В Турине грядут торжества: 11 июля 1899 г. в этом городе была основана компания FIAT, ставшая одним из крупнейших промышленных столпов Европы. Нетрудно догадаться, что нынешний юбилей – 115-летие фирмы – в Италии будет отмечен широко

Компания FIAT (Fabbrica Italiana di Automibili Torino) появилась на свет, когда группа туринских бизнесменов и банкиров решила наладить в городе производство входивших в моду автомобилей. Руководство новым предприятием приняли на себя трое из отцов-основателей – Джованни Аньелли, Карло Бискаретти ди Руффиа и Эммануэле Брикеразио.

Завод новой компании открылся в 1900 г. в Турине. Сначала там работало лишь несколько десятков человек, а объем выпуска в тот год составил… 24 автомобиля. Первенцем марки стал автомобиль, в котором пассажиры располагались лицом друг к другу (такой тип кузова французы называют vis-a-vis). Он оснащался двигателем мощностью 3,5 л.с., расположенным в задней части. Машина имела успех у покупателей и продержалась в производстве до 1901 г. Чуть позже модельный ряд пополнился автомобилем с мотором мощностью 6 л.с., затем появились 8- и 10-сильные модели.

Уже в первом десятилетии ХХ века продукция FIAT получила большое распространение у себя на родине, а вслед за этим и по всей Европе. Фирма развивалась стремительно: в 1903 г. она выпустила 135 автомобилей, а в 1906-м уже 1149. Для того времени более чем солидные показатели! Кроме того, 1903 г. ознаменовался выходом на рынок США, что для европейской марки считалось огромным достижением, ведь у американцев была совершенно иная идеология автомобилестроения и ценовой политики. Если европейцы старались делать машины как можно более добротными и долговечными, а цена на них зависела от мощности мотора, комплектации и типа кузова, то по другую сторону Атлантики считали, что цена механического экипажа должна помимо прочего соответствовать его максимальному ресурсу. То есть чем больше километров способен пробежать автомобиль, пока окончательно выйдет из строя, тем он дороже. Это ставило европейских производителей в невыгодное положение, поскольку цены на их продукцию с учетом транспортных и других издержек получались заоблачными. Тем не менее итальянцам удалось закрепиться на заокеанском рынке, а в 1909 г. в США даже был открыт завод FIAT.

Помимо пассажирских автомобилей фирма выпускала грузовики и автобусы, а когда в Европе началось бурное развитие авиации, туринцы освоили производство двигателей для аэропланов и дирижаблей.

Период между 1909 и 1913 гг. был эпохой бурного развития автоспорта, и компания занялась созданием гоночных машин. В 1911 г. инженерами FIAT была создана модель S74, на которой гонщик Браун выиграл Гран-при Америки. Его красный FIAT на протяжении всех 496 миль гонки шел в лидерах и показал отличную среднюю скорость – 74,5 миль/ч (около 119 км/ч.). Победы в этих и других гонках принесли компании заслуженную славу и укрепили ее положение на рынке.

Семейная компания

Примерно с 1902 г. деятельность по управлению компанией начала сосредотачиваться в руках Джованни Аньелли, который не только был незаурядным менеджером, но и обладал связями в правительственных кругах, обеспечивавшими фирме получение государственных заказов. В годы Первой мировой войны фирма также работала на итальянское правительство, что позволило ей в 1919 г. войти в тройку ведущих итальянских промышленных предприятий, и впоследствии FIAT только укреплял свои позиции на этом поприще.

К 1920 г. Аньелли сумел скупить контрольный пакет акций своей фирмы и стал практически единственным человеком, способным влиять на ее политику. А спустя три года он был избран сенатором, что в еще большей степени способствовало процветанию FIAT, который оставался его любимым детищем до самой смерти в 1945 г. К тому времени Джованни Аньелли стал одним из богатейших и влиятельнейших людей планеты.

Со временем у руля компании встал его внук – Джанни Аньелли, который сумел приумножить достижения деда. При нем FIAT превратился в многопрофильный концерн, где кроме автомобилей выпускали самолеты, железнодорожную технику, морские и речные суда, производили оборудование для электростанций, выплавляли металл...

Сегодня FIAT – это целая коллекция автомобильных брендов, куда входят легендарные итальянские марки Ferrari, Maserati, Alfa Romeo, Lancia. Во Франции, Турции, Египте, Южной Африке, Индии и Китае работают совместные предприятия. В общей сложности компания дает работу более чем 50 тыс. сотрудников. Всего же в деятельность концерна вовлечена 61 страна мира. Последним приобретением компании стала Chrysler Group LLC, о чем было объявлено в феврале 2014 г. В результате появился новый автомобильный концерн – Fiat Chrysler Automobiles (FCA).

Итальянцы в России

Первые автомобили FIAT начали поступать в Россию в самом начале ХХ столетия, широкая публика могла познакомиться с ними уже в 1907 г. на Первой международной автомобильной выставке в Санкт-Петербурге. Машины русским покупателям понравились, а окончательно успех был закреплен в последовавших за выставкой гонках Москва – Санкт-Петербург, где питерский гонщик А.М. Фокин завоевал третье место. От столицы до столицы он доехал за 13 часов 54 минуты. Кстати, Фокин стал также одним из первых дилеров итальянской марки в российской столице.

В 1909 г. Управление севастопольского порта приобрело для своих нужд три фиатовских грузовика, а затем докупило еще несколько машин. Автомобили итальянской фирмы начали продавать в Москве и других городах. Они много и успешно участвовали в самых престижных российских соревнованиях. Так, в ралли на Императорский приз, проходившем по маршруту Санкт-Петербург – Севастополь, туринский автомобиль получил один из призов, а в пробеге Москва – Рига FIAT завоевали целых шесть наград!

Все это способствовало быстрому росту популярности марки. В Москве, например, в 1909 г. туринских автомобилей насчитывалось 12, в 1910 г. – 28, в 1911-м – 36, а к началу 1912 г. по улицам Первопрестольной разъезжало целых 37 FIAT. Можно утверждать, что в тот период туринцы входили в десятку самых популярных автомобильных марок в Москве. Похожая картина была и в Санкт-Петербурге: в 1910 г. там было зарегистрировано 27 FIAT, в 1912-м – 33.

Участвовали грузовики FIAT и в ряде испытаний, устраивавшихся русским Военным ведомством, в том числе и в знаменитом пробеге грузовых автомобилей 1912 г. И почти во всех пробегах продукция FIAT брала призы. Когда же в России встал вопрос о строительстве собственных автозаводов, то на одном из них, АМО, планировали наладить производство именно фиатовских машин, как одних из наиболее подходивших для эксплуатации в российских условиях. Объем производства должен был составлять более 1500 автомобилей ежегодно.

Сотрудничество продолжилось и в годы советской власти. В 20–30-х годах в Москве работали такси FIAT, а о том, что в содружестве с этой фирмой родился АвтоВАЗ, знают, пожалуй, все. 

Первая эмблема компании появилась в 1899 г. Согласно законам геральдики ее основой стал щит, стилизованный под древний пергамент. На нем были начертаны полное и сокращенное название фирмы. В 1901 г. на логотипе осталась только аббревиатура “FIAT”. За 115 лет истории марки стилистика эмблемы подвергалась изменениям много раз, но надпись “FIAT” всегда присутствовала.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9