Лишь в прошлом году мир отмечал 60-летие со дня открытия завода коммерческих автомобилей Volkswagen в Ганновере, где выпускается уже шестое поколение легендарной серии T. И вот теперь грядет едва ли не более значимая дата – ровно 70 лет назад был сделан первый эскиз культовой модели Bulli. А значит, снова есть о чем поговорить и вспомнить
Начну, пожалуй, с личных наблюдений. Бывая по работе в разных концах света, я очень, очень часто вижу этот невероятно обаятельный автомобиль – Bulli. Маленький фургон (как правило, двухцветный, часто – с занавесочками на окошках), любовно сохраняемый владельцами на протяжении десятилетий, переходящий по наследству от отцов к детям и всюду привлекающий к себе внимание людей, будь то скоростная магистраль, запруженный машинами огромный город, маленькая деревенька, придорожный кемпинг или, скажем, пляж.
Пляж, кстати, в этом перечне вовсе не случаен: в свое время Bulli обожали хиппи, которые на таких машинах попросту оккупировали берега Атлантики. Да и сегодня многие в той же Америке, Европе или Австралии любят всей семьей приехать на таком фургоне к морю, устроиться внутри него с ночевкой и, таким образом создав поистине романтическую атмосферу, любоваться звездами и слушать шум прибоя.
Впрочем, «малыш», открывший новую эру в мировом коммерческом автомобилестроении, с самого начала был весьма практичным и универсальным транспортным средством, на котором можно отправиться не только в путешествие, но и за объемными покупками, на футбольный матч, концерт рок-группы или на работу. Причем все эти качества в полной мере унаследовали и современные преемники легенды – входящие в серию T модификации Volkswagen Transporter, Caravelle, Multivan и California. Однако все-таки вернемся к Bulli, который совсем скоро его почитатели смогут наблюдать во всем многообразии расцветок, комплектаций, версий. В том числе – модель специальной серии «70 лет Bulli», разработанной накануне юбилея.
Те, кому этот автомобиль небезразличен или интересен, просто обязаны запомнить дату: 3-6 августа 2017 года. И точку на карте – Allerpark в Вольфсбурге, «родовом гнезде» компании Volkswagen. В этом месте в вышеупомянутые дни состоится первый «Летний фестиваль Bulli», посвященный 70-летию первого эскиза бестселлера. Пока трудно даже предположить, сколько там может собраться исторических фургонов и микроавтобусов с большой круглой эмблемой VW спереди. Наверняка счет пойдет на сотни! Причем эти автомобили будут представлять несколько десятков стран. Само собой, во всем многообразии культур, менталитетов, интересов, творческих идей, свойственных автовладельцам.
Тем не менее уже сегодня можно утверждать, что всем собравшимся на этот праздник будет весело, познавательно и… совсем не тесно. На территории в 56 тыс. кв. м организаторы оборудуют площадки для кемпингов и спортивных состязаний, игровые зоны для детей и взрослых, пляж на берегу озера, сцены для певцов и музыкантов, многочисленные кафетерии. Предвкушая зрелищное и яркое событие, Рамсис Мусса, руководитель отдела маркетинга генерального спонсора этого фестиваля – компании «Volkswagen Коммерческие автомобили», так прокомментировал готовящееся мероприятие: «Мы очень рады тому, что проведем четыре дня вместе с поклонниками Bulli. Ведь именно благодаря им эта модель продолжает оставаться культовой уже в шестом поколении. Bulli по праву считается эталоном среди автомобилей для кемпинга и досуга, а также – международным символом путешествий, свободы, независимости и удовольствия. Этими неповторимыми чувствами будет наполнен и весь фестиваль».
Добавим, в заключительный день юбилейных встреч, 6 августа, прибывшие туда Bulli, выстроившись в колонну, возьмут курс на Ганновер. По замыслу организаторов, такой пробег будет символизировать перенос производства моделей T в 1956 году из Вольфсбурга в столицу федеральной земли Нижняя Саксония, где на одном из крупнейших предприятий отрасли уже 61 год производится Volkswagen Transporter.
Глядя на современный Transporter и всех его «собратьев» по серии T, сегодня даже представить сложно, что этого автомобиля могло… вообще не быть. Ведь вся история его появления на свет – сплошь череда случайностей и совпадений. Как видим, по-настоящему счастливых.
Известно, что весной 1947 года приехавший на завод Volkswagen в Вольфсбурге голландский импортер этого бренда Бен Пон вдруг встретил рабочих, перевозивших крупногабаритные детали на необычном самодвижущемся приспособлении – наспех собранной заводскими умельцами тележке с деревянным ящиком вместо сиденья и мотором позади него (на предприятии ее именовали попросту «платформой»). Заинтригованный увиденным, Пон тут же стал вникать в детали. И выяснил, что за основу взята выпускавшаяся в то время на заводе модель Beetle (знаменитый «Жук»), являвшаяся в первые послевоенные годы единственной гражданской моделью марки. Пон выхватил блокнот и моментально зарисовал изобретение. А вслед за тем сделал и наброски некоего фургона.
Идея предприимчивого голландца состояла в том, что жителям Европы был просто необходим автомобиль для перевозки небольших грузов. Своими соображениями он вскоре поделился с Генрихом Нордхоффом, в то время возглавлявшим Volkswagenwerk GmbH. Правда, следует признать, что босс фирмы размышлял над такой идеей долго, и Бену Пону пришлось убеждать его в перспективности проекта. Когда же положительное решение все же приняли, механизм создания новой модели заработал с поистине немецкой точностью и целеустремленностью.
Как результат, в 1949 году конструкторы компании представили прототип будущего бестселлера, а спустя год, в 1950-м, с конвейера сошел первый серийный Transporter (внутри Volkswagen эту новинку уже тогда решили называть серией T). Микроавтобус T1 перенял у «Жука» 25-сильный 1,1-литровый двигатель, 4-ступенчатую коробку передач, подвеску, руль, приборную панель, фары… Однако он демонстрировал и множество своих оригинальных инженерных разработок.
В частности, несущий кузов размещался на многозвенной раме, благодаря чему коммерческой модели была обеспечена необходимая ей утилитарность. К тому же мотор конструкторы установили в задней части кузова, причем под полом, тем самым сделав пол ровным, а значит, в максимальной степени пригодным для перевозки самых разных грузов, чей вес мог достигать 750 кг. Еще одним новаторским для своего времени решением стала компоновка. Суть в том, что грузовую платформу в Transporter расположили строго между двух осей, а так как вес водителя спереди был практически идентичен весу расположенных сзади двигателя и топливного бака, то развесовка по осям оказалась оптимальной: нагрузка на мосты получалась всегда одинаковой, вне зависимости от степени загрузки транспортного средства.
Наконец, новый автомобиль позволил на одной платформе создавать большое число модификаций (то, чем по сей день славится модельный ряд серии T). Вскоре после запуска фургона для перевозки грузов в серию пошел и 8-местный микроавтобус, за которым начали производить пожарные и полицейские машины, кареты «скорой помощи», трапы для аэропортов, версии для дальних путешествий… Уже в середине 1950-х автомобиль выпускался почти в 30 модификациях – для того времени предложение беспрецедентное! К тому же совсем скоро Volkswagen Transporter стали оснащать более мощными моторами (развивавшими от 30 до 44 л.с.), тормозами с барабанными механизмами, увеличили грузоподъемность машины.
Все это стремительно развивало спрос на необычную модель, однако компания была не в состоянии его удовлетворить. Ведь новые автомобили начали производить на тех же мощностях, что и легковой Beetle, который тоже расходился на ура. Из-за таких ограничений коммерческих моделей завод в Вольфсбурге мог выпустить максимум 80 штук в день, в то время как реальный спрос оказался более чем в четыре раза выше. И руководство фирмы приняло принципиальное решение – построить новое, отдельное предприятие для сборки серии T в Ганновере. На стройплощадке первые рабочие появились в феврале 1955 года, а уже в марте 1956-го с конвейера только что введенного в эксплуатацию завода выехал первый Bulli, сделанный в столице Нижней Саксонии.
К сегодняшнему дню только в Ганновере выпущено уже более 10 млн коммерческих автомобилей серии T. За эти годы наследники послевоенных Bulli сумели покорить весь мир и активно продолжают привлекать новые армии клиентов. Впрочем, как и другие модели марки – «рабочие лошадки» Caddy и Crafter, пикап Amarok. Лучшее подтверждение тому – итоги ушедшего, 2016 года.
Так, по всему миру в прошлом году было приобретено свыше 480 тыс. новых машин от компании «Volkswagen Коммерческие автомобили», что на 11,4% больше, нежели в 2015 году. При этом, оставаясь бестселлером марки, серия T показала рост продаж на 16,7%, достигнув показателя 199,7 тыс. автомобилей. Еще более серьезный рывок совершил Caddy, спрос на который увеличился на 22,6% – до 162,8 тыс. единиц.
Показателен и тот факт, что продукцию компании все чаще выбирают корпоративные и частные клиенты, которые представляют самые крупные или быстроразвивающиеся рынки. К примеру, объемы реализации коммерческих машин Volkswagen значительно выросли в Германии, Италии, Франции, Испании, Великобритании. Хорошая динамика продаж отмечена в таких регионах мира, как Северная Америка, Африка, Ближний Восток, Азиатско-Тихоокеанский регион. Свою лепту в эту тенденцию вносит и Россия – в нашей стране в прошлом году в сравнении с 2015-м продажи выросли более чем на 12%. Думается, это не предел. Ведь в год 70-летия рождения идеи Bulli наши соотечественники наверняка вновь обратят внимание на современные, комфортабельные, мощные и весьма практичные автомобили этой марки.