За последние лет десять размеры колесных дисков увеличились весьма значительно при практически неизменном общем диаметре колеса. А кто-нибудь задумывался, чего в этой тенденции больше – пользы или вреда?

Если посмотреть, например, на автомобили “гольф”-класса 90-х годов, то выяснится, что в большинстве своем они оснащались 13- и 14-дюймовыми колесами. Сейчас же в этом классе стандартный размер – 15 дюймов, а то и все 16. А у спортивных моделей (в том же сегменте) можно встретить 18- и даже 19-дюймовые “катки”. Лет двадцать назад таких не было даже у суперкаров! Вопрос: зачем все это надо? Или – кому? Например, производители рассказывают про лучшую управляемость и более короткий тормозной путь. Но в самом ли деле это является ключевой причиной?

Смотрятся такие колеса, конечно, впечатляюще. Более того, с базовыми дисками новые автомобили, как правило, выглядят не особенно привлекательно. Но главный аргумент у автопроизводителей – управляемость. Впрочем, далее речь пойдет не столько о дисках, сколько о шинах, так как обсуждаемые нами “катки” требуют соответствующих покрышек, ведь диски увеличиваются не только в диаметре, но и в ширину. Следовательно, они оснащаются более широкими шинами, которые лучше держатся за асфальт в виражах. Это, конечно, замечательно, но если такая покрышка теряет сцепление с дорожным покрытием, то происходит это гораздо резче, чем у узкой шины с меньшим пятном контакта. Посмотрите на болиды Формулы-1: их слики позволяют держать сумасшедшие скорости в поворотах, но если начинается скольжение, удержать автомобиль на трассе становится практически невозможно, а ведь там ездят лучшие из лучших.

В дождь же широкая покрышка и вовсе делается небезопасной, так как чем шире шина, тем раньше начинается аквапланирование. А если дорога неровная, пусть даже и сухая, у широких шин проявляется еще один недостаток: они гораздо чувствительнее к поперечному профилю дорожного покрытия, чем узкие покрышки. При попадании в колею автомобиль начинает рыскать из стороны в сторону, что делает езду небезопасной.

То же самое можно сказать и про более короткий тормозной путь за счет большего пятна контакта. Пока дорога ровная да сухая – все замечательно. И даже на влажном покрытии, как правило, проблем не возникает. Но в сильный дождь тормозной путь получится длиннее, чем у покрышки с узким профилем, если, конечно, сравнивать шины одной и той же модели. А при торможении в колее машину и вовсе может отбросить на метр-другой в сторону.

Пока мы говорили лишь о ширине покрышки. Но большой диск подразумевает низкий профиль шины, ведь диаметр всего колеса в сборе практически не меняется. Чем это чревато? Снижением плавности хода, а также повышенной нагрузкой на диск и подвеску. И если по весне на таком колесе попадешь в свежую выбоину с острыми краями, тотальный разрыв шины и повреждение диска обеспечены. А какие плюсы у низкого профиля? Да, собственно, никаких. Разве что многим нравится их внешний вид.

Подведем баланс. Преимущества крупных колес с широкой низкопрофильной “резиной” – это, по большому счету, более высокая скорость прохождения виража и короткий тормозной путь на сухой и ровной дороге. Минусы – плохое сцепление в дождь, означающее повышенную опасность сноса и заноса, а также увеличение тормозного пути; плохая курсовая устойчивость на неровной дороге; ухудшение ездового комфорта; повышенная нагрузка на подвеску и, как следствие, растущие расходы на поддержание ее в исправном состоянии. А главное – повышенная опасность повреждения колеса, чреватая серьезными последствиями.

Что же касается “красоты”, то еще в 90-е годы автомобили прекрасно смотрелись с маленькими дисками и высокопрофильной “резиной” – никто не гнался за огромными “катками”. Теперь такие диски прочно вошли в моду. Интересно, почему? Почему дизайн современных автомобилей буквально требует установки колес большого диаметра? Есть у меня по этому поводу подозрения. Дело в том, что при увеличении диаметра диска всего на один дюйм его цена возрастает приблизительно в полтора раза. То же самое происходит с шиной. Если у модели нового поколения увеличить размер диска в базовой комплектации лишь на дюйм, цена колеса в сборе с шиной вырастет примерно вдвое. Но так как цена включена в “базу”, покупателю это неизвестно. Более того, продавцы машин преподносят это как преимущество: мол, поглядите, какие у нас диски без какой-либо доплаты!

Доплачивать приходится потом, когда настает пора покупать зимнюю “резину”. Да и летние низкопрофильные покрышки быстро приходят в негодность, причем вместе с дисками. И вот уже автовладелец вынужден раньше времени раскошеливаться на летний комплект. А дальше выясняется, что и подвеска не в исправном состоянии, притом что пружины, амортизаторы, рычаги, сайлент-блоки стоят денег, и немалых.

Кто от этого выигрывает? Дилер, автосервис, производитель шин, производитель дисков, производитель запчастей... Все те, в чьем процветании автопроизводитель заинтересован кровно, ведь это партнеры, бегущие с ним в одной упряжке. В проигрыше остаемся только мы – покупатели. Радует лишь то, что увеличивать размеры колесных дисков скоро будет некуда – места для шин в колесных арках не останется. 
 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9