel Mokka, как на горизонте замаячил его двойник от Chevrolet – Trax (для нашего рынка эта модель получит названиеTracker). Внешние различия двух автомобилей, как и внутренние, минимальны. Еще один автомобиль такого класса – EcoSport – был представлен на стенде Ford.
Но если данные модели оправдывают названия кроссоверов тем, что имеют модификации с полным приводом, то оформленный а-ля внедорожник Renault Scenic Xmod, вопреки названию, имеет привод только на переднюю ось. И это тоже тренд: не обязательно быть внедорожником, если можешь им казаться.
А вот миниатюрный FIAT Panda – настоящий полноприводник. И очень радует, что у него появилась версия, оформленная под внедорожник. На мой взгляд, В стандартном исполнении он выглядит несерьезной игрушкой.
А что серьезные автомобили для бездорожья? И их было в Женеве немало. В частности – вся линейка Jeep (напомним, что эта американская компания находится сейчас под «крылом» европейского концерна FIAT).
Фотографии Cherokee в новом дизайне, помнится, шокировали многих обитателей сети Интернет. Спешу заверить, что в жизни этот автомобиль вовсе не выглядит таким необычным, как на изображениях.
Немалый интерес публики вызывали внедорожники на стендах Mercedes-Benz и Toyota (Land Cruiser 200 и Prado) и, конечно, Land Rover.
И все же высокая проходимость – далеко не важнейший аспект для европейцев в отличие от вместимости и экономичности. Так, за несколько дней пребывания в Женеве я увидел всего ОДИН Land Cruiser Prado.
Для чего нам знать о том, что сейчас выставляется на европейских площадках – в Женеве, Франкфурте, Париже? Ведь каждый год и в России выставляются модели, которые актуальны именно для нашей страны и наших дорожных условий.
Мне все же кажется, что знакомиться с зарубежным опытом автомобилестроения полезно. Ведь таким образом мы имеем возможность заглянуть в завтрашний день, в том числе и в тот, когда, наконец, российские и зарубежные представления об автомобиле придут к общему знаменателю.