Спорить со статистикой, обещающей дальнейшее процветание, желающих мало. Но кроме сухих цифр есть и менее формализуемые индикаторы, которые, многое могут рассказать о том, как автопроизводители смотрят на будущее российского рынка.
Вы уже забыли о недавнем кризисе? Экономика стабильна, на автомобильном рынке в 2012 году продолжается рост, пусть и с замедлением темпов ко второму полугодию. Участники рынка, по крайней мере, на уровне деклараций, воспринимают это снижение как естественный процесс стабилизации после реализации отложенного спроса. Да и с чего бы рынку падать, если по всем официальным статистическим данным доходы населения растут?
К концу лета Россия стала членом Всемирной торговой организации, что тоже было воспринято автопроизводителями (не отечественными, конечно) как событие, имеющее долгосрочные положительные последствия… - опять же если судить по официальным высказываниям. Словом, формально все благополучно, а спорить со статистическими данными, обещающими рынку дальнейшее процветание, желающих мало. Но кроме сухих цифр есть и менее формализуемые индикаторы, которые, тем не менее, многое могут рассказать о том, как автопроизводители смотрят на будущее российского рынка.
В начале сентября в московском выставочном комплексе «Крокус Экспо» прошел очередной, уже четвертый по счету, Московский международный автомобильный салон. Надо заметить, что в 2010 году ММАС вплотную приблизился по статусу к таким крупнейшим мировым площадками как Пекинский, Детройтский, Парижский и Лондонский автосалоны. Это ко многому обязывает, - на таких шоу показывают главные достижения, наиболее важные новинки, по ним можно судить о векторе развития и рыночных стратегиях. Экспозиция на таком автосалоне – своеобразный poker-face производителя, который можно научиться читать.
В 2012 году автосалон стал вдвое больше по площадям и примерно на треть больше по количеству новинок. Так в 2010 году в Москве было представлено только 8 мировых, 7 европейских и 62 российские премьеры. В 2012, по официальным данным, – уже 23, 21 и 85 соответственно. Расширился и состав участников – причем не только за счет таких новых игроков из Китая и Тайваня как FAW и Luxgen, но и заслуженных премиальных брендов, например, Mansory и Maserati. Лучше стала и организация. В первые два дня, из которых один традиционно отводится для ознакомления с экспозицией представителей прессы, а второй для деловых контактов и дилерских конференций, в «Крокусе», не в пример 2010 году, не было лишнего ажиотажа и накладок в программе, все четко и красиво.
И все же уже в первые часы присутствия на салоне у меня начало складываться впечатление, что в этом году все совсем не так интересно как было в 2010-ом.
На предыдущем автосалоне производители заняли прагматичную позицию – им было необходимо предложить российским покупателям автомобили, которые покажутся привлекательными даже в стрессовых посткризисных условиях. Тогда не было никакой уверенности, что кризис позади, что не будет нового витка экономической нестабильности. Не всякий потенциальный клиент в таких условиях готов рисковать и тратить значительные средства на автомобиль. Для покупки у него должна оформиться сильная мотивация. Автомобиль обязан вызывать яркие эмоции, - это должно быть что-то принципиально новое. Вряд ли многих покупателей в 2010 году можно было соблазнить легким фейслифтингом, новым двигателем или очередным вариантом комплектации.
В результате ММАС-2010 стал местом премьеры таких моделей как Ford Mondeo, Renault Latitud, Land Rover Freelander 2, Toyota Highlander, Infiniti QX, Nissan Patrol, Jeep Grand Cherokee.
Было много премьер автомобилей бюджетного класса – VW Polo sedan, Hyundai RB (будущий Solaris), Chevrolet Spark, Fiat Linea, Ford Focus третьего поколения.
Российские зрители увидели и целую россыпь новинок набирающего популярность в России сегмента кроссоверов – SsangYong NEW Actyon, Renault Duster, Nissan Juke, Mitsubishi ASX, MINI Countryman, KIA NEW Sportage, Subaru Impreza XV.
Немало оказалось и культовых премьер – новый Range Rover, Porsche 911 GT2RS, новый Mercedes CL, Subaru WRX STI, VW Phaeton и Touareg…
И это далеко не полный перечень того, на что стоило посмотреть. Автопроизводители расстарались, показали, насколько важен для них российский рынок. Компания Skoda продемонстрировала сразу шесть новинок для России – иначе как заявку на агрессивное освоение рынка это было сложно воспринимать.
ММАС-2012 не таков. Несмотря на формально большие масштабы автосалона, на нем впору было даже заскучать. Прежде всего, надо заметить, что принципиально новых автомобилей для салона такого масштаба представлено было крайне мало, в основной массе в качестве новинок предлагались новые модификации и фейслифтинг уже знакомых потребителю моделей. Еще одна тенденция ММАС-2012 – большое количество премьер автомобилей высшей ценовой категории. Если в 2010 году дебютов в премиум-сегменте было около 30, то в 2012 – почти 60. Audi представила в качестве мировых премьер R8 Coupe и Spyder, а для российского рынка три новых модели «S», BMW – новую седьмую серию и сразу несколько новых «М» версий, Mercedes – GL63AMG и G63AMG.
Гораздо меньше было интересных новинок среди кроссоверов и внедорожников. Из доступных массовому потребителю можно назвать, пожалуй, только Suzuki Grand Vitara FL, Ford Kuga, Mitsubishi Outlander третьего поколения и Honda CR-V.
Относительно неожиданно было увидеть в числе новинок для российского рынка сразу несколько универсалов – Chevrolet Cruze SW, Hyundai i30 и i40 Wagon, KIA Cee’d sw. Этот тип кузова в России не пользуется особой популярностью, и в качестве новинок на ММАС такие автомобили выглядят сомнительно.
Совсем незначительно оказался представлен бюджетный сегмент – Nissan Almera и Opel Astra Sedan, - вот и все из нового, на что мог посмотреть на автосалоне, купив входной билет за 800 рублей, человек, для которого верхняя граница стоимости автомобиля находится в диапазоне 600-700 тыс. рублей. Правда, это если не упоминать продукцию АвтоВАЗа, и многочисленные модели китайских брендов, о которых разговор особый. Большинство же премьер ММАС-2012 – автомобили стоимостью существенно за миллион рублей.
Так как же автопроизводители воспринимают сегодня российский рынок, как выстраивают свою стратегию, к чему готовятся? Возможны два объяснения. Первое – на стабильном рынке, где спрос во всех сегментах не испытывает существенных колебаний, имеет смысл стимулировать именно покупателей премиальных автомобилей. Такие клиенты обладают накоплениями, а значит потенциально можно добиться больших продаж, если дополнительно привлечь их внимание. Средний же класс будет покупать автомобили «по плану» раз в три года, и как бы ни хотелось такому клиенту новую модель, он решится на покупку не раньше, чем истечет гарантия на его предыдущий автомобиль. Если же нет возможности увеличить продажи, бессмысленно выводить на рынок новые модели, для текущего спроса достаточно и тех автомобилей, которые уже продаются.
Если предположение верно, нового вала новинок бюджетного класса можно ожидать не раньше ММАС-2014.
Второе объяснение – автопроизводители ждут нового кризиса. Не исключительно российского, - глобального. Опыт экономического спада 2008-2009 годов показал – премиальный сегмент рынка остается единственным островком стабильности, он испытывает значительно меньшие трудности, чем весь остальной рынок. Причем это справедливо не только для России, но и для большинства развитых стран. Если есть предпосылки для новых кризисных явлений, надо максимально упрочить свое положение в этом премиальном оазисе. Если это так, то сложно предсказать, когда Россию в следующий раз порадуют новыми моделями, интересными широкой аудитории. Возможно, скоро станет совсем не до них.
Но в любом случае, ведущие автомобильные бренды, видимо, не готовы делать ставку на рост российской экономики и российского автомобильного рынка.
Другое дело «китайцы». Они еще в 2008 году были готовы агрессивно устремиться в Россию. Тогда помешал кризис, после которого на мировых рынках продолжились колебания валютных курсов. Это тоже долго мешало началу экспансии. Главное конкурентное преимущество китайских автомобилей, цена, оказывалось под постоянной угрозой. И вот бренды из Поднебесной наконец решились – на ММАС-2012 свою продукцию представили FAW, Lifan, Geely и Foton. Плюс тайваньская марка Luxgen. И надо заметить, эти стенды оказались во многом более интересны, с точки зрения массового потребителя, чем экспозиции их более именитых коллег. Открытым остается лишь вопрос – кто в прогнозировании рынка окажется более успешным, - агрессивные «китайцы» или умудренные опытом европейцы. Не обернется ли выход на российский рынок новых игроков очередной неудачей?
Кстати, более опытные на российском рынке китайские бренды Great Wall и Chery предпочли вовсе сбросить карты в пас и не участвовать в ММАС-2012. К чему бы это?
«Любой премиальный автомобиль имеет в России хорошие перспективы» Читать далее
«Мы в тренде» Читать далее
«Мы хотим усилить позиции в сегменте компактных автомобилей» Читать далее
«Посмотрим, что будет через 10 лет» Читать далее
«Главная проблема – инфраструктура» Читать далее
«Наши автомобили говорят сами за себя» Читать далее
«Российские клиенты ценят эксклюзивный подход» Читать далее
«Нам вполне по силам получить еще 5% рынка» Читать далее