ИЗГОТАВЛИВАЮТСЯ сваркой двух частей – обода и штампованного диска. Такие колеса самые доступные и распространенные. Многие автомобили оснащаются ими на конвейере.
Невысокой ценой достоинства “штамповок” не ограничиваются. Пластичная и упругая сталь, деформируясь при сильном ударе, отлично поглощает его энергию. Правда, диск порой гнется так сильно, что из бескамерной шины начинает выходить воздух. Зато ремонт колеса не сильно облегчит карман владельца, да и выполнят его в большинстве мастерских. В любом случае восстановление штампованного диска обойдется дешевле переборки ходовой части.
Недостатков куда больше.. Колеса этого типа самые тяжелые. Автомобиль на них хуже разгоняется и управляется. Еще страдает плавность хода – увесистый диск мешает подвеске отрабатывать неровности. Как правило, большинство “штамповок” не могут похвастать идеальной точностью изготовления, поэтому их приходится тщательно балансировать. Маленькие отверстия на поверхности колеса затрудняют вентиляцию тормозов, и они быстрее перегреваются при активной езде. А хрупкое эмалевое покрытие не в силах защитить металл от ржавчины. Эстетам дизайн “шта мповок” вряд ли придется по вкусу. Технология производства ограничивает фантазию дизайнеров, и почти все подобные колеса выглядят одинаково. Выход один – купить декоративные колпаки.
Таким образом, диски этого типа можно рекомендовать экономным владельцам и тем, кто часто ездит по разбитым дорогам или бездорожью.
ДИСКИ этого типа получают путем заливки расплавленного металла в разъемную форму и последующей механической обработкой. Поэтому для таких колес характерен округлый плавный дизайн. Кроме того, для обеспечения необходимой прочности стенки диска приходится делать толстыми. Значит, стандартные короткие болты для “штамповок” к легкосплавным дискам скорее всего не подойдут, так что вместе с новым комплектом колес придется приобретать специальный удлиненный крепеж.
В качестве исходного материала для таких дисков используются алюминиевые и магниевые сплавы. Последние применяют достаточно редко – несмотря на то, что магниевые колеса легче и прочнее алюминиевых, они плохо сопротивляются коррозии: малейшее повреждение лака – и металл начинает разрушаться буквально на глазах…
Литые диски прочнее стальных и вдобавок весят на 1520% меньше. Автомобиль на легкосплавных колесах охотнее разгоняется и тормозит. Подвеска плавнее отрабатывает профиль дороги. Эти диски покрывают особой порошковой краской и несколькими слоями лака. Такая многослойная защита отлично противостоит внешним воздействиям – даже через несколько лет (естественно, при условии бережной эксплуатации) литые колеса сохраняют первоначальный нарядный вид. А вариантов дизайна у таких дисков поистине великое множество. Технология изготовления допускает практически любой узор, даже имитацию колес со спицами в ретростиле. Это не только красиво, но и практично – большие “окна” хорошо проветривают тормоза, массивный диск отводит от них тепло. В результате перегрев маловероятен. А благодаря качественной механической обработке дисбаланс изделия минимален.
Но за удовольствие надо платить. Легкосплавные колеса значительно дороже штампованных. Еще они не подлежат ремонту. При сильных ударах литой диск не гнется, а раскалывается. Так что глубокие ямы лучше объезжать стороной.
Относительная простота изготовления и большая популярность этого типа дисков сыграла с ними злую шутку. На рынке появилось множество сомнительных изделий из стран Азии. Подпольные заводы не утруждают себя тщательной разработкой продукции, поэтому их колеса иногда получаются даже тяжелее стальных. К тому же при литье в структуре металла могут образовываться поры. На серьезных предприятиях их выявляют с помощью рентгеновского излучения. Мошенники за качеством не следят, поэтому их изделия, бывает, лопаются на первой же кочке. Так что при покупке ориентируйтесь только на диски известных брендов.
Литые колеса – выбор тех, кто хочет не только улучшить внешний вид автомобиля, но и повысить его эксплуатационные характеристики, пожертвовав на это кругленькую сумму.
СПЕЦИАЛИСТЫ называют такие диски объемно-штампованными, поскольку их получают механической обработкой цельной заготовки, выкованной из горячего металла.
В дизайне этих колес преобладают рубленые формы и острые грани, но внешность для них – не главное. Кованые диски – элита среди себе подобных. Они на 30-55% легче стальных, намного прочнее литых и изначально отлично сбалансированы. Даже при очень сильных ударах эти диски не лопаются, а лишь гнутся.
Недостаток, пожалуй, лишь один – сложная технология изготовления определяет очень высокую цену изделий. Поэтом у кованые колеса подойдут настоящим фанатам скорости, желающим получить от машины все возможное. Причем для наилучшего результата мы рекомендуем выбирать модели с большим количеством тонких спиц. Опытным путем установлено, что они меньше подвержены вибрациям на высоких скоростях. Это очень важно для быстрых автомобилей.