Многим россиянам 93-й, скорее всего, запомнился роспуском президентом Ельциным Верховного Совета и Съезда народных депутатов, повлекшим танковые залпы по парламенту, а также денежной реформой и снятием поста №1 У Мавзолея Ленина. Мы же вспоминаем еще и главные автомобильные события года
1. В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
создано СП «Ингода-Катик». Соучредителями стали ассоциация «Ингода», Читинский автомеханический завод и китайская компания «Авиатехнокомплекс». Предприятие планировало выпуск микрогрузовиков Sungari, которые в КНР делают по лицензии Suzuki, что стало первым пришествием китайского автопрома на российский рынок. Увы, собрали лишь небольшую партию машин, и вскоре все заглохло. А пассажирские аналоги Sungari Anchi (он же Suzuki Carry) вскоре пришли в нашу страну под именем Daewoo Damas. Вяловатые и не очень успешные попытки завоевать наш рынок китайцы продолжают и поныне.
2. МОСКОВСКАЯ МИЛИЦИЯ
получила первые патрульные автомобили Ford Crown Victoria, выпущенные в Канаде в специальном полицейском исполнении. Седаны были оснащены двигателем V8 рабочим объемом 6 л и мощностью 200 л.с. Не считая единичных импортных машин советской милиции, эти стали первыми милицейскими иномарками новой России. На улицах на них заглядывались с особым интересом. Пройдет много лет, пока в столице полицейских автомобилей отечественных марок не станет многим меньше, нежели зарубежных. В провинции же они работают до сих пор.
3. ФИРМА «АЛЬТЕРНА»,
созданная на базе НТЦ завода ЛиАЗ, изготовила первые опытные автобусы. Машины проектировали как максимально дешевые, рассчитанные на уже существующие отечественные агрегаты. Новинку предполагали производить на нескольких провинциальных заводах, поскольку в регионах дефицит городских автобусов был особенно острым: старые износились, на новые у муниципалитетов не хватало средств. В итоге «Альтерны» собирали в Перми и Оренбурге, правда, в относительно небольших количествах.
4. КОМПАНИЯ «РУСЛАН»
начала в России продажи, ремонт и обслуживание корейских автомобилей KIA. Собирались в короткие сроки открыть сразу 23 дилерских центра по всей стране и предлагать покупателям четыре модели: Pride, Sephia, Capital и Potentia. Автомобили KIA действительно стали быстро приживаться на российском рынке наряду с другими корейскими машинами, постепенно составляя все более заметную конкуренцию более престижным, но подержанным моделям из Европы.
5. НА МЫТНОЙ УЛИЦЕ
в Москве открылся первый в стране автосалон официального дилера компании Rolls-Royce. Планировалось продавать 15–20 автомобилей модели Silver Spirit в год. Помимо продаж дилер наладил ремонт и обслуживание машин. Все, кто в те годы проходил или проезжал по Мытной, обязательно обращали внимание на диковинную вывеску на доме 11. Рядовые автомобилисты рассказывали друг другу о баснословных ценах на британские машины, обслуживание и запчасти к ним. Никто не мог предугадать, что российский рынок станет для британской фирмы одним из самых важных.
6. В УЛЬЯНОВСКЕ
выпустили первую наладочную партию УАЗ 31514 – версию знакомого еще с 1972 года «козлика» с закрытым цельнометаллическим кузовом. Это, казалось бы, не очень значимое событие, по сути, стало революцией, ведь два десятка лет УАЗы делали лишь с брезентовой крышей. Конечно, если не считать некоторое количество машин (в основном для милиции), которые оснащали кустарными металлическими крышами на небольших предприятиях, и мизерные партии экспортных «козликов», оборудованных такими крышами за границей.
7. УТВЕРЖДЕН ГОСТ
на новые регистрационные знаки Российской Федерации. Всего введено 16 типов знаков. Основные имеют три буквы и три цифры, а также код региона – от 01 (Адыгея) до 89 (Ямало-Ненецкий автономный округ) и государственный флаг. Новые номерные знаки начали выдавать в январе 1994-го. Тогда никто не предполагал, что скоро у некоторых регионов появятся вторые и даже третьи коды, а затем настанет время трехзначных обозначений городов, краев и областей.
8. ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ФИРМА
«Восточное кольцо» наладила производство бортовых грузовиков на базе «Нивы» ВАЗ-21213. Официально автомобиль назывался ФВК-2302, но больше стал известен под именем «Бизон». Машина имела заднюю рессорную подвеску и была рассчитана на 500 кг груза. Несмотря на острый дефицит малотоннажных грузовичков, спрос на новинку оказался невысоким, поскольку полноприводная машина была довольно дорогой и прожорливой. «Бизоны» делали всего два года, позднее появились пикапы на основе «Нивы», но выпускало их уже не «Восточное кольцо».
9. ОБЪЯВЛЕНО О РЕГИСТРАЦИИ
Автомобильного Всероссийского Альянса (АВВА), учрежденного АвтоВАЗом и ЛогоВАЗом. Альянс обещал построить в Тольятти новый завод мощностью 300 тыс. автомобилей в год. Модель назвали ВАЗ-1116 и поговаривали, что она станет аналогом немецкого Opel Corsa. Акции АВВА продавали свободно. И что самое удивительное, их покупали! Началось время грандиозных по обещаниям и столь же пустых по сути прожектов. Акции АВВА позднее стали менять на акции АвтоВАЗа, при этом те, кто ими владел, получили, разумеется, куда меньше, чем потратили.