Сейчас, накануне зимы, как раз наступает время “переобувания”, то есть смены летней “резины” на зимнюю. Не будем касаться вопроса, какие шины выбрать, остановимся лишь на дисках. Еще с 90-х годов прошлого века началось повальное увлечение легкосплавными дисками. Они и красивые, и легкие, и прочные. Значит, и бензин экономится, и управление более надежным становится. Все это верно. Но до определенного момента. А момент этот в России наступает поздней осенью, когда большая часть территории нашей страны покрывается снегом. Автомобилисты со стажем уже поняли, что от дисков из легкого сплава (которые еще называют “литыми”, или просто “литьем”) пользы зимой – как от пива, которое “с утра не только вредно, но и полезно”. Причем это сравнение с утренним пивом литые диски явно проигрывают: вред превышает пользу.

“Позвольте, какой вред? Откуда?” – спросит начинающий. Во-первых, не всякий сплав “литья” устойчив к “коктейлю”, который образуется на наших дорогах в результате использования дорожными службами реагентов. Легкий металл постепенно разъедается, а там и до критической потери прочности недалеко. Во-вторых, из-за сложной конфигурации литых дисков (обратная стороны красоты!) внутрь них набивается снег, который сначала тает, а потом в виде льда остается на дисках, сводя на нет всю балансировку. Автомобиль начинает хуже управляться, разрушается подвеска. Ну и, в-третьих, зимой из-за обилия снега резко повышается риск наехать на какое-либо скрытое препятствие. Стальной диск от удара просто помнется, пусть и сильно, но колесо останется колесом, а вот литой расколется, что приведет к разбортированию колеса и потере управляемости машины. Есть еще и “в-четвертых”: стереотип о том, что литой диск легче штампованного. Но об этом ниже.

Специалисты наверняка назовут еще много причин, по которым “литье” зимой лучше не использовать. Опытные автомобилисты это уже поняли давно, потому стараются иметь два комплекта колес в сборе: летнюю “резину” на “литье” и зимнюю на стальной “штамповке”. Однако планам этим часто мешают сами автопроизводители, которые просто не делают (и потому не комплектуют) некоторые свои модели простыми штампованными колесами.

Например, практически невозможно найти “сталь” для большинства кроссоверов и многих внедорожников. И тут на помощь приходят так называемые независимые производители автомобильных дисков, которые готовы делать (и делают!) стальные диски практически для любых моделей автомобилей. Здесь главное не ошибиться в выборе и не принять низкопробный китайский ширпотреб за эталон. Настоящему производителю нечего скрывать, а потому все правду о себе и своем продукте он выносит на лицевую сторону диска в виде буквенно-цифрового номера. Это своего рода VIN – только не автомобиля, а диска.

Недавно мне довелось побывать на предприятии Ambro-setti – ведущем европейском заводе по производству стальных дисков в швейцарском городе Лугано. Здесь делают диски, пожалуй, самой известной в мире марки KFZ. Завод этот входит в группу ALCAR, которая помимо стальных дисков впускает также литые – известных марок AEZ, Dotz, Dezent и Enzo. Этот старейший завод в Европе, существующий с 1885 г., начал заниматься автомобильными дисками в 1921 г., поначалу поставляя их на завод Fiat.

Теперь он производит ежегодно 2,5 млн дисков, отправляя их исключительно на вторичный рынок. Оборудование предприятия таково, что позволяет одновременно изготавливать диски 300 (!) различных наименований и типоразмеров. А оперативности могут позавидовать спецслужбы: например, пока новая Mazda 6 дебютировала на автосалоне, на юге Швейцарии уже вовсю испытывали диски для нее! На специальном вибрационном стенде стальной диск должен успешно пережить от 300 тыс. до 600 тыс. колебаний, а для этой новинки установленный норматив повысили до 1,2 млн!

Испытываются диски и на пробег (уже c шинами), и на коррозионную устойчивость (1000 часов в соляной ванне). А также проверяются их геометрические формы на лазерном 3D-стенде. Не говоря уже о проверке качества сварных швов на специальных просвечивающих установках. Благодаря отработанной годами организации производства и жесткому контролю только 0,3–0,6% продукции идет в отходы. А в торговую сеть попадает лишь 0,005% брака.

И по поводу “в-четвертых”: современные стальные диски KFZ порой даже легче легкосплавных. Это стало возможным благодаря высочайшему качеству стального листа, идущего на их изготовление. Сейчас толщина листа составляет от 1,9 до 4,5 мм для обода, что позволило существенно снизить вес готового диска. Сталь такого качества (горячекатаную) могут производить лишь семь-восемь предприятий в Европе (ФРГ, Австрия, Италия).

А вскоре отойдет на задний план и еще один фактор, из-за которого люди делают выбор в пользу “литья”, – дизайн. На заводе Ambrosetti в Лугано уже ведутся работы по созданию стальных дисков необычного рисунка, так что не исключено, что вскоре отличить стальной диск от легкосплавного визуально будет невозможно.

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9