На полях для гольфа в пригородах Монтерея в пятницу той самой “автонедели” непременно собираются члены автомобильных клубов, желающие показать миру свои ретро- или же просто редкие машины. Тут частенько можно встретить настоящие шедевры инженерной мысли мировой автоиндустрии. А учитывая, что практически все эти автомобили состоят в частных коллекциях, то некоторые из них вы нигде и никогда больше не увидите. Понимая это, организаторы берут за каждый билет 450 долларов. Правда, в эту сумму входит многое.
Например, возможность ознакомиться со всем модельным рядом культовой для США автомобильной марки – Cadillac, которая из года в год входит в число основных спонсоров мероприятия. Или без ограничений есть бутерброды с черной и красной икрой, свежих устриц, пить самое лучшее шампанское, слушать фольклорные ансамбли и в перерывах между этим курить кубинские сигары да изучать уникальные машины.
Неделя автомобилей, традиционно проходящая на тихоокеанском побережье в паре часов езды от Сан-Франциско, состоит из целой череды мероприятий, так или иначе связанных с олдтаймерами. В их ряду – аукционы, гонки, парады автоклубов и – как апогей – конкурс элегантности классических моделей.
Тут, кстати, есть любопытный нюанс: в различных странах и по разным версиям классическими могут считать разные машины. Например, в большинстве штатов США таковыми называют автомобили, чей возраст превышает 20 лет и сохраненные в состоянии, соответствующем заводскому. В свою очередь, члены Antique Automobile Club of America убеждены, что истинная классика не может быть моложе 25 лет. А нормативы Classic Car Club of America еще жестче: эта организация признает классическими лишь машины высшей ценовой категории, выпущенные ограниченными партиями между 1925 и 1948 гг. Причем эти модели должны иметь архаические детали – например, крылья, подножки, фары, колеса…
Тот, для кого слово “автоспорт” не пустой звук, непременно знает и легендарную кольцевую трассу Лагуна-Сека. Построенная в 1957 г., она по сей день считается одной из самых сложных – чего только стоит знаменитый “Штопор”, поворот, в котором разгонная прямая в гору перед виражом резко уходит налево и вниз, после чего практически сразу идет правый поворот. Да и общий 91-метровый перепад высот подъемов и спусков впечатляет. В свое время Лагуна-Сека даже претендовала на этап Формулы-1, но по ряду причин таковой не стала. На ней и соревнуются раз в году олдтаймеры, прибывающие со всего мира и строго ранжированные по классам. Впрочем, подчас даже интереснее самих гонок наблюдать жизнь, кипящую в паддоках: здесь встречаются старые друзья-соперники, готовятся к заездам машины, перекусывают гонщики и зрители, снуют сотни фанатов ретромобилей и просто зевак. В общем, настоящее американское шоу.
Все, что происходит здесь до воскресенья, при всей зрелищности и масштабности мероприятий можно считать лишь прелюдией к самому впечатляющему событию – Конкурсу элегантности в Пеббл-Бич, который проходит каждый август точно по расписанию с 1950 г. Ныне он проводился уже в 62-й раз. Спонсоров для него не ищут – их отбирают, причем чуть ли не на конкурсной основе. Разумеется, в этой когорте целый ряд автомобильных премиальных брендов: Cadillac, Rolls-Royce, Bentley, Bugatti… Плюс крупные банки, ювелирные и часовые фирмы, производители элитного алкоголя, страховщики, шинники. Оно и понятно: на нескольких сотнях квадратных метров здесь сконцентрированы колоссальные суммы, облеченные в автомобили. Стоимость большинства идет на миллионы долларов, а победа в конкурсе может эту цену удвоить. Но лишь при соблюдении ряда условий. В частности, все детали должны быть аутентичными (вплоть до фитиля в керосиновых фонарях-“габаритах”), и каждая из машин обязана быть на ходу – чтобы и заводилась сама, и ехала без посторонней помощи. Именно так прибыли сюда и Cadillac Model A Wilson Rear Entrance Tonneau 1903 г., и выпущенный годом позже Franklin Open Four Seater. “Фишкой” Concours d’Elegance 2012 стал парад автомобилей индийских князей – махараджей. Зрителям было на что посмотреть.