В прошлом году рынок новых автомобилей в стране впервые за несколько лет вырос, причем сразу на 12%! Да и «вторичка» чувствует себя неплохо – плюс 2%. Казалось бы, пришла пора радоваться и смотреть в будущее с оптимизмом. Вот только есть несколько весомых но…
Прежде всего, проблема в том, что даже по официальной (подчас несколько сглаженной) статистике, разрыв в уровне доходов между регионами отличается очень сильно, и это нехорошо. В автомобильной сфере это легко понять, рассмотрев показатель соотношения между количеством машин, проданных на первичном и вторичном рынках. Чем богаче страна (регион), тем больше продают новых машин. И наоборот. Нормальный показатель для благополучной экономики – примерно 1:2. То есть одну новую машину приобрели, две «бэушные» продали. Это норма для стран, где автомобильный рынок достиг или близок к насыщению. В России же по итогам 2017 года соотношение иное – 1:4. Купили одну новую машину, а четыре с пробегом перешли из рук в руки.
Но это в среднем по стране. В столице – самый новый парк, самое обеспеченное население, и соотношение совсем иное: 1:1,5 (из каждых десяти купленных машин в столице четыре новые). Лучше чем в Германии! Дальше в перечне благополучных идут Татарстан и Санкт-Петербург с показателем 1:2, Московская область (1:3)…
А вот где совсем нехорошо, так это на Дальнем Востоке. Максимальный показатель зафиксирован в Еврейской автономной области и на Камчатке, где коэффициент – 1:50! На два новых автомобиля там приходится 98 перепродаж очень подержанных, ввезенных когда-то из Японии «праворуких», чей средний возраст перевалил за 20 лет. Грустно! Не слишком красивая картинка и во многих других регионах. Скажем, на Северном Кавказе соотношение колеблется от 1:10 (Северная Осетия, Кабардино-Балкария) до 1:20 (Ингушетия).
Еще один важный показатель – самые популярные модели на вторичном рынке. По данным Аналитического агентства «Автостат», в столицах, а также в «богатых» федеральных округах европейской части в лидерах относительно свежие иномарки российской сборки – Ford Focus, Hyundai Solaris, KIA Rio, Skoda Octavia… А вот на юге страны, на Урале самый высокий спрос на дешевые автомобили АвтоВАЗа, по большей части уже снятые с производства: ВАЗ 2107, 2110, 2114… На Дальнем же Востоке – сплошь Toyota: Corolla, а также малоизвестные Mark, Fit, Vitz… Готов поспорить, что они в основном из 1990-х…
Причина такого разброса объяснима: даже по официальным данным Росстата, средняя зарплата в Москве в начале 2017 года составляла 66 тыс. рублей в месяц, в Приморском и Хабаровском краях – 34 тыс., в Брянске, Иванове, Рязани – 21 тыс. Но если из Рязани теоретически можно поехать на заработки в столицу, то из Хабаровска это сделать сложнее…
Вот что еще любопытно. Хотя Москва и Подмосковье по-прежнему остаются лидерами автомобильного рынка страны (совместно на их долю приходится 23% всех продаж новых машин и 11,5% – с пробегом), уже видна любопытная тенденция. Если по стране в целом первичный рынок в прошлом году вырос на 12%, то в Москве – всего на 4%. «Вторичка» же в столице и вовсе провалилась сразу на 9%, хотя по России зафиксирован прирост на 2%. Что происходит?
Ответ прост. Власти столицы, занимающей по некоторым данным второе место в мире по пробкам, делают все, чтобы автомобиль стал дорогой обузой, а не средством передвижения. Платные парковки (при отсутствии парковок перехватывающих), суженные дороги, бесчисленные камеры – это лишь часть мер, чтобы москвичи отказались от своих машин и пересели на общественный транспорт. И ведь действует! Еще год назад у меня в семье было два автомобиля, но ныне один уже продали, а второй большую часть недели стоит. Куда ехать – везде дорогие платные парковки! Но страшно даже не это – стоит освободить «насиженное» место, как его захватят! И куда ставить авто? В моем маленьком дворе можно разве что на попа…
Выходит, российский рынок может расти только за счет столиц, где есть деньги. Но расти в них некуда – нет места! А в регионах автомобиль нужен, очень нужен, но нет средств… Тупик? Похоже на то.
Впрочем, выход есть. И даже два. Но оба кажутся малореальными, поскольку целиком зависят от властей. Первый – развивать в крупных городах нормальную инфраструктуру. Ведь теоретически можно закрутить гайки до упора и вообще выдавить личные автомобили из города. Но только не надо забывать, что их владельцы – важнейший источник доходов и налогов. Второй путь – диверсификация. Надо сделать так, чтобы жизнь и бизнес развивались не только в пределах Садового кольца, но и повсеместно в России. Важнейшая для страны задача – постараться выровнять уровень жизни и экономического развития разных регионов! Причем выравнивать следует по регионам-лидерам, а не по аутсайдерам. Это задача-максимум. А минимум – возродить разные программы господдержки рынка, чтобы машину могли купить не только москвичи, но и жители Ингушетии и Приморья.
Кстати, как показывают опросы, жители регионов стали гораздо лучше относиться к москвичам. По информации Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, 15 лет назад столицу считали «коррумпированным и бандитским городом» 26% респондентов. Сейчас так думают только 13%. В 2003-м больше половины (52% опрошенных) полагали, что «Москва богатеет за счет остальной страны» («зажрались!!!»). В 2017 году этот показатель упал до 39%. Москва перестает быть самоцелью для большинства россиян. Притом что, по данным ежегодного отчета Финансового университета о качестве жизни, в 2017 году лучшим для жизни городом России (с точки зрения ее жителей) стала Тюмень. Далее – Грозный и Казань. Москва только на восьмом месте...