Сегодня многие используют онлайн-сервисы, для того чтобы получить свежую информацию о ситуации на городских дорогах. Но ведь их создатели – компании “Яндекс” и Google давно пошли дальше: они выпустили бесплатные навигационные приложения для мобильных устройств, которые должны автоматически прокладывать маршрут в обход заторов. Правда, “таланты” этих продуктов пока остаются неисследованными. Этот пробел мы решили заполнить, проведя собственные изыскания.
Картографический сервис Google известен и популярен давно. Постепенно к нему добавляют новые функции: сначала систему научили показывать загруженность дорог на сайте, затем на карте в мобильном телефоне, а пару лет назад появилось и полноценное навигационное решение. Правда, оно не является самостоятельным – это просто дополнение, оболочка с расширенными функциями к классической Google Maps для операционной системы Android. Странно и то, что, несмотря на уже солидный (по меркам компьютерных программ) возраст, “Навигация Google” все еще носит метку тестовой “бета”-версии.
По части функциональности программа хороша. В ней есть голосовой ввод, онлайн-поиск адресов и объектов, отображение карты схемой или картинкой со спутника. Предусмотрены также пешеходный режим и возможность прокладки маршрута с использованием общественного транспорта. Если рассматривать ее с точки зрения удобства автомобильной навигации, то и тут она на высоте: голосовые подсказки работают своевременно, индикация маршрута и маневров четкая и внятная. Не возникает проблем и с подкачкой данных, процесс происходит быстро и незаметно.
А вот с объездом пробок все не так радужно. На экране система показывает довольно подробную картинку – в часы пик, например, карта Москвы так и пестрит кроваво-красными пятнами заторов. Но попытка доехать до места назначения в объезд этого безумия далеко не всегда оказывается успешной. Чаще всего навигатор просто прокладывает самый короткий маршрут без оглядки на дорожную обстановку. Впрочем, порой он все же предлагает альтернативные варианты. Но происходит это очень редко. Да и выбор, как правило, оказывается небогат: за время теста программа лишь дважды предложила один вариант объезда и один раз, словно расщедрившись, выдала их целых два.
Какой московский водитель не слышал о сервисе “Яндекс.Пробки”? Перед выездом очень многие смотрят карту на сайте, чтобы понять, на какие улицы сейчас лучше не соваться. Со временем услуга пришла и на мобильные устройства, а затем превратилась в самостоятельную навигационную программу. Причем в отличие от соперника она более универсальна – установить ее могут владельцы смартфонов и планшетов на базе Android и iOS.
Что же получают ее пользователи? Очень симпатичный интерфейс с отличной индикацией пробок и проложенного маршрута, быструю подгрузку карт, понятные подсказки. Здесь тоже предусмотрен режим голосового ввода – по субъективным ощущениям, работает он чуть лучше, чем у Google. Совсем недавно возможности голосового управления существенно расширили: теперь, нажав на кнопку с микрофончиком, можно не только в свободной форме продиктовать адрес или название места назначения, но и сообщить, например, об аварии.
А вот пешеходного режима здесь нет – программа явно ориентирована на автомобилистов. Небольшим утешением могут послужить дополнительные небольшие значки, которые выводятся прямо на основной экран (прямо как в более простой версии “Яндекс.Карты”) – они предупреждают о камерах контроля скорости, ДТП или ремонтных работах.
К сожалению, “антипробочная” функция отечественного навигатора работает не лучше, чем у оппонента. На экране масса информации – круглые сутки схема города расчерчена разноцветными метками. Но по какой-то причине при прокладке маршрута они не учитываются, словно у системы стоит приоритет на самую короткую, а не на самую быструю дорогу. Это вдвойне обидно, ведь многие помнят, что пару лет назад программа “Яндекс.Карты” умела обходить заторы по самым глухим улицам и даже порой заводила в промзоны и дворовые проезды – в общем, шла на все, чтобы сократить потерю времени в пути. Почему эффективность сервиса настолько снизилась? Это остается загадкой.
Субъективных ощущений и наблюдений мало, для того чтобы сделать выводы. Поставить точку в споре, как всегда, может лишь очная ставка. Условия задаем равные – имитируем поездку из ближнего пригорода на работу. Две наших машины одновременно стартуют из Химок, с улицы Панфилова, в сторону редакции – на улицу Лобачика. Причем оба водителя едут строго по указаниям своего навигатора. Старт специально назначили на относительно позднее время, ведь пытаться искать объезд в часы пик практически бессмысленно. Итак, в путь!
При первом расчете пути обе программы показывают расчетное время в дороге. В нашем случае Google предсказал 38 минут, а “Яндекс” – 45. Забегая вперед, скажем, что ошиблись оба, но прогноз “Яндекса” оказался точнее. А вот маршрут обе программы предложили одинаковый, самый простой – по истерзанной постоянными реконструкциями Ленинградке и Третьему кольцу. Никаких вариантов, никаких объездов. Но все же мы продолжаем испытания.
Движение напоминает эстафету: рывок и снова медленно ползем в заторе. Впрочем, на долю водителя, едущего по американской программе, выпало несколько неприятных моментов – после проезда тоннелей программа пару минут не может сориентироваться в пространстве. Хорошо, что “Яндекс” такого недостатка лишен.
Рассказывать обо всем пути смысла нет – по ходу маршрута ни тот, ни другой навигатор так и не удосужился предложить варианты объезда. Зато у самого финиша Google снова сплоховал: он указал неправильный съезд с ТТК! На этот раз наш испытатель все же проигнорировал ошибочную подсказку и поступил по-своему. В противном случае он потерял бы еще минут пять. Если бы не этот эпизод, результаты можно было бы считать равными – на финиш оба экипажа прибыли с разницей в минуту, то есть практически одновременно! Соответственно, почти одинаковым оказалось и время в пути: 53 и 54 минуты.
Итог предварительной оценки и очного сравнения однозначен. По некоторым параметрам “Яндекс.Навигатор” оказался чуть лучше “Навигации Google”. Но, увы, ни ту, ни другую программу нельзя назвать лекарством от заторов. Конечно, их можно и нужно использовать в качестве источника информации о пробках, но планировать маршрут пока придется по старинке, самостоятельно.