В ноябре 1933 г. компания Volvo представила первый в своей истории концепт-кар, получивший название Volvo Venus Bilo. Сегодня шведский бренд отмечает 80-летие этого события

История марки Volvo началась в 1926 г., когда два шведских предпринимателя – Ассар Габриэльсон и Густав Ларсoн задумали строить автомобили. Решение это многим показалось странным: зачем создавать еще одно автомобилестроительное предприятие, когда европейский рынок уже поделен и великолепные машины можно получать, например, из Франции или Германии? Действительно, в начале 20-х годов прошлого века в Швецию ежегодно ввозилось около 12 тыс. автомобилей, а к 1925 г. эта цифра выросла до 14,5 тыс., и спрос продолжал расти. Вот на этот-то неудовлетворенный спрос и делали ставку Ларсон и Габриэльсон.

Быстрый старт

На русский язык слово “volvo” переводится с латыни как “я качусь”. Более явного намека на близкие отношения со всемирно известной соотечественницей – фирмой SKF, выпускавшей подшипники, было не придумать: компания давно использовала это слово на своих рекламных плакатах. Впрочем, связей с SKF никто и не скрывал. Более того, фирма оказала поддержку новорожденному предприятию, выделив на производство первой партии автомобилей 200 тыс. шведских крон.

Отцы-основатели Volvo были людьми незаурядными. Габриэльсон – бакалавр экономики, долгое время проработавший на заводе SKF в Гетеборге. Ларсон – инженер-конструктор с обширным опытом работы на заводах британской компании White & Poppe. Объединив усилия, они с такой энергией взялись за дело, что уже 14 апреля 1927 г. на свет появился первый автомобиль Volvo.

Первенцем марки стал небольшой экипаж OV 4, получивший прозвище Jacob. С первого взгляда можно было без труда заметить его сходство с американскими моделями, что неудивительно: законодателями мод в автомобилестроении тогда были США. “Швед” оснащался 4-цилиндровым 2-литровым двигателем мощностью 28 л.с. Максимальная скорость составляла 90 км/ч, но в целях безопасности фирма рекомендовала водителям ездить не быстрее 60 км/ч. Чуть позже начали выпускать версию с закрытым кузовом.

Вполне естественно, что поначалу продукция никому не известной марки продавалась вяло – в первый год было реализовано 280 машин. Чтобы подстраховаться, основатели компании параллельно с производством пассажирских моделей развернули выпуск грузовиков, спрос на которые рос одновременно с развитием экономики страны. Рассказывают даже, что Ларсон имел к ним особое пристрастие, в то время как партнер больше тяготел к легковым автомобилям. Первый грузовик Volvo Type 1 появился 20 февраля 1928 г.

Вскоре увидела свет вторая легковая модель – PV 651. Буквы “PV” в ее индексе расшифровывались как person vagn – “личный автомобиль”. Цифра “6” показывала число цилиндров, “5” – количество мест, а единица – номер серии. Новинка была длиннее, шире и мощнее предшественницы и пользовалась большей популярностью. За год продали 1383 экземпляра, причем 27 пошли на экспорт. И хотя мировой экономический кризис 30-х годов затронул Швецию, компания сумела приспособиться к нему и продолжала создавать новые модели. Так, в 1933 г. дебютировали PV 653 и ее модификация-люкс PV 654.

В том же году появился и первый в истории компании концепт-кар, получивший название Volvo Venus Bilo. Тогда выпуск концептуальных версий был явлением довольно редким, и далеко не каждая фирма, причем даже в Америке, могла себе это позволить. Создание подобных машин свидетельствовало о зрелости производителя, его самостоятельности, готовности генерировать новые идеи и переносить технические решения, заложенные в концепт-каре, на конвейер. К Volvo это относилось в полной мере, поскольку компания одновременно продолжала делать новые серийные модели. В 1934 г. фирма выпустила серию TR-675-679 (такси), год спустя появилась знаменитая PV 36, а в 1936 г. – PV 51.

Все предвоенное десятилетие компания посвятила тому, чтобы создать у потребителя представление о себе как о марке, выпускающей удобные, надежные и современные автомобили. И ей это удалось.

Опасностям – бой

В годы Второй мировой войны Швеция сохраняла нейтралитет, поэтому инженеры Volvo даже в военное время могли работать над новинками. В 1944 г. компания сделала акцент на максимальной безопасности водителей и пассажиров. Это оказалось непривычным направлением, и Volvo стала одной из первых фирм в мире, уделивших внимание этой проблеме. С той поры слова “Не мы изобрели автомобиль, но мы устанавливаем стандарты безопасности” стали девизом марки.

Специалисты фирмы предложили раму безопасности, которая деформировалась при лобовом столкновении, поглощая энергию удара. Тогда же Volvo ввела более прочные многослойные ветровые стекла. В дальнейшем в компании создали группу исследования и анализа ДТП, которая затем выросла в Центр безопасности, по сей день работающий в этой области.

Многое из того, что обеспечивает безопасность в современном автомобиле, было впервые предложено и реализовано Volvo. Так, например, в 1957 г. на передних сиденьях ряда моделей бренда появились двухточечные ремни безопасности, годом позже их получили и пассажиры задних сидений, а еще через год стали использовать трехточечные ремни – схожие с современными. Их изобрел инженер-исследователь Volvo Нильс Болин. В 1960 г. фирма начала применять мягкую приборную панель, через пять лет – усилитель тормоза, а в 1966 г. – двухконтурную систему тормозов.

Тогда же Volvo предложила использовать переднюю и заднюю энергопоглощающие секции кузова, которые, сминаясь, обеспечивали неприкосновенность пассажирского отсека. Одновременно внедрили в крышу балку-усилитель, а в 70-х годах в исследовательском центре марки родились такие инновации, как система защиты от удара сбоку, энергопоглощающие бамперы, рулевая колонка с многоступенчатым поглощением силы удара, защита топливного бака и ряд других.

Следующее десятилетие ознаменовались продолжением работы в этом направлении. Достаточно вспомнить внедрение передних и задних противотуманных фонарей, систем ABS и ETS, механизма предварительного натяжения ремней безопасности. В 1987 г. стали использовать надувные подушки безопасности для водителя.

С тех пор компания сохраняет свое лидерство в области автомобильной безопасности, что подтверждают и различные международные награды. Дабы понять, почему ее продукция и ныне занимает высшие места в конкурсах на самый безопасный автомобиль, достаточно вспомнить, что в научно-исследовательском центре Volvo в краш-тестах ежегодно разбивают около сотни машин для выяснения всех нюансов их поведения в экстремальных ситуациях. А если вспомнить, что шведские модели обеспечивают также комфорт и удовольствие от вождения, то понятно, почему они так популярны во всем мире. 

Уже на первом автомобиле Volvo стоял фирменный логотип марки – круг со стрелкой. Этим символом алхимики обозначали железо. Знак железа был выбран не случайно, он говорит о том, что настоящий шведский автомобиль изготовлен из настоящей шведской стали. За годы существования марки знак видоизменялся, чтобы соответствовать времени, а диагональная полоса на радиаторе, с помощью которой раньше крепилось изображение логотипа, также сделалась идентификационным знаком Volvo.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9