На шоссе, на скорости около 120 км/ч со мной поравнялся коммерческий фургон Ducato, и его пассажир едва не до пояса высунулся из окна, чтобы рассмотреть мой автомобиль. Привет, знакомься: это ваш будущий коллега из линейки Fiat Professional – пикап Fullback
Лично меня его появление на нашем рынке и обрадовало, и удивило. Обрадовало, потому что я люблю пикапы и считаю, что они должны быть среди лидеров автомобильного рынка в стране, где столько всего еще необходимо перевезти. А удивило то, что, во-первых, такой необычный «ход» совершил бренд Fiat, пока не стяжавший лавров в России. И вдруг он предлагает нам именно пикап, наверняка зная, что автомобили этого типа на нашем рынке играют роль нишевых, удерживая долю всего-то около 1 процента. Правда, из года в год этот показатель довольно-таки стабилен.
Но ведь и лидеры в этом сегменте закрепились давно и прочно. Это Toyota HiLux, Volkswagen Amarok, UAZ Pickup и, конечно же, Mitsubishi L200, на который модель Fiat подозрительно похожа. Случайно? Разумеется, нет.
Дело в том, что Fiat Fullback и Mitsubishi L200 образца 2015-го года – это фактически один и тот же автомобиль. Они сходят с одного конвейера завода в Таиланде. У них одинаковая рама, аналогичные дизельные двигатели, а также трансмиссия Super Select II. Салон оформлен также практически идентично. Различается только внешность. Если L200 щеголяет обилием хрома в отделке и в яркий солнечный день так и лучится светом, то Fullback скромнее, вернее, строже. У него нет броских элементов, мое внимание привлекла только одна, вернее, две детали. Это оригинальные прозрачные вставки желтоватого цвета под стеклами фар. Они обеспечивают желтое свечение указателей поворота – оригинальное, но в то же время такое простое решение. В целом же этот автомобиль – настоящий универсальный солдат. Нам на тест достался экземпляр в «мундире» цвета хаки, совпадение формы и содержания получилось просто исключительным.
Кстати, Fullback – термин футбольный. Им обозначаются защитники, играющие по краям поля. Но в голову приходят еще два варианта перевода или, так сказать, осмысления этого слова. Во-первых, full back – это буквально «что-то полное сзади», типа рюкзака. Ну, конечно, это кузов, наверное, этим словом могли бы называться все пикапы. А во-вторых, применительно именно к фиатовской модели можно говорить о такой «полноте сзади», как блокировка межколесного дифференциала. Она здесь тоже есть, наряду с возможностью межосевой блокировки. Все внедорожные режимы в итальянском пикапе включаются при помощи поворотной «шайбы», опять же, точно такой же, как на L200. Аналогично и межколесная блокировка выведена на отдельный переключатель.
Едем дальше. Посадка за рулем в «итальянце» – традиционная для рамного пикапа, то есть, около пола, и потолок недалеко от головы. Регулировка кресла по высоте присутствует, но своих функций не выполняет. На самом деле, регулируется не высота кресла, а наклон подушки. Ее можно установить либо близко к горизонтали, либо поднять переднюю ее часть и понизить заднюю. Это позволяет сделать посадку чуть более удобной, но не более или менее высокой.
Каковы фиатовские сиденья по сравнению с оными в L200? Я бы сказал, что в европейской модели они чуть-чуть жестче, чем в японской. И форма их показалась более оптимальной. Боковую поддержку мое тело заметило и на отсутствие валика поясничной поддержки жаловаться не стало. Между передними креслами установлен небольшой бокс-подлокотник. Спереди салон производит впечатление очень широкого, и замер подтверждает это: рулетка показывает 147 см от двери до двери. Рулевое колесо регулируется по высоте и вылету.
Сзади тоже сравнительно широко: 135 см. Это несколько меньше, чем в Mitsubishi (140 см), да и расстояние для ног задних пассажиров в ФИАТе 27 см, а в L200 – 30 см. Впрочем, эту разницу можно списать на то, что я не всегда с точностью до миллиметра усаживаюсь за рулем, скорее всего, длина салона и тут, и там одинакова. Подушки задних диванов в обоих автомобилях размещены низко, кажется, что почти на полу. Одинаково оригинально откидываются и спинки (естественно, целиком) – под углом примерно 45 градусов к горизонтали. Даже если отодвинуть обе передних кресла вперед, спинка заднего дивана все равно не ляжет на подушку. И подушку с места не сдвинешь – закреплена надежно. Почему не было предусмотрено складывание спинки «в горизонт», непонятно. Ведь таким образом любой из автомобилей-близнецов получал бы сзади дополнительную багажную площадку, например, для мягких вещей. Пространство позади спинки немалое, за ней можно разместить, помимо штатного аварийного набора и инструментов для замены колеса, много других полезных вещей.
Как ни близки между собой итальянская и японская модели, размеры грузовой платформы у них немного различаются. Вот результаты моих замеров: Fiat Fullback – 144x153x44 см, Mitsubishi L 200 – 142x145x50 см. По части погрузочной высоты итальянец в плюсе (вернее, конечно, в минусе): 89 см против 96 см у японца. Как и у японского пикапа, кузов итальянской модели изнутри защищен мощной пластиковой накладкой. Она здесь от Mopar, известного производителя тюнингового оборудования для автомобилей Chrysler и Jeep. В накладке выполнены отверстия, в которых видны петли для крепления груза. Они не такие изящные, как в пикапе Mitsubishi, это различие. А сходство двух автомобилей в том, что в обоих защитные накладки кузовов излишне «герметичны», во время дождя здесь могут скапливаться целые озера воды. Это видно на нашем фото.
В движении вода шумным водопадом низвергается из кузова назад, особенно, если ехать вверх по склону. А слежавшийся снег и лед не деваются никуда, а так и путешествуют с вами, если кузов ничем не закрыт. В общем, лучше установить на него крышку или кунг. Тогда не придется все вещи на стоянке прятать в салон. Тем более, что там их и не спрячешь, так или иначе, все они будут на виду.
У тестового Mitsubishi L200, который мы испытывали осенью прошлого года, заднего бампера не было. Поэтому его борт можно было откинуть вертикально вниз, легко отсоединив его крепления. На соплатформенном «Фиате» при наличии бампера (он же служит и подножкой, если необходимо что-то погрузить в кузов, не откидывая борт) такое невозможно, но при желании, отвернув болты крепления, бампер можно без особого труда снять, то есть, и в этом два автомобиля конструктивно одинаковы. А еще в том, что откидные борта у них не «завязаны» на центральный замок и при отсутствии крышки или кунга могут быть открыты любым прохожим.
Современные легковые дизели давно уже почти не вибрируют и тем более не «ворчат» при работе, но не таков 154-сильный мотор фиатовского пикапа. Он не «ворчит», а попросту ругается при пуске: зачем разбудили? Рычаг КПП при этом сильно вздрагивает. Если держать на нем руку во время движения, через некоторое время она устанет от вибраций. Но ведь это даже приятно! Чувствуешь себя на рабочем месте водителя большегруза. Да еще такого, который таскает тяжести по бездорожью.
На номинальные холостые обороты (чуть выше 700 об/мин) мотор «Фиата» выходит не скоро, продолжая молотить на отметке 1100 об/мин. Прогревается он долго, а с ним и салон в зимнее время длительно сохраняет прохладу. Когда прогреется, будьте осторожнее с педалью сцепления: чуть резче отпустите – автомобиль, как ошпаренный, сорвется с места. Педаль очень охотно отскакивает от пола в сторону ноги водителя, и «схватывание» происходит в конце ее хода. Привод тяжелый, неинформативный. Нужно работать этой педалью о-очень осторожно. Особенно при трогании на первой передаче (хотя можно сделать это и на второй). Еще более особенно – при трогании на понижающей. Но об этом позже.
Длинный рычаг механической коробки передач совершает значительные ходы в продольном направлении и короткие – в поперечном. Последнее порой вызывает трудности с выбором передачи. Вместо четвертой можно «попасть» во вторую, вместо шестой – в четвертую. С нечетными передачами проще, тут ошибок не бывает. Но вот с задней… Она включается здесь движением к себе, затем вперед, и при попытке ее включить нередко «попадаешь» в первую. Признак правильного включения – появление на экране мультимедиасистемы изображения с камеры заднего вида. Появляется оно не сразу, несколько раз нет-нет, да и ткнешь в первую. Но уж если случилось «поймать» заднюю, будьте уверены: теперь она будет вас преследовать и упорно включаться вместо первой.
Камера заднего вида закреплена высоко, на уровне надписи Fullback на заднем откидном борту. Это, впрочем, не мешает ей загрязняться в слякотную погоду и на бездорожье, что ухудшает и без того не лучшее изображение. Но лучше пусть будет такая камера, чем вообще никакой. Пикап длинный, задний свес у него огромный (в нем снизу, под днищем, помещается полноразмерное запасное колесо), борт высокий… в общем, можно ненароком не заметить какое-либо препятствие, двигаясь задним ходом.
Модель Fullback предназначена, прежде всего, для стран Европы, Африки и Ближнего Востока, плюс для России. На эти регионы приходится две трети продаж модели. На американские Штаты подразделение Fiat Professional особенно не рассчитывает, там востребованы пикапы большего размера. А ведь когда-то L200 был даже признан в США «Пикапом года». Причем, не так уж и «когда-то», в 1979-м.
Интересно, что автомобили для Европы оснащаются системой «старт/стоп». Даже те, что оснащены механической коробкой передач. Пуск двигателя после остановки происходит в тот момент, когда водитель выжимает педаль сцепления. На тестовой версии в России этой системы не было, но зато обнаружился круиз-контроль. Как он работает с «механикой»?
Сразу скажу: работает, и успешно. Пробую включить его сначала при движении по автомагистрали со скоростью 110 км/ч на высшей, шестой передаче. Стрелка тахометра находится при этом у отметки «1800». Автомобиль послушно поддерживает выбранные мной параметры движения как на подъемах, так и на спусках. Интересно, что тахометр упорно показывает стабильные 1800 об/мин, в то время как звук двигателя меняется. Выжимаем сцепление, меняем передачу – и «круиз» при изменении скорости возвращается к установленному мной значению, а вот при торможении отключается. Но не деактивируется полностью, к отметке «110 км/ч» можно легко вернуться, нажав кнопку RES (RESUME).
Задаю системе более сложную задачу: включаю «круиз» на извилистой дороге с многочисленными подъемами и спусками. Довожу обороты двигателя до отметки «2000», включаю четвертую, а затем пятую передачу – и пикап стабильно поддерживает заданные 80 км/ч на сложном рельефе. Вывод: главное – не выбрать режим движения, при котором обороты двигателя будут ниже отметки «1500». Тогда тяга пропадет, и автомобиль не сможет поддерживать заданную скорость, несмотря на все старания «круиза».
Итак, отметка «1500» - по сути, «рубежная» для 2,4-литрового 154-сильного дизеля Fiat Fullback. На более низких оборотах ему не хватает тяги, и это очень ощутимо на бездорожье. На шоссе, да и на городских улицах мы такими «низами», как правило, не пользуемся, но, если придется, нехватку тяги вы обязательно заметите.
А между тем, мотор Mitsubishi L200 именно данной тягой и радовал. Откуда разница? Похоже, «виной» тому экологический класс двигателей: у японца он соответствует Евро 5, у итальянца – Евро 6. Вот вам и разгадка. Хотите еще различий? L200 на третьей передаче разгоняется с 60 до 80 км/ч за 3 с, Fullback – на секунду медленнее. Но «максималка» у двух моделей одинакова: по официальным данным она составляет 169 км/ч. Время разгона до 100 км/ч оба производителя тщательно скрывают.
Максимальный крутящий момент у 154-сильного дизеля составляет 380 Нм, и развивается он на «полке от 1500 до 2500 об/мин. Но если дизель Mitsubishi L200 проявлял тяговитость и на более низких оборотах, то Fiat Fullback делать это категорически отказывался. 1500 – и ни оборотом меньше. А как насчет «больше»? При преодолении отметки «2500» шум нарастает быстрее тяги. За отметкой «3000» тяга перестает нарастать вообще.
Время разгона с 80 до 120 км/ч на четвертой передаче у Mitsubishi L200 составляет примерно 12 с. По моим прикидкам, Fullback от него не отстанет. Но при этом выиграет в экономичности. На трассе, при длительном движении со скоростью свыше 100 км/ч, средний расход солярки у японского варианта превысил 9 л на «сотню», у итальянского же он был около 7,6-7,7 литров. Конечно, положительную роль сыграл «круиз». Но даже и без него, разгоняя автомобиль до 130 и даже 140 км/ч, я так и не сумел превысить 8-литровую отметку.
Бортовой компьютер в «Фиате» показывает примерное расстояние до заправки в десятках километров: 120, 110, 100… Это немного непривычно, зато в точности измерения этого расстояния сомневаться не приходится. Заливная горловина топливного бака у «Фуллбэка» тоже большая. При выборе «грузовой» колонки с «пистолетом» большего диаметра можно заправить 75-литровый топливный бак буквально в секунды.
Ну что, сограждане – любители пикапов, голосуем рублем за европейский вариант и нормы Евро-6? Ведь выигрыш в экономичности очевиден, а проигрыш в динамике незначителен. Нет, конечно, вы правы: динамика динамикой, экономичность экономичностью, но ведь зачем-то пикапы делают полноприводными. А соплатформенные модели Mitsubishi и Fiat могут в полной мере «ощутить» преимущества системы Super Select II, применяемой на таких моделях, как Pajero и Pajero Sport и позволяющей, в частности, длительное время пользоваться полным приводом при движении с большими скоростями по дорогам с твердым покрытием.
Но, конечно же, преимущества этой системы можно в полной мере оценить лишь на бездорожье, причем, тяжелом. Какой бы снегопад ни обрушился на ваш двор, для того чтобы выбраться из него, вам вряд ли пригодится весь арсенал тех же «Фуллбэка» и «Эль-двухсотого». Вы наверняка даже «центр» не заблокируете, не говоря о большем. В этом плане нашему «подопытному» L200, который мы тестировали осенью прошлого года, не «повезло». В погожие дни на среднюю полосу России не упало не то что ни снежинки, но даже ни дождинки. А вот Fiat Fullback «хлебнул», что называется, по полной программе. Необычайно ранний снег осенью этого года подтаял, почва под ним раскисла, и место, выбранное мной для фотосессии «Фиата», мгновенно превратилось в настоящий танкодром. И итальянский «гражданский танк» очень подошедшего к случаю цвета хаки, вынужден был демонстрировать полную самоотдачу, всё, на что был способен.
На броде он как раз не «хлебнул», а преодолел водную преграду со спокойной уверенностью. Да почему бы и нет? Дно у реки в этом месте твердое, как говорят, «хрящеватое», из мелких камешков, уровень воды – по пороги пикаповского кузова, то есть, около 30 см (дополнительные подножки установлены на 5 см ниже). Скользкий выезд на берег? Не беда, чуть больше «газа», и колеса ухитряются зацепиться и выкатить автомобиль. Хуже на береговой заснеженной площадке: чуть переборщишь с «газом», и заднеприводный автомобиль, что называется, «поплыл». Нет, здесь полезнее режим автоматического подключения передней оси. А еще отключение системы стабилизации, которая, как выяснилось, в этом режиме полностью не отключается! Возможно, это к счастью.
Наряду с итальянским «защитником» данный брод был преодолен популярным кроссовером с электронноуправляемой муфтой привода задних колес. Автомобиль взял препятствие без труда, и лишь часом позже я задался недоуменным вопросом: что он делал на другом берегу?
Закончив с бродом, я попытался подняться наверх по скользким склонам противоположного берега реки и вскоре обнаружил, что мне необходим уже весь набор средств для повышения проходимости, каковым располагает данная модификация Fiat Fullback. Блокировка «центра». Понижающая передача. Блокировка заднего межколесного дифференциала. Наконец, отключение системы электронной «страховки», которое при включении понижающего ряда происходит автоматически и на этот раз полностью (на панели приборов загораются сразу два значка). В придачу, особым образом начинает работать ABS…
И всё это мне в итоге не помогло. Нет, не поймите неправильно: итальянский пикап предлагает по-настоящему «силовой» набор средств для преодоления бездорожья. Просто оно в данном месте и в данное время оказалось ему не по зубам. Тут отступил бы и лучше «вооруженный» автомобиль. Хотя куда уж лучше…
Собственно, спасовали не системы «Фуллбэка», а зимние шины. Их протекторы не выдержали соперничества с грязью и быстро «замылились», что привело к полной потере сцепления. Забавно было ощутить себя, словно в тракторе: пикап работает на первой передаче без добавления «газа», он стоит и «шлифует» на одном месте, плавно и ровно, не делая попыток заглохнуть.
Но вперед – никак, просто наотрез. На «низах» ему не хватает тяги (эх, добавить бы ее на уровне 1000-1200 об/мин, дело бы сразу наладилось) и сцепных свойств шин, а если попытаться взять разгон... Что и требовалось доказать: пропустить глубокую колею между колесами не удалось, колеса соскользнули, и автомобиль рухнул в колею, крепко приложившись поперечиной рамы. Всё, приехали? Клиренс у итальянского пикапа 200 мм (у Mitsubishi L200 – 205 мм при аналогичном размере колес), колея очевидно глубже, и все-таки «тяжеловооруженный» автомобиль стаскивает себя с бруствера и готов откатиться на позицию для очередного штурма скользкого склона.
Еще один рывок вперед, мы отыгрываем у склона пару метров, но тут я окончательно убеждаюсь в том, что в этом месте нам подъем не одолеть. Поэтому на сегодня мы, пожалуй, закончим. Уже темнеет, до ближайшего населенного пункта, где вероятно найти трактор, около пары километров, а если там трактора нет? Нам бы здорово помогла какая-нибудь «техничка» с лебедкой, да хотя бы с прочным тросом. Увы, ее у нас нет.
В итоге, поборов другие, менее крутые склоны, мы с трудом вернулись к броду и выбрались в цивилизацию уже по относительно простым снежно-грязевым колеям. И тут у меня возникла мысль: а может быть, водитель того кроссовера попал в аналогичную ситуацию? Съездил на правый берег реки, понял, что там ему не светит, и вернулся? Честно говоря, с его техникой я бы не рискнул соваться туда вообще. Проедет он в таких условиях или не проедет, это второй вопрос. Первый – в том, что можно загубить муфту полного привода. «Фуллбэку» это не грозит.
Бездорожье дало два дополнительных наблюдения. Во-первых, пикап Fullback с включенной понижающей передачей при отпускании педали сцепления бросается вперед вдвое агрессивнее, чем при обычном трогании с места. Правда, затем переходит к ползущему режиму. А во-вторых, система предотвращения отката назад при старте на подъеме работает слабовато. Иногда чувствуешь, что автомобиль, вроде бы, пару-тройку секунд держится, ждет, пока вы отпустите педаль сцепления и добавите «газ». А иногда – нет, не держится, от слова «совсем».
Но в целом… в целом российские любители автомобилей форм-фактора «пикап» получили возможность приобрести очень неплохой «аппарат». На мой взгляд, он ни в чем не проигрывает популярному японцу L200, а по некоторым параметрам выигрывает. Мне больше импонирует его строгий, сдержанный «френч», чем блеск азиатского псевдо-хрома. Радует и более высокая экономичность. Понравилась работа круиз-контроля в сочетании с «механикой». Курсовая устойчивость на высоких скоростях, в сравнении с L200, заслуживает более низкой оценки, однако ее недостаток можно списать на зимние шины. Они же добавляют шума при движении, но в целом итальянский пикап «погремушкой» не назовешь.
Очень близки по оснащению различные версии двух автомобилей. У «Фиата» их насчитывается десять, а у Mitsubishi всего пять. При этом итальянские машины как в «базе», так и в максимально оснащенной версии дешевле японских примерно на 100 тысяч рублей.
Может быть, в нашей жизни действительно что-то всё-таки меняется, и именно Fiat Fullback станет тем «локомотивом», который потянет вперед продажи в нашей стране практичных, деловых пикапов? Кстати, на российский рынок этой осенью выходит еще одна японская модель – Isuzu D-Max. А в скором времени свой представитель в этом сегменте появится у Mercedes…