Если вы любитель сказок и легенд, если вы зачитывались скандинавскими сагами и мифами древней Греции, но чувствовали легкое разочарование, оказавшись, к примеру, на развалинах Парфенона, потому что взгляд не находил там волшебных образов древнего эпоса, отправляйтесь в края Калевалы и Похъёлы – в Карелию. Там мир предстанет перед вами таким, каким видел его сын Матери воды Вяйнямёйнен.
Только не покупайте путевок, не планируйте посещения всем известных мест паломничества туристов, не бронируйте гостиниц. Лучше загрузите в багажник автомобиля все, что нужно для жизни в палатке, и отправляйтесь туда, где летом ночь похожа на день, а вода в озерах прозрачна, как воздух.
Помните, как белобородый старик (и в то же время величайший герой) Вяйнямёйнен отправился на север к хозяйке Похъёлы, колдунье Лоухи, свататься к ее дочери? Мы стремимся в те же края, к границе с Мурманской областью. Автомобили там нужны соответствующие, суровые и выносливые. Едем в два экипажа. Относительно первого сомнений нет – это должен быть Land Rover Defender, живая автомобильная легенда. И кстати, в модельном ряду английской марки, он во многом похож на главного персонажа карело-финского эпоса – самый старый из живущих, седой, но сильный и умелый. Какой же автомобиль выбрать ему в пару? Пусть это тоже будет кто-то из народа Калевалы (модельного ряда Land Rover), максимально не похожий на старика Вяйнямёйнена, - Freelander 2, молодой Лемминкяйнен, тоже не лишенный доблести, но еще и гораздо более успешный в любви.
До отъезда еще три дня, и мы забираем любезно предоставленные представительством Land Rover для нашего карельского тест-драйва автомобили. Я получаю белый (или все-таки седой?) Defender 90, обозреватель MotorPage.ru Андрей Ладыгин садится в такой же белый, но выглядящий скорее ярким блондином, Freelander 2.
Без сомнения, это две противоположности. Бескомпромиссный внедорожник Defender с его неразрезными мостами, рублеными формами, грязевой резиной, и кроссовер Freelander 2 - воплощение стиля, красоты и выверенности линий, инновационности и комфорта. И по стоимости Defender 90 за 1 млн. 387 тыс. рублей близок только к начальным комплектациям Freelander 2 (с «автоматом» - 1 млн. 500 тыс. рублей, с механикой – 1 млн. 233 тыс. рублей). Максимальная же комплектация последнего «тянет» почти на 2 млн.! И все же есть в двух этих автомобилях что-то неуловимо общее, что позволяет надеяться на успешное совместное путешествие.
C 2011 года на Defender устанавливается новый 2,2-литровый турбодизельный двигатель, развивающий крутящий момент в 360 Нм при 2000 об/мин. и 122 л.с. при 3500 об/мин. Кстати, тут тоже не обошлось без инноваций. Например, этот двигатель оснащается интеллектуальным устройством, регулирующим подачу топлива, оно не позволяет двигателю заглохнуть под нагрузкой на очень низких оборотах. А благодаря новому сажевому фильтру Defender отвечает экологическим требованиям Euro 5. Максимальная скорость у Defender благодаря новому двигателю возросла со 130 до 145 км/ч – этого вполне достаточно для относительно комфортного передвижения по трассе. Расход топлива должен составить в смешанном цикле 10 литров на сто километров пути. Единственное, что вызывает сомнения – это динамика разгона. До 100 км/ч Defender разгоняется за 15,8 секунд. Удастся ли с такими характеристиками ускорения обгонять на трассе многочисленные фуры?
Freelander тоже «питается» дизелем и имеет такой же рабочий объем двигателя. Однако его силовой агрегат развивает существенно большую мощность (190 л.с. при 4000 об/мин) и еще более высокий крутящий момент (420 Нм при 1750 об/мин). Если верить официальным техническим характеристикам, расход топлива у Freelander с этим двигателем и автоматической трансмиссией даже в городском цикле составит не более 8,6 литров на сотню. Впрочем, у нас будет возможность это проверить. И, конечно, динамика кроссовера должна быть не в пример лучше, чем у его старшего родственника. До сотни Freelander разгоняется за 9,5 секунды, а его максимальная скорость – 190 км/ч.
Возможностей двигателя Freelander должно с запасом хватить на бездорожье Карелии, тут никаких сомнений. Правда опасения вызывает геометрическая проходимость. О возможностях Defender в этом отношении можно даже не упоминать – углы въезда и съезда по 47 градусов, продольной проходимости – те же 47, глубина преодолеваемого брода – полметра. У Freelander всё, как минимум, на треть скромнее. Угол въезда – 31 градус, съезда – 34, продольной проходимости – 24 градуса. Столько же Freelander проигрывает Defender и в величине дорожного просвета – 210 мм против 323 мм. А если вспомнить, что у кроссовера полностью независимая подвеска, а значит, и дорожный просвет величина не постоянная, становится понятно – двигаться на бездорожье придется очень осмотрительно. Разве что водную преграду Freelander может преодолевать такую же – 500 мм, но ведь до нее еще надо доехать…
Но это все официальные данные, а что почем на самом деле – покажет дорога! И пусть каждый из нас оценивает тот автомобиль, на котором отправляется в путь. Я расскажу о «седом» Вяйнямёйнене, а Андрей – о беловолосом Лемминкяйнене.
в которой старый Вяйнямёйнен в большом селении не находит себе места, а веселый Лемминкяйнен сталкивается с вопиющим неуважением и получает в ухо.
Путь от дилерского центра на Ленинградском шоссе до дома по вечерним пробкам занял около двух часов, но с непривычки они показались если не вечностью, то уж как минимум полноценным рабочим днем. Так уж вышло, что в последнее время мне не приходилось садиться за руль автомобилей с механической коробкой передач. И вот Defender 90 - тяжелый, короткобазный трехдверный внедорожник. В этот автомобиль не садишься, а забираешься, даже с моим ростом 188 см просто шагнуть в салон невозможно. Сперва встаешь на не слишком широкую подножку силового порога и только затем как бы ныряешь внутрь. Оказавшись на сиденье, пробуешь отрегулировать его под себя – не тут-то было! Диапазон продольной регулировки минимален, движение сиденья назад ограничено массивной трубой, увеличивающей прочность кузова. Она как бы отделяет пространство водителя и переднего пассажира от багажного отделения, где, впрочем, могут разместиться еще двое седоков. Для них предусмотрены два индивидуальных кресла, занимающих даже в сложенном состоянии значительный объем полезного пространства. Если же их разложить, то места для багажа почти не остается.
Двигать вперед водительское сиденье в моем случае бессмысленно: и без того руль, впечатляющий своими размерами, оказывается слишком близко. Никаких регулировок рулевой колонки тут, естественно, нет. Захлопываю дверь. Пространства на водительском месте становится совсем мало, локоть левой руки постоянно упирается в дверь - что ж открываю окно (клавиши электростеклоподъемников здесь расположены на центральной консоли - тоже надо привыкнуть) и использую нижнюю поверхность оконного проема в качестве подлокотника. В Defender очень быстро понимаешь, что такое знаменитая «командирская посадка», и начинаешь испытывать чувство глубокой благодарности ко всем производителям внедорожников, которые ее переосмыслили в сторону повышения комфорта и увеличения окружающего водителя пространства.
Пробуем тронуться. Педаль сцепления сопротивляется нажатию с упорством борца-вольника. Я не замерял усилие в килограммах на этой упрямой педали, но, поверьте, это очень тяжело. Зато передачи в Defender включаются абсолютно четко, не попасть в нужную практически невозможно. Тормоза более чем информативны, усилие на педали тоже не мало, но ее длинный ход позволяет очень точно контролировать замедление. Нет претензий и к педали газа. Только не надо ее трогать, когда начинаете движение на первой передаче в пробке. Тяговитость двигателя позволяет делать это без газа, а поскольку первая передача очень короткая, если даже чуть-чуть увеличить подачу топлива, Defender только дергается и ревет, заставляя тут же переключаться на вторую.
При всей этой брутальности есть в Defender и приятные мелочи. Прежде всего, неплохая «музыка». При очень условной шумоизоляции, пропускающей в салон все внешние шумы и дизельное ворчание мотора, радио слышно прекрасно даже на небольшой громкости. Только антенну, расположенную на левом крыле ближе к стойке ветрового стекла, надо вытаскивать вручную.
Еще один «бонус» - подогрев лобового стекла. Сейчас, летом, эта опция, конечно, без надобности, но зимой без нее не обойтись, особенно если участь, как высоко над землей расположено стекло, - отскребать с него лед было бы крайне затруднительно.
Конечно, ни о каком климат-контроле речи не идет – только кондиционер. Но справляется он со своими обязанностями сносно. Еще есть стеклянный люк в крыше, не отъезжающий, а только приподнимающийся, с ручным приводом. Если его открыть вращением большой шайбы на потолке, улучшается вентиляция в салоне – из дверей начинает «сифонить» по ногам, и, коли за бортом не жарко, левое колено может и замерзнуть.
На очередном светофоре стоящий впереди автомобиль зазевался и не заметил включившегося «зеленого», моргаю ему дальним, ноль реакции, хочу использовать звуковой сигнал… На привычном месте его нет, оказывается здесь включение клаксона на том же левом подрулевом рычажке – необходимо нажать на него с торца. Ладно, привыкнем!
Отдельно надо сказать несколько слов об обзорности Defender. Она великолепна! Спереди и по бокам все как на ладони, узенькие стойки лобового стекла почти не перекрывают перспективу, боковые зеркала заднего вида практически не имеют мертвых зон. Но если у вас есть привычка крутить головой и смотреть, нет ли кого-то по бокам и сзади, от нее надо отказаться. Средние стойки здесь огромны, они не позволяют ничего разглядеть. Так что только зеркала!
До дома я добрался с ощутимой болью в пояснице и отнимающейся от усталости левой ногой. Сложнее всего оказалось припарковаться в узком дворе: радиус разворота у Defender 90 - 6,7 метра, и даже при всей информативности и легкости руля, оснащенного гидроусилителем, втиснуться между дорогими, блестящими иномарками получилось лишь в несколько приемов.
А ведь в городе на Defender мне еще ездить три дня!
По сравнению с первым поколением Land Rover Freelander 2 изрядно «повзрослел». И пора бы – уже более 10 лет прошло с начала выпуска, близится конец «средней школы». Ну, что же, «старшеклассник» обретает черты «мужа»: угловатые «бицепсы» кузова, огромные 19-дюймовые колеса, высокий клиренс. Если приглядеться – родство со «старшими» моделями фирмы очевидно.
Особенно это очевидно в салоне. Здесь просто царит дух бренда. Насколько всё оборудование квадратное, солидно-консервативное! Деревянные и алюминиевые вставки, кожа… Классом выше, чем сам автомобиль? Нет, классом выше, чем другие автомобили. Те «играют» то в самолеты, то в космические корабли, то в спорткары, Freelander 2 играет в самого себя. В молодого аристократа на охоте: клетчатый твидовый костюм, сапоги Dunlop (да-да, эта фирма выпускает не только шины), шляпа с перышком фазана. Ученик частной школы из хорошей семьи, которому не чуждо времяпрепровождение на природе.
Посадка водителя – высокая. Не столько за счет кресла, сколько благодаря «приопущенному» торпедо: ветровое стекло получается огромным, обеспечивая капитанский обзор. Кресло, разумеется, кожаное, модного коричневого цвета. Регулировки сиденья в топовой комплектации – электрические, в шести направлениях, есть память на три варианта настроек. Правда, даже длительной настройкой креслу не удается придать идеальное для посадки водителя положение. Одна из проблем – «выталкивающий» профиль спинки, впрочем, и подушки тоже. Боковая поддержка развита слабо. А узенький подлокотник справа (у переднего пассажира такой же слева) не только смотрится архаично-чужеродно, он еще и препятствует процессу пристегивания ремнем безопасности. Да к тому же мешает включать-выключать стояночный тормоз, отчего об этом нередко забываешь. Честно говоря, я бы предпочел лучше забыть о подлокотнике, благо, его можно поднять и отклонить назад.
Подрегулировав руль (только по высоте), водитель «получает» вид на комбинацию приборов. Основные шкалы бесхитростны, цифры на них мелковаты, подсветка днем практически незаметна. Скажем так, иметь часы с подобным циферблатом можно было бы только в том случае, если бы на нем красовался какой-нибудь очень именитый бренд. Например, Land Rover – почему бы и нет? Сами же по себе шкалы действительно крайне невзрачны и неудобочитаемы, а любимая мной больше всех других зеленая подсветка слабо заметна даже в темноте.
Дисплей борткомпьютера также выполнен в стиле часов – на этот раз «Электроники» начала 80-х годов. Хотя в информационном плане он насыщен и показания выдает приятные. Так, расход дизельного топлива в городской части тест-драйва составил около 11 с небольшим литров.
Чип-брелок с мягким жужжанием «втягивается» в гнездо на панели. Можно пускать двигатель кнопкой «Start engine» (обязательно нажав на педаль тормоза). 2,2-литровый дизель мгновенно «схватывает» и начинает приятно рокотать. Звук легкий, ненавязчивый, кажется, что ждать хорошей «отдачи» от такого мотора не придется. Ан нет! С первых метров пути амбициозный «аристократ» заявляет, что рассчитывает в этой жизни на многое. С отличным напором преодолевает он хаос столичного движения, не тушуется при перестроениях, не уступает в светофорных спуртах. Коробка передач – шестиступенчатый «автомат» с возможностью ручного выбора «ступеней». В городском режиме движения она прекрасно справляется со своими обязанностями, да и на трассе тоже, «задумчивость» при кик-дауне минимальна. Так что ручной режим остается слегка не у дел.
В длительных пробках от скуки спасает мультимедийная система. Она не имеет USB-порта, но в ее «нутро» можно загрузить аж 6 компакт-дисков. Видимо, производитель рассчитывает на то, что молодые аристократы будут слушать только качественно записанную музыку. Кнопки управления системой безыскусно квадратные. Говорят – для того, чтобы при необходимости можно было бы попадать в них, не снимая перчаток. Не знаю, по-прежнему ли английские лорды носят перчатки постоянно, но для российской зимы такой размер кнопок актуален: по некоторым данным, во «Фрилендере 2» зимой прохладно. К счастью, и летом тоже – кондиционер порадовал производительностью. Система климат-контроля здесь – двухзонная.
Отвлекаться от дороги в городской толчее нежелательно. Аристократическое происхождение автомобиля, увы, ни к чему не обязывает других участников движения. В сложной ситуации наш «Фрилендер» неожиданно получает «в ухо»: левое наружное зеркало трескается и беспомощно повисает… Приходится остановиться, оформить ДТП и на время зафиксировать поврежденный корпус зеркала скотчем. Неэстетично, но что поделаешь – заменить его перед отправлением в путешествие мы уже не успеваем.
в которой старый Вяйнямёйнен отправляется в дорогу и не ищет легких путей, а веселый Лемминкяйнен дает ему фору.
Наконец, наступает утро пятницы, и три дня, проведенные на узких московских улочках, единственном спасении от бесконечных пробок, позади. Багажный отсек заполнен почти под крышу, все необходимые покупки сделаны, электронные карты загружены в навигатор, мы выезжаем. Ко всем специфическим особенностям Defender я почти привык, и даже тяжесть педали сцепления уже не кажется запредельной. Единственное, от чего по-прежнему устаешь, так это от необходимости очень активно работать рычагом переключения передач. В городе мне ни разу не пришлось переключиться на пятую, не говоря уж о шестой. А первые четыре передачи – короткие, в рваном московском ритме движения только успевай их перебирать.
Предполагая несколько разные возможности наших автомобилей на трассе, решаем друг друга не держаться и уже в Карелии встретиться в условленной точке. Наш экипаж выбирает более короткий маршрут через Вологду, Вытегру, Пудож и Медвежьегорск. Freelander пойдет более традиционно - по трассе на Петербург, через Кириши и Новую Ладогу на Петрозаводск и дальше на север по шоссе на Мурманск. Трасса известная, скоростная, с хорошим покрытием. Под Беломорском встретимся.
Уже с первых километров Ярославского шоссе, вырвавшись за МКАД, понимаю, что дорога будет не так трудна, как мне казалось. После 70 км/ч о постоянном переключении передач можно забыть, движение происходит на пятой и шестой передачах. И шестая начинается уже после 95 км/ч. Стрелка тахометра при этом держится в районе 1700-1800 об/мин. Но тяги хватает даже для обгонов без переключения на ступень ниже. Это и не удивительно ведь даже в таком режиме обеспечивается внушительный крутящий момент в три с половиной сотни Ньютон-метров..
Крейсерская скорость Defender по трассе 100-110 км/ч, чтобы ехать быстрее, надо активно давить на «газ». За счет плохой аэродинимики, если применительно к автомобилю такой формы вообще корректно об этом говорить, Defender сопротивляется большим скоростям. Но, тем не менее, до 140 не только по спидометру, но и по GPS, он разгоняется.
Приятно поразила на шоссе и работа подвески. От Defender можно было бы ожидать, особенно когда он «обут» в зубастую внедорожную резину, плохой курсовой устойчивости даже при минимальной колейности и интенсивной тряски на малейших неровностях. Однако на относительно хорошем покрытии с редкими трещинами и выбоинами наш герой вел себя образцово. И лишь единожды в асфальтовой колее при торможении Defender сильно мотнуло, пришлось «отруливать» почти начавшийся занос.
Наиболее существенно досаждает на трассе вой грязевой резины. Но это неизбежная плата за будущую уверенность в возможностях автомобиля на бездорожье. В нашем случае автомобиль укомплектован покрышками Goodyear Wrangler MT/R размерности 235/85 R16.
До Вологды буквально долетели. Defender словно чувствовал, что с каждым часом приближается к тем местам, где сможет показать себя во всей красе: на «грейдерах», песчаных и каменистых грунтовках, гатях, а то и вовсе там, где дорог никогда не было. Но стоило миновать Вологду и оказаться на трассе P5, как наше продвижение сильно замедлилось. Разбитый асфальт, где-то в заплатках, а где-то и в глубоких ямах продолжался тут почти до самой Вытегры, под конец перейдя в глинистый грейдер, на который мы попали еще и в дождь. На этом отрезке пути в полной мере удалось оценить не только выносливость подвески Defender, но и себя проверить на прочность. Тут уже сказываются большие неподрессоренные массы в подвеске: трясет нещадно, а возникающее желание снизить скорость до сорока километров в час приходится игнорировать, чтобы не терять общий темп продвижения к цели. В результате удавалось сохранять скорость 70-80 км/ч.
Мы еще не знали, что нас ждет на отрезке от Вытегры до Пудожа! А начинается этот участок, надо сказать, почти с автобана, хорошо оборудованной дороги с идеальным покрытием, которая, впрочем, очень скоро обрывается и переходит в нечто, лишь по недоразумению имеющее на картах статус асфальтированной трассы Р5. Часто приходилось сбрасывать скорость до 20-30 км/ч. Но именно здесь начинается Карелия!
Пудож миновали за полночь, а еще через час свернули на лесовозную дорогу, ведущую к одному из многочисленных в этих краях озер. Глубокие лужи, иногда доходящие до порогов Defender, лесные вырубки, камни то тут, то там торчащие из песка, зайцы, бегущие перед машиной в свете фар, – и так около десяти километров. А потом ужин на скорую руку и долгожданный ночлег. На второй день путешествия встречаемся с экипажем Freelander.
Только перед самым «вылетом» удается проверить вместимость автомобиля – как для пассажиров, так и для поклажи. И оказывается, что при визуальной компактности задний «диван» не тесен для троих и в длину, и в ширину (на уровне плеч). К тому же расположен он чуть выше передних кресел, поэтому обзор для задних пассажиров тоже почти капитанский. Кроме того, с «галерки» можно управлять аудиосистемой – для этого здесь имеются пульты и разъемы для наушников.
В нашем случае экипаж «боевой машины» будет состоять из трех «танкистов» и собаки таксы. Сзади, не считая собаки, поедет один пассажир. Левую (бóльшую) часть заднего сиденья приходится сложить, полученный суммарный объем багажника будет занят вещами: двухместной надувной лодкой, баулом с палаткой, спальными мешками и другим походным снаряжением. Ведь мы отправляемся почти на две недели практически в автономное «плавание», без каких-либо удобств, предлагаемых туристическим сервисом, поэтому всё свое берем с собой. Рассчитывать на местные магазины трудно, более-менее широкий ассортимент продуктов и вещей, которые вдруг могут понадобиться, есть только в крупных городах – таких, как Петрозаводск, столица Карелии. Здесь при необходимости можно прикупить и хорошие рыболовные снасти.
Максимальный же объем багажного отделения «Фрила» при полностью сложенном заднем «диване» может составить 1670 л. Для путешествия вдвоем лучшего и желать не приходится. А длинномеры можно перевозить на крыше, на которой есть рейлинги, выдерживающие нагрузку в 100 кг.
На трассе автомобиль подкрепляет впечатление «молодого, да раннего». 190-сильный двигатель кажется даже излишне мощным для кузова такой массы и объема, уверен, такой мотор сделал бы честь и гораздо более «весомой» машине. Несмотря на загрузку, кроссовер уверенно стартует, набирает темп и с любой передачи и любых оборотов готов к обгонам. Динамика впечатляет! Тем удивительнее скромный показатель расхода топлива: в среднем за путешествие он составил всего 9,5 л на 100 км. Несравнимо с бензиновыми экземплярами, обладающими V-образными «шестерками» мощностью 232 л.с. – те хлещут легкое топливо за двоих! Браво, молодой аристократ, вы делаете успехи!
Словом, на шоссе «Фрилендер» безоговорочно хорош. Уверенно держит скоростную прямую, не требует подруливаний, не шумит двигателем и шинами, не досаждает аэродинамическими «посвистами». Но особенно впечатляет езда на нем там, где трасса сменяется узкими извилистыми дорожками, перебегающими с холма на холм. С тщанием первоклассника, выписывающего буквы на тетрадных листочках в косую линейку, автомобиль начинает «прописывать» повороты. Руль здесь острый, всего 2,6 оборота от упора до упора. Но «остро» рулить не хочется: крены в поворотах чуть великоваты, хотя это можно и простить. Ведь приличные ходы подвески – конечно же, «адресованы» бездорожью. Но компромисс между устойчивостью на шоссе и проходимостью вне его, бесспорно, найден. Кстати, крены, чреватые опрокидыванием, должна предотвращать система контроля поперечной устойчивости. К счастью, даже в ходе нашего 4000-километрового вояжа она не распознала ни одной подобной ситуации и, как говорится, ни разу не пискнула. Да к тому же выяснилось, что загруженный под завязку автомобиль идет ровнее порожнего.
Вот только куда он идет? Встроенная навигационная система Navteq русифицирована, но… по-английски: наши народные названия улиц и деревень воспроизводятся на дисплее латинским шрифтом. Не очень, скажем так, удобно. Хотя местность, по крайней мере, в Подмосковье, отображается верно и подробно.
Что сказать о дорогах? Питерская трасса М10/Е95 сравнительно гладкая, низкое качество покрытия встречается лишь на обходах Торжка и Великого Новгорода. Участки ремонта недлинные и затруднений не создают. Но пробки нам все же встретились. Сначала в Подмосковье (выход из Москвы, Солнечногорск), затем на объездной вокруг Твери (перед строительством нового моста через Волгу) и, наконец, в Вышнем Волочке, который ни объехать, ни пешком обойти – кругом вода… Собственно, из-за него мы и не смогли вовремя встретиться с экипажем Defender.
в которой старый Вяйнямёйнен проверяет Лемминкяйнена и решает оставить его в Калевале, а сам отправляется во владения Лоухи.
Утром нас разбудили солнце, пробивающееся сквозь сосновые кроны, и штатная сигнализация Defender, среагировавшая на белку, прыгнувшую на капот. К счастью, солнце оказалось чуть расторопнее. Завтракаем, собираемся и возвращаемся на трассу. После ночного отдыха десяток километров по лесной дороге уже не кажется серьезным испытанием, Defender буквально перепрыгивает все препятствия на приличной скорости.
К вечеру без особых трудностей добираемся до дальней оконечности Шуезера, что недалеко от Беломорска. Трасса на Мурманск на этом участке радует приличным асфальтом. Изредка попадаются участки, на которых идет активное дорожное строительство. Можно надеяться, что через год-два здесь будет настоящая скоростная магистраль.
Экипажа Freelander еще нет, что странно. По моим расчетам они должны были добраться гораздо быстрее, с их-то скоростными возможностями. И все же Freelander появляется только часам к одиннадцати. Его экипаж, в отличие от нас, преодолел маршрут в 1300 с лишним километров без ночевки, за один день. Более того, уставшим никто не выглядит.
На следующий день решаем совместно прокатиться вокруг озера. Если до места стоянки шла каменистая грунтовка, активно используемая местными жителями, то дальше только малопроезжие лесные дороги, по которым лишь изредка пробираются к местам охоты и рыбалки УАЗики и «буханки». Грунт тут в основном твердый, но рельеф довольно сложный, есть и глубокие канавы, и камни и крутые подъемы. Для Defender легкая прогулка, а вот Freelander пробирается крайне осторожно: сказывается геометрическая проходимость. Спереди низко висит «юбка» бампера, которую боязно оторвать, а длинная колесная база ограничивает угол продольной проходимости. Когда на дороге встречаются не слишком толстые поваленные деревья, через которые Defender легко переезжает, с Freelander и думать нечего штурмовать такие препятствия – будь любезен, доставай пилу!
Не радуют и ветки, нависающие над дорогой и торчащие по бокам. Defender с его плоскими бортами и некрашеными «лопухами» зеркал их не боится, на нем практически не остается следов, а Freelander легко можно поцарапать, да и выпуклое лобовое стекло принимает на себя удары, которые могут обернуться трещиной.
А ведь впереди самый север Карелии, побережье Белого моря, затерянные среди болот и камней озера. Те места гораздо реже посещаются, там меньше населенных пунктов, а значит, и дорога будет не в пример труднее. Какой бы умной ни была электроника Freelander, обеспечивающая ему большой внедорожный потенциал, здесь главным оказывается дорожный просвет и геометрия. Словом, после легкой (для Defender) прогулки решаем вновь разделиться. Defender отправляется дальше на север, а Freelander остается на достигнутых широтах. Риск благородное дело, но лучше поберечь нашего юного героя.
в которой старый Вяйнямёйнен путешествует по стране Похъёлы, под конец простужается и замыкается в себе, а Лемминкяйнен купается под дождем.
Дальше на север в июле лучше ехать по ночам, чем севернее – тем светлее. Спать не хочется абсолютно, если, конечно, предыдущим днем хорошо отдохнул. Дорога не убаюкивает, как это бывает темными ночами средней полосы, особенно, когда впереди качаются габаритные огни очередной фуры. В северной Карелии совсем другое дело. Солнце закатывается за горизонт совсем ненадолго, но и тогда вокруг разлит неяркий рассеянный свет. Во время одной из ночных остановок мы даже собирали грибы и чернику.
Хороший асфальт под колесами, негромкая музыка, шум ветра и шин, к которым уже привык за столько пройденных километров, – что еще нужно? Вот уже проезжаем поворот на Лоухи, большой населенный пункт недалеко от Лоухского озера, названного не иначе в память о легендарной хозяйке этих мест. Но нам надо еще севернее. Минуем поворот на Чупу. Можно было бы и здесь свернуть, но впереди еще один поворот, к которому мы и стремимся – железнодорожная станция Полярный Круг. Отсюда начинается дорога к конечной точке нашего маршрута – берегу Белого моря, из которого и вышел на сушу, образовавшуюся из скорлупы разбитых утиных яиц, Вяйнямёйнен.
Через двадцать километров извилистой грунтовки дорога превращается в еле заметную лесную колею, петляющую между камней. Приходится лавировать между валунов, иногда превышающих размерами наш Defender. Кусты и деревья сдвигаются так, что иногда автомобиль еле протискивается между ними. Если дорога идет вверх, начинаются россыпи камней, торчащих из земли – тут даже на таком выдающемся внедорожнике надо думать, на какой камень лучше наехать, а какой обогнуть, чтобы прочно не посадить внедорожник силовым порогом на валун. В низинах колея скрывается под водой. Здесь требуется особая аккуратность, ведь вода прячет все те же камни. Наконец, у самого Белого моря попадаем в жирную черную грязь. Тут колеса Defender впервые начинают проскальзывать. На помощь приходит антипробуксовочная система, оповещающая о своей работе громким стрекотом. И вот мы выкатываемся на берег. Перед нами большой залив, в котором… совершенно нет воды. Из маленького лесного озера к морю бежит ручей. А само море – большое поле, усеянное мокрыми камнями. В воздухе пахнет водорослями – отлив.
Через ручей, по небольшому травянистому островку и дальше по дну моря идет топкая колея, которая выводит на длинную косу поросшую соснами. Решаем проехать по этому временному пути, существующему, только пока море отступило. Defender уверенно преодолевает ручей и ползет на понижающей передаче по охапкам водорослей и россыпям ракушек на песке. Надо заметить, что управлять раздаточной коробкой в Defender одно удовольствие. И блокировка центрального дифференциала, и понижающая передача подключаются легко, без малейшего сопротивления, хотя в инструкции по эксплуатации предусмотрительно объяснено, что делать, если рычаг не будет перемещаться в нужное положение с первого раза.
В течение следующих нескольких дней, проведенных за полярным кругом, мы объехали несколько озер с чистейшей водой, вдоволь наелись грибов и ягод, ловили рыбу, купались в ледяной воде. Затем погода начала портиться, у хозяйки Похъёлы, видимо, сменилось настроение, и мы решили более не испытывать ее терпение своим присутствием. На обратном пути у нас было намечено еще одно место на Белом море, гораздо южнее, которое хотелось бы посетить.
Опять ночная трасса, и вот мы уже под Беломорском, пробираемся по берегу. Справа море, слева – болота. Здесь уже меньше одиночных камней, зато к морю выходят гигантские каменные лбы. Между ними дорога проходит по мелкому вязкому песку, на самих лбах правильную траекторию остается только угадывать, никакой колеи и следов шин нет, есть только приблизительное представление, где дорога должна продолжиться.
Вот на этой-то дороге Defender впервые и начал хандрить. При интенсивном нажатии на педаль газа из выхлопной трубы начал вылетать не густой, но явственно черный дым. При движении на второй передаче иногда начинались странные дергания. Так бывает, если на не слишком эластичном двигателе перед остановкой забыть переключиться с третьей-четвертой передачи на «нейтраль». Но здесь-то на второй можно трогаться почти без газа! Да и двигатель оснащен интеллектуальной системой подачи топлива, которая, по заявлениям производителя, должна предотвращать подобные проявления...
Словом, расклеился слегка старик Defender. Впрочем, до самого конца нашего путешествия больше никаких ухудшений в его самочувствии замечено не было. В один из дней ему пришлось еще и вызволять из песчаного плена незадачливых владельцев Lada Priora, буквально севших на днище у основания одного из гранитных лбов. Defender справился с задачей с такой легкостью, словно на тросе и не висело больше тонны безвольного железа. Никакой пробуксовки, никакого напряжения, хотя и надо было тянуть Priora задним ходом вверх по скале.
Но в последний день на Белом море Defender все же преподнес сюрприз, ставший нам хорошим уроком. Машина загружена к отъезду, напоследок решаем устроить старику фотосессию, ключи в замке, прыгаю то в машину, чтобы ее переставить на новую точку, то из машины, чтобы снять… И в этот момент срабатывает центральный замок! Defender заведен, вещи внутри, мы снаружи… Минут пятнадцать уходит на поиск решения. Нарушение целостности стекол не рассматривается, как не гуманное. В результате пробуем обойтись малой кровью и вытащить маленькое заднее стекло. К моему огромному удивлению, с помощью плоской отвертки из швейцарского ножа это получается без особого труда. Резиновый уплотнитель настолько мягкий, что легко отгибается, и стекло можно изъять без повреждений. Дальше все еще проще! С помощью метровой палки нажимаем на защелку бокового окна и снаружи легко его сдвигаем. Все! Теперь можно просунуть руку и открыть центральный замок. В нашем случае такая бесхитростность Defender оказалась очень кстати, а то пришлось бы все-таки разбивать одно из окон.
Оставшись в одиночестве, без такого «боевого подкрепления», как Defender, мы, конечно, начали относиться к участкам бездорожья многократно внимательнее и осторожнее. Но особо и не баловали автомобиль – и в итоге, фактически, проверили его всесторонне, по полной программе. Для начала выяснили, что с геометрической проходимостью у него все в порядке. Передние и задние свесы короткие и выполнены, как спереди, так и сзади, именно под углами. Защита моторного отсека специально закруглена. Правда, выполнена она из пластика, поэтому любителям покопаться в грязи желательно заменить ее на стальную, более прочную. В общем, соблюдая определенную осторожность, можно «нацеливаться» на 30-градусные уклоны.
Большие ходы и мощные рычаги передней (McPherson) и независимой задней многорычажной подвески, солидный дорожный просвет, а также – главное! - система Terrain Response делают Freelander, без преувеличения, самым внедорожным из кроссоверов. Дорожный просвет, впрочем, обманчив. Поначалу в его 210 мм не верится, он кажется меньше. А после прохождения чреватых «зацепами» участков – наоборот, создается впечатление, что клиренс больше. Камней, выступающих из накатанных лесных дорожек, можно практически не опасаться, разве что не следует носиться по ним с запредельными скоростями, так как при ходе сжатия амортизаторов можно и «приложиться». Злоупотреблять проходимостью также не стоит: пластмассовый топливный бак слишком уж доступен для повреждения. Правда, фирма предлагает в качестве опции защиту для него из стали толщиной 3 мм, но у нас ее не было. К тому же она не решает проблемы низко расположенного выпускного тракта.
Система адаптации автомобиля к бездорожью Terrain Response предлагает на выбор четыре режима: «асфальт», «песок», «рытвины/грязь», «снег/гравий/трава». Конечно, мы сразу почувствовали их «относительность». Так, быстро выяснилось, что меньше всего автомобиль склонен к пробуксовке в режиме «снег/гравий/трава», причем, даже в песке, для которого, вроде бы, предназначен режим «песок». Наоборот, на песчаном грунте лучше всего переключиться в режим «Асфальт», тогда рыхлые участки можно будет преодолевать ходом. «Противобуксовочные» режимы предполагают существенное ограничение мощности двигателя, и в местах, где вязкий или сыпучий грунт можно было бы преодолеть «кавалерийским наскоком», автомобиль может оказаться беспомощным. Нам это испытать не довелось (ну, почти не довелось), но попутно мы выяснили, что межосевая муфта Haldex, «отвечающая» за перераспределение крутящего момента между осями (к слову, такая же муфта применяется на многих других известных кроссоверах, включая, например, VW Tiguan), здесь не склонна к перегреву, и потому можно не опасаться ее внезапного отказа в трудных условиях. Подключение происходит мягко, без стука. Пригождается и возможность при наличии автоматической трансмиссии выбирать передачи вручную.
С другой стороны, Freelander не обладает столь необходимой внедорожнику понижающей передачей и может невзначай закопаться в тех условиях, с которыми легко справился бы режим 4L. О межколесных блокировках нет и речи. Да и штатные шины Continental CrossContact не предназначены для трофи-рейдов.
Зато здесь есть система помощи при движении под уклон (HDC). Благодаря ей автомобиль на многих крутых участках, подобно герою известного фильма, может уверенно заявить: «Я же говорил, что здесь очень хороший спуск!» Да и не только спуск: эта система автоматически активируется при включении режима «рытвины/грязь», причем, как при движении передним, так и задним ходом.
По большому счету, внедорожные «авторежимы» может сымитировать… сам водитель, постепенно приобретая навыки управления в трудных условиях. Но в чисто психологическом плане наличие «шайбы» выбора режимов очень успокаивает. Особенно новичков.
Возвращаясь в Москву, мы попали в череду сильных, затяжных дождей. Но это позволило дополнительно проверить возможности автомобиля, в том числе средства активной безопасности. Работу антиблокировочной системы в приводе тормозов (ABS) признаем корректной, как и работу электронной системы распределения тормозных усилий EBD, противобуксовочной системы ETC, системы контроля торможения в поворотах CBC, и системы предотвращения переворачивания RSC. Даже на дорогах, опасно покрытых слоем воды, автомобиль двигался, разгонялся и тормозил без намека на занос и скольжения.
в которой Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен возвращаются домой и размышляют о судьбе и высшем предназначении.
Путешествие в Карелию почти закончено. Возвращаться той же дорогой через Вологду нет ни малейшего желания, уже сказывается усталость, хочется доехать максимально быстро и, по возможности, по ровному асфальту. Решаем довериться навигатору, который, по логике, должен проложить оптимальный маршрут. На экране высвечивается предполагаемый путь, вроде бы все верно – он ведет нас в сторону Лодейного Поля и трассы Москва – Санкт-Петербург. Выезжаем с таким расчетом, чтобы оказаться в Москве утром следующего дня.
От Медвежьегорска до Лодейного Поля дорога – как бальзам на душу: идеальный асфальт. Кажется, что так будет теперь до самой Москвы. Однако сразу за Лодейным Полем, навигатор велит сворачивать налево – на Тихвин. Дорога P36 узкая, но тоже весьма приличная. В приподнятом настроении следуем указаниям электронного поводыря и через некоторое время оказываемся на «грейдере». Весь дальнейший путь через Ленинградскую и Новгорородскую области через Бокситогорск, Неболчи, Боровичи и Валдай до трассы М10 пролегал в основном по «грейдерам» разной степени запущенности и местным асфальтированным дорогам, которые в последний раз ремонтировали, видимо, еще при советской власти.
Defender вновь продемонстрировал стойкость и выносливость, а вот мы после такой тряски и напряжения были совсем разбиты, но все же сошлись во мнении, что это, не иначе, сама судьба воспротивилась нашему желанию доехать до дома «по-гладкому», - мол, раз уж вы на Defender, извольте держать марку, вот вам подходящая дорога, и не сетуйте!
Подводя итог, должен заметить еще несколько особенностей Defender. Ни разу за 4000 км. пробега у нас не сработала антиблокировочная система, хотя резких торможений на самых разных типах дорожного покрытия хватало. Уже в самом конце пути я намеренно заставил ее вступить в дело, хотя добиться этого было непросто. ABS здесь настроена в расчете на бездорожье, где ее раннее срабатывание нежелательно. Вторая важная особенность – очень точные показания стрелки, указывающей уровень топлива. Да и расход у Defender почти идеально соответствует паспортным данным. У нас за все время тест-драйва, с учетом бездорожья и городских пробок, расход чуть вышел за отметку 10 литров на 100 километров. Назвать более точную цифру, к сожалению, невозможно, поскольку бортового компьютера в Defender нет. Но в любом случае на этом автомобиле всегда можно точно оценить, сколько топлива осталось, и рассчитать, сколько литров потребуется на поездку.
Третья особенность – «всеядность». Нам приходилось заправляться на самых разных заправках, в том числе и не внушающих особого доверия, но ни разу это никак не сказалось на стабильности работы двигателя.
Конечно, Defender это не автомобиль для города, а трехдверная версия, пожалуй, и не для далеких путешествий. Если отправляться в экспедицию, то лучше выбрать чуть более дорогой пятидверный вариант, а то и пикап этой модели. Но там, где заканчиваются дороги, любой Defender – полноправный хозяин. Этот внедорожник вряд ли подойдет тому, у кого он должен стать единственным автомобилем. Но если по городу и на дачу вы, к примеру, ездите на Freelander, а душа просит приключений, Defender будет в самый раз. Вы не найдете в нем ни капли комфорта, он потребует от вас напряженной работы и постоянного преодоления трудностей. Но стоит ли покорять бездорожье или отправляться на край света, если это вас пугает?
Нет, он не похож на межгалактический корабль. И есть ощущение, что не собирается на него походить. Обычный, земной, немного даже приземленный. Но весь построенный на уважении к традициям, стилю, образу жизни. По-своему трогательно заботится о водителе и пассажирах, например, в части алгоритма отпирания дверей. Опасаясь, как бы из салона что-нибудь не стибрили, англичане установили на Freelander центральный замок с двухступенчатой разблокировкой. При однократном нажатии на кнопку его отпирания разблокируется только водительская дверь. Поэтому, если вы вышли из машины с целью сфотографировать ее на фоне симпатичного пейзажа, вам придется вернуться и вторично нажать кнопку разблокировки (на брелоке или на торпедо под экраном мультимедийной системы, т. е., подальше от двери), чтобы достать фотоаппарат с заднего сиденья или из багажника. Что ж, может быть, создатели автомобиля руководствовались русской пословицей «подальше положишь – поближе возьмешь»…
Но современность в буквальном смысле наступает на пятки. Уже известно о планах фирмы оснащать «автоматические» версии системой «Stop/Start». На некоторых версиях Freelander с «механикой» она уже есть – и позволяет экономить в городском режиме до 20 процентов топлива! Очень неплохой результат. К тому же она следит за напряжением в бортовой сети и при падении его ниже определенного предела сама запускает двигатель. Это же происходит при низких температурах воздуха, а также в сильную жару (когда работает кондиционер). А вот на бездорожье (при использовании системы Terrain Response) и при включении режима помощи при спуске с холма «Start/Stop» отключается. Да и владелец сам может на время отключить систему, нажав специальную кнопку.
Для установки этой системы на автомобили с «автоматом» требуется мощный стартер-генератор, который позволит минимизировать паузу между остановкой и повторным пуском двигателя. Такое устройство, уже известное в автомобилестроении как Integrated Starter Generator (ISG), должно в скором времени появиться на «Ленд Роверах». Позже должны появиться автомобили с системой гибридного привода ERAD, в которой электромотор объединен с редуктором задней оси; гибридная версия с подзаряжаемой от бытовой электросети литиевой или металл-гидридной батареей (запас хода на одной только электротяге – от 30 до 60 км); модель с «кинетическим» накопителем энергии («супермаховиком») и, наконец, автомобиль с бортовым дизель-генератором, который будет производить электричество, потребное для питания тягового электродвигателя.
Только будет искренне жаль, если из очередного Freelander исчезнут его сегодняшние чисто английские черты, и он превратится в технократически-усредненное средство передвижения, так же похожее на другие подобные автомобили, как один ноутбук на другой. Жаль будет истинно английских штрихов и черточек в портрете этого аристократа. Но что поделать – постепенно уходят в прошлое такие специфические «островные» вещи, как окна, открывающиеся вверх, раковины с двумя кранами, овсянка на завтрак. Скорее всего, в ближайшем будущем никто и не вспомнит о них, кроме редких старожилов. Они же будут с ностальгией вспоминать об аристократических прошлых «Ленд Роверах», сожалея о том, что автомобили становятся усредненными, а также все более «детскими». Умение ездить все чаще подменяется умением использовать те или иные системы, а умение использовать системы, в свою очередь, все чаще подменяется их автоматическим включением. Лорды-охотники в сапогах и клетчатых твидовых костюмах, умеющие метко стрелять из курковых ружей, останутся, разве что, на страницах тщательно состаренных переизданий книг о прежних временах, а шинная компания Dunlop прекратит выпуск резиновых сапог и начнет штамповать кроссовки и модельные туфли для офисов и вечеринок. И молодой аристократ Freelander станет конторским служащим, который в свободное от работы время не пачкает одежду и обувь на бездорожье, а проводит время в блещущем чистотой фитнес-клубе.
Хорошо ли это будет? Конечно, хорошо! Кто же будет спорить с тем, что автомобили, как и весь этот мир, меняются только к лучшему?
1990 - сегодня
2001 - сегодня