Чуть более четверти века назад, 14 августа 1988 г., произошло печальное для автомобильного мира событие: скончался Энцо Феррари, конструктор и предприниматель, один из величайших в своей отрасли деятелей ХХ столетия
Родился Энцо Феррари 18 февраля 1898 г. в итальянском городе Модена в семье владельца механической мастерской. В детстве у мальчика были большие планы на будущее: он мечтал стать оперным певцом, спортивным журналистом или, если этих высот достичь не удастся, автогонщиком. Но судьба распорядилась иначе.
Певцом Феррари не стал из-за отсутствия голоса, зато его первый отчет о футбольном матче был напечатан в Gazzetta dello Sport, когда юноше только-только минуло 16 лет. Однако журналистская карьера Энцо Феррари оборвалась, едва начавшись. В 1917 г., когда Первая мировая война уже перешла в заключительную фазу, молодого человека призвали в армию. Правда, повоевать по-настоящему так и не пришлось – Феррари вскоре комиссовали из-за слабого здоровья.
Вернувшись домой, Энцо не смог устроиться ни в одну газету. Он принялся налаживать работу в мастерской отца, но заказов не было, тогда молодой человек решил попытать счастья в FIAT, но тоже безуспешно. Тем не менее ему удалось найти работу: фирме, поставлявшей автомобильные шасси кузовным ателье в Милане, требовались шоферы-перегонщики.
Именно тогда Феррари познакомился с водителем-испытателем итальянской автомобилестроительной компании CMN Уго Сивокки. Тот помог приятелю устроиться в отдел испытаний фирмы, а затем занять место штатного гонщика ее заводской команды. На первый старт Энцо Феррари вышел 23 ноября 1919 г., и сразу почти успех – четвертое место! Затем было участие в знаменитой гонке Targa Florio, потом гонки в других состязаниях и первые победы.
Тем временем Сивокки перешел в Alfa Romeo и перетащил за собой друга, после чего спортивная карьера Феррари круто пошла вверх. За эту марку он выступал более трех лет и сумел стать первым номером заводской команды: у Энцо был даже свой опознавательный знак – вздыбившийся конь. Венцом же карьеры Феррари-гонщика стал 1924 г., когда после победы в целом ряде престижных состязаний ему за спортивные достижения вручили орден Короны Италии.
Но сам Феррари понимал, что как гонщик уже не достигнет больших успехов, поэтому решил попробовать себя в роли владельца гоночной команды. В 1929 г., найдя спонсоров, он создал собственную “конюшню” под названием Scuderia Ferrari. И хотя Энцо был руководителем, ему довольно часто приходилось выезжать на трассу и лично защищать цвета скудерии. Делал он это с удовольствием, хотя и было ясно, что ради настоящего триумфа своего детища гоночную карьеру нужно заканчивать, дабы целиком сосредоточиться на продвижении команды.
Чтобы пробить дорогу Scuderia Ferrari, бывшему гонщику пришлось стараться изо всех сил и пускать в ход не только обширные административные и спортивные связи, но и задействовать свой, казалось бы, давно забытый, журналистский опыт. В это время появилась серия его блестящих статей в ведущих спортивных изданиях страны, и дела команды пошли в гору.
Одной из сильных сторон личности Феррари-менеджера, или, как его еще называли, “коммендаторе”, была способность находить и объединять вокруг себя талантливых и увлеченных своим делом людей. В разные годы на него работали такие известные конструкторы, как Джоаккино Коломбо, Аурелио Лампреди, гонщики Хосе Фройлан Гонсалес, Альберто Аскари, Фил Хилл, Ники Лауда, и многие другие люди, которые обеспечивали автомобилям Ferrari высокие места в самых престижных состязаниях, включая победы на этапах Формулы-1. При этом руководителем он был исключительно жестким и деспотичным, и далеко не все, кто приходил в эту команду, могли долгое время выносить тиранию босса. Поэтому ротация кадров у Феррари всегда была высокой.
Для достижения высоких результатов нужны были современные автомобили, а для их постройки – налаженное производство. В 1937 г. Феррари обратился в Alfa Romeo с предложением построить новую модель, способную соперничать с германскими машинами от Auto Union и Mercedes-Benz, которые господствовали тогда на гоночных трассах. Идея пришлась ко двору, машину сделали, но тут Феррари рассорился с руководством компании и в 1938 г. со скандалом ее покинул. Причем по условиям контракта Энцо не мог на протяжении четырех лет создавать автомобили под своим именем и выставлять их на гонки, в которых участвовали Alfa Romeo.
Тем не менее в 1940 г. в родной для него Модене Феррари основал новую фирму – Auto Avio Construzione, где вскоре была разработана и построена модель 815, в том же году принявшая участие в гонке Millle Miglia. Правда, успеха она не добилась, поскольку из-за череды поломок машину пришлось снять с дистанции.
Разрыв с Alfa Romeo и нарушение условий контракта были рискованными шагами, ведь покровителем этой марки был тогдашний глава Италии Бенито Муссолини. Однако Феррари повезло, все утряслось, а вскоре Италия вступила во Вторую мировую войну, и о гонках пришлось на несколько лет забыть. В военное время Феррари перевел свое предприятие в городок Маранелло, где и организовал небольшое производство. Но это не спасло завод от бомбежек авиации союзников, и после войны Энцо Феррари пришлось реконструировать свое предприятие. В 1946 г. на нем вновь начался выпуск автомобилей: этот год считается датой официального рождения компании Ferrari. Первенцем марки стала спортивная модель Ferrari 125 GT, следом появились Ferrari 125 S, 159 S и 166.
Именно Ferrari 166 считалась наиболее совершенной спортивной машиной своего времени и принесла компании вполне заслуженную славу. Почти сразу после появления этот автомобиль завоевал первые места в Mille Miglia и Targa Florio, на нем же в 1949 г. Луиджи Чинетти выиграл 24-часовую гонку во французском Ле-Мане. На шасси 166-й устанавливали кузова самых различных фирм, включая такие известные, как Ghia, Touring и Pininfarina.
Как правило, на строившихся в Модене автомобилях воплощались в жизнь самые смелые инженерные решения, которые “обкатывались” и доводились до ума на гоночных трассах, а потом перекочевывали на “гражданские” модели марки. Победы в спортивных состязаниях добавляли ей поклонников и способствовали продвижению продукции на мировом рынке.
Со временем компания стала всемирно известным поставщиком дорогих эксклюзивных спортивных автомобилей. Настоящими легендами в ХХ столетии признаны такие модели, как Ferrari 250 GTO, Ferrari Testаsrossa, Ferrari 456 GT, Ferrari F50. Показательно, что замечательный конструктор и предприниматель до последнего дня своей жизни оставался у руля основанной им фирмы.