Если бы не фактор политики, жестко влияющий ныне на нашу экономику, в Россию уже скоро хлынул бы поток новинок мирового автопрома, представленных в Женеве. Однако пока большинство из них появится на других европейских рынках

Старушка Европа, как часто называют этот континент, почти окончательно выбралась из кризиса, давившего на нее в течение ряда лет, встряхнулась и вновь начинает энергично тратиться на товары длительного пользования. В первую очередь – на автомобили. Спрос на них в большинстве стран растет, поэтому вполне естественно, что в марте на подиумах Женевского автосалона состоялась серия весьма значимых премьер. Мы на них побывали, а наши встречи с боссами концернов позволили понять, как будет развиваться автоиндустрия дальше.

Техника – народу

Как бы ни втискивали инженеров в рамки экологических стандартов, минимальных выхлопов и шумов, задушить в них потребность создавать нечто совершенное – мощное, быстрое, красивое – невозможно. Что и подтвердил 85-й Женевский международный автосалон. На его стендах неожиданно для многих была представлена целая россыпь потрясающих спорткаров, причем в большинстве своем с заднемоторной компоновкой, что знатокам говорит о многом. В этом ряду следует упомянуть такие «звезды», как Audi R8 (в разных версиях), сразу два Porsche – Cayman GT4 и 911 GT3 RS, Ford GT, Mercedes-AMG GT3, Honda NSX, Lamborghini Aventador, Ferrari 488 GTB, Lotus Evora 400, Pininfarina Sergio и, разумеется, 1500-сильный Koenigsegg Regera, на сегодняшний день самый быстрый и мощный серийный автомобиль в мире.

От первого лица

Тетсуро Айкава, президент Mitsubishi Motors Corporation

В свое время бренд Mitsubishi стал популярным на российском рынке во многом благодаря модели Lancer. Однако производство легковых машин C-сегмента достаточно дорого, а уровень прибыльности этих моделей в целом низкий. Мы решили сфокусироваться на выпуске и продаже в России внедорожников. Это то, что мы умеем делать лучше, чем автомобили В- и С-классов: у нас есть уникальное сочетание технологии PHEV с большим опытом разработки внедорожников. И именно на этом направлении мы будем концентрироваться в ближайшее время в своих новых проектах. Кроме того, сегодня для компании одним из приоритетов является повышение уровня локализации производства на заводе в Калуге.

О том, сколь совершенны и сложны конструкции этих машин, можно судить уже по тем задачам, которые ставятся перед инженерами массовых гражданских моделей. К примеру, вице-президент Mazda Motor Europe, глава европейского центра научно-технических разработок этой марки Кеничиро Саруватари рассказал нам, что при производстве машин бренда используется четыре вида технических настроек – для Японии, Северной Америки, Европы и остальных стран, и его команда, состоящая почти из сотни инженеров, в основном занята адаптацией автомобилей под требования европейцев. «Нам приходится учитывать два ключевых момента: Германию, с ее не лимитированными по скорости автобанами, поскольку это серьезно сказывается на всех настройках машины, и очень большое разнообразие дорог – как по профилю, так и по видам покрытия, – в других странах, – говорит собеседник. – Одна только Германия обеспечивает целый куст проблем. Ведь чем выше скорость, тем сильнее шум в салоне, чем быстрее едет машина, тем она должна быть жестче, хотя при этом нужно сохранить уровень достойного комфорта. Все эти тонкие настройки – тема очень сложная».

Вместе с тем спорткары и топовые модели премиальных марок – это всегда еще и сгусток новейших технологий, способных вывести комфорт и безопасность на принципиально новый уровень. Однако автопроизводители отдают себе отчет, что нет смысла просто так раскручивать «гонку вооружений» – внедрять решения, которые никому не нужны. Все это дорого с точки зрения инвестиций, а если клиенты придумку не оценят, то и платить за нее не станут. «Притом что мы остаемся на переднем крае в области всевозможных передовых систем – от безопасности до различных девайсов, интегрированных в автомобиль, и на сегодняшний день в таком объеме и такого качества, как предлагаем мы, их больше ни у кого нет, в компании не стоит вопрос развития инноваций ради инноваций. Необходимо строго ориентироваться на потребности людей, предлагать именно то, что им нужно», – поясняет позицию концерна Daimler AG член его правления, руководитель подразделения глобальных продаж и маркетинга легковых автомобилей Mercedes-Benz Ола Каллениус.

От первого лица

Вольфганг Зибарт, директор инженерного департамента Jaguar Land Rover

Персонализация автомобиля – очень важное направление с точки зрения продвижения продуктов в премиум-сегменте. Наличие таких услуг является серьезным конкурентным преимуществом компании и может приносить неплохую прибыль. Поэтому недавно было создано подразделение SVR, которое занимается созданием специальных версий наших машин. Пример – «заряженный» 550-сильный Range Rover Sport SVR, ставший самым динамичным внедорожником в истории бренда. Что же касается нового поколения Land Rover Defender, то его выведение на рынок – задача непростая. Этой модели уже 60 лет, она настоящая легенда. И потому замену ей мы готовим трепетно, скрупулезно, не спеша.

Коллеге-конкуренту вторит и директор инженерного департамента Jaguar Land Rover Вольфганг Зибарт. По его словам, большинство внедряемых британцами технологий направлено на предотвращение ДТП, из которых свыше 90% обусловлено человеческим фактором. Задача конструкторов – задействовать те электронные системы, которые помогут избегать аварий. «Вспомните, – восклицает г-н Зибарт, – сначала появился активный круиз-контроль, затем – система экстренного торможения, способная сама остановить машину: если вы отвлеклись в пробке, электроника затормозит автомобиль и тем самым исправит вашу невнимательность. Постепенно мы будем увеличивать количество электронных ассистентов, которые смогут учитывать все больше и больше различных дорожных ситуаций. Однако у нас нет цели просто создать автономное транспортное средство, задача в том, чтобы машины стали максимально безопасными».

Заглянуть в будущее

Женевский автосалон всегда отличался обилием концептов. Причем как тех, что уже совсем скоро встанут на конвейер, так и машин, демонстрирующих «общие намерения» той или иной марки в области дизайна или технологий. Нынешняя выставка исключением не стала – многие бренды представили интересные проекты.

К примеру, на стенд Mitsubishi публику завлекал яркий Concept XR-PHEV II. Как пояснил нам президент Mitsubishi Motors Corporation Тетсуро Айкава, это прообраз модели ASX следующего поколения. В отличие от плагин-гибрида Outlander, имеющего полный привод, новинка будет переднеприводной, что обеспечит меньший расход топлива и лучшие характеристики в области экологии. Еще одно ее важное отличие – новый корпоративный дизайн. Его ключевые элементы – передний бампер и решетка радиатора, которые должны демонстрировать агрессию, напор, динамику, проповедуемые брендом. Куда более высокий уровень качества демонстрирует и интерьер японского автомобиля. Правда, назвать точную дату его появления в России глава MMC пока не смог, сообщив лишь, что продажи кроссовера стартуют в Японии в 2016 г., после чего его начнут поставлять на другие рынки.

В числе других ярких концептов мы выделим еще несколько машин. Прежде всего Nissan Sway – компактный хэтчбек, который вряд ли когда-нибудь пойдет в серию в показанном на выставке формате. По словам сотрудников компании, автомобиль представляет дизайн ее будущих моделей. И, надо сказать, едва ли не кардинально отличается от всех ниссановских «легковушек», ныне предлагаемых на рынке.

От первого лица

Кеничиро Саруватари, вице-президент Mazda Motor Europe, глава европейского центра научно-технических разработок

Некоторое время назад Mazda взяла курс на повышение своей премиальности. Мы намерены добиться восприятия своих моделей потребителями как продуктов сегмента «премиум», а это заключается в ряде компонентов. Первый – качество, к которому я бы добавил и дизайн. Второй – уровень комфорта. Третий – динамические характеристики, куда входит разгон до «сотни» и прочие реакции на действия водителя. Здесь мы во многом ориентируемся на BMW. Кроме того, сейчас развивается новое направление – взаимодействие транспортного средства с различными девайсами. Это и получение владельцем всевозможной информации об автомобиле через его гаджет, и, наоборот, управление машиной с его помощью.

Настоящий прорыв в высшую лигу концепт-каров совершила Kia. В центре экспозиции этой корейской марки стоял красный Sportspace. Как предполагают многие, это прообраз новой Optima в кузове универсал. Рассказывать о тонкостях дизайна – дело неблагодарное, тем более что восприятие деталей всегда субъективно. Однако заметим, что «вживую» автомобиль смотрится куда привлекательнее, чем на фото. Как, впрочем, и крошечный Lexus LF-SA. Этот двухдверный автомобильчик может стать самым маленьким в модельной гамме японской компании и конкурировать с такими игроками премиального сегмента, как MINI, smart и Audi A1.

Наконец, надо отметить пару перспективных разработок марок, входящих в концерн Volkswagen AG. В частности, сам бренд Volkswagen показал Sport Coupe Concept GTE – автомобиль, буквально нашпигованный новейшими технологиями и, судя по всему, ставший предтечей нового поколения четырехдверного купе Volkswagen CC. А вот испанская ветвь концерна – компания SEAT (недавно вновь ушедшая с российского рынка) представила свой первый кроссовер 20V20. Скорее всего, он будет построен на одной платформе с новым VW Tiguan, а встать на конвейер может в следующем году.

Кстати, безоговорочная популярность моделей из сегмента SUV в Женеве была вновь подтверждена – новые или обновленные кроссоверы и внедорожники встречались повсеместно. Так, Mazda представила рестайлинговый CX-5 и абсолютную европейскую премьеру – субкомпактный стильный кроссовер CX-3. Модернизации подвергся и Range Rover Evoque, сменивший головную оптику, частично экстерьер и интерьер, а также обретший новую мультимедийную систему. Дабы не отставать от конкурентов, новый продукт предложила MINI. На ее стенде состоялся дебют специальной версии Countryman Park Lane, которую выделяют и яркий дизайн, и оснащение, включающее опциональную систему полного привода ALL4.

От первого лица

Ола Каллениус, член правления Daimler AG (легковые автомобили Mercedes-Benz)

Один из ключевых пунктов нашей стратегии – движение в сторону новых клиентских групп, прежде всего – более молодой аудитории. Мы хотим сделать бренд Mercedes-Benz привлекательным именно для относительно молодых людей, и тут речь идет в первую очередь о таких автомобилях, как CLA и GLA. Эти машины демонстрируют привлекательный, динамичный дизайн, который сочетается с традиционным мерседесовским комфортом, безопасностью и управляемостью. Мы уже добились того, что средний возраст наших клиентов снизился в среднем на 10 лет, а это очень много! В нынешнем году компания обновит практически весь модельный ряд SUV, а в 2016 г. будет модернизирована и спортивная линейка.

Подивил и стенд «породнившихся» не так давно Fiat и Chrysler. Американцы выкатили на него шоу-кар Jeep Renegade Hard Steel с… прицепом, выполненным в полном соответствии с дизайнерской стилистикой машины и, кроме того, «нафаршированным» электроникой – «музыкой», выходом в Интернет, сенсорными мониторами. На его фоне кроссовер Fiat 500X, впервые оснащенный 6-диапазонным «автоматом» с двумя сцеплениями, кажется попросту скромнягой.

Не менее интересен в этой нише перечень и других премьер. Так, главным героем стенда Renault стал Kadjar – по сути, французская версия бестселлера Nissan Qashqai, хотя и имеющая несколько иные габариты и другие фирменные «фишки». Бренд Hyundai решил снова вернуться к имени Tucson – под таким названием дебютировал автомобиль, который должен заменить в линейке марки модель ix35. Свой первый компакт-кроссовер QX30 представила Infiniti (хотя пока и в ранге концепт-кара), любопытно, что модель базируется на платформе Mercedes-Benz GLA. Наконец, не особенно избалованными вниманием европейцев оказались еще две новинки из Азии: субкомпактный SsangYong Tivoli, ставший первой самостоятельной разработкой бренда после слияния с индийской Mahindra, и китайско-израильский псевдокроссовер Qoros 3 City SUV, который однозначно стоит выше большинства других автомобилей, поставляемых в Старый Свет из Поднебесной. Как видим, конкуренция в сегменте возрастает.

Российские горизонты

В то время как в Европе на новые машины спрос растет, в России автомобильный рынок падает (за два первых месяца 2015 г. он снизился более чем на 32%). На этом фоне и прогнозы относительно его развития неутешительны. Так, член правления Daimler AG Ола Каллениус вынужден констатировать: «В 2014 г. мы стали одними из немногих, кто смог на вашем рынке вырасти, причем и в этом году очень хороший старт – за январь-февраль рост сбыта легковых Mercedes-Benz достиг 18%. Тем не менее и у нас нет полного иммунитета от внешних факторов. Думаю, год станет очень сложным и постепенно ситуация будет ухудшаться».

В том же ключе размышляет и генеральный директор ООО «Ягуар Ленд Ровер Россия» Франк Виттеманн, отлично знающий российский рынок изнутри. Свое мнение о происходящем он сформулировал фразой: «Я всегда надеюсь на лучшее, но сейчас вынужден признать, что будет тяжело». Впрочем, тут же пояснил, что его компания готова к подобному развитию событий и, соответственно, имеет антикризисный план. Он включает в себя ряд специальных программ (качества, повышения лояльности, удовлетворенности клиентов, выдачи кредитов, продажи подержанных машин), а также выведение новых продуктов. До конца года у российских дилеров компании появится семь новинок, пять из которых были представлены в Женеве. Этот процесс коснется как моделей Jaguar, так и автомобилей Land Rover и Range Rover.

От первого лица

Колин Лоутер, старший вице-президент по производству и закупкам Nissan Europe

Из четырех российских производственных площадок Nissan завод в Санкт-Петербурге – флагманский. Здесь мы производим автомобили на платформах «C» и «D» с применением самых современных технологий. В Тольятти используем довольно старые мощности своего партнера по глобальному Альянсу – АвтоВАЗа, где выпускаем машины классами ниже: Nissan Almera и модели Datsun. Но там предприятие сейчас активно модернизируется. Наконец, в Ижевске мы имеем то, что можно назвать «зеленой поляной», и в этом городе тоже предстоит сделать немало для развития завода. Предполагаем, что на каждом из этих предприятий со временем линейки собираемых моделей будут расширяться.

Вместе с тем топ-менеджеры крупнейших мировых автопроизводителей уверены, что рано или поздно рынок выправится, а потому продолжают в него инвестировать и развивать базу. Старший вице-президент по производству и закупкам Nissan Europe Колин Лоутер рассказывает, что сейчас у компании в России уже четыре производственные площадки, и выпускать на них машины для внутреннего сбыта выгодно. Хотя есть и проблемы, связанные прежде всего с курсами валют, из-за чего необходимо еще более активно расширять локализацию. И резюмирует: «До нынешнего кризиса ваша страна была на пути к тому, чтобы стать самым большим европейским рынком. Однако развитие всегда идет по синусоиде – то вверх, то вниз. Возможно, сейчас нижняя точка, но спрос непременно пойдет вверх. Поэтому Nissan не думает менять свою стратегию в России, мы лишь немного замедлимся».

Еще более конкретен в своих планах президент MMC Тетсуро Айкава. «Кризисная ситуация не будет вечной, рынок начнет восстанавливаться, – говорит он. – Мы предполагаем, что уже в 2016 г. перейдем от падения к поступательному росту, и Mitsubishi окажется готова встать на эту волну и реализовать все свои проекты в России».

Что ж, сценарий не самый скверный, хотя и не хочется тянуть до следующего года. Как бы там ни случилось, будем рассчитывать, что вслед за старушкой Европой как можно скорее воспрянет и Матушка Россия. Так, чтобы новинки каждого автосалона производители спешили первым делом привозить в нашу страну. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9