Тяжелый 2015 год подходит к концу. Третий квартал не принес облегчения - незначительный всплеск спроса в конце лета оказался временной флюктуацией. Потребители рассчитывают на предновогодние распродажи? Но поддержат ли эти надежды автопроизводители?
Третий квартал 2015 года не смог переломить тенденцию к снижению продаж на российском автомобильном рынке. Незначительное повышение спроса в августе- сентябре, оказалось временным и не переросло в устойчивую тенденцию. В целом эксперты авторынка не ждут значительного улучшения и в текущем, четвертом квартале, а о том, что нас ждет в 2016 году стараются даже не загадывать. О ситуации на рынке порталу MotorPage.ru рассказала генеральный директор компании РОЛЬФ, Татьяна Луковецкая.
- Для нас результаты третьего квартала были вполне предсказуемыми. При текущем объеме поддержки рынок стабилизировался, выйдя на «плато» продаж. Однако сейчас ежемесячные объемы продаж существенно ниже, чем в прошлом году, а без субсидирования со стороны правительства они упадут еще сильнее.
В этой непростой ситуации компании РОЛЬФ удалось сохранить лидерские позиции на рынке в количественном и денежном выражении и нарастить свою долю на нем до более чем 3,8%. РОЛЬФ – крупнейший в России дилер по продажам брендов Alfa Romeo, Jaguar, Jeep, Hyundai, Ford, Land Rover, Mazda, Mitsubishi. Также мы удерживаем лидерство в продажах с одной точки в масштабах страны в марках Alfa Romeo, Audi, Jeep, Hyundai, Ford, Mazda, Mitsubishi, Lexus, Renault, Toyota.
- Традиционно, оживление авторынка в конце года связано с распродажей стоков и предновогодними скидками. В прошлом году на предновогодний подъем наложилась волна девальвации рубля, вызвавшая ажиотажный всплеск спроса.
Сейчас мы не возьмемся предсказывать поведение рубля. В любом случае, крупным дилерам необходимо привлекать клиентов еще бОльшими скидками, и поддержка спроса ложится на их плечи.
- Объемы стоков отличаются от марки к марке и от дилера к дилеру. Сейчас дилеры понимают, что «зависшие» на складе автомобили – это одна из самых больших угроз для предприятия, и не соглашаются брать «лишние» автомобили даже под угрозой потери бонуса. Тем не менее, в некоторых случаях затоваривание складов становится следствием неправильно рассчитанного объема закупок, и это может стать для предприятия серьезной проблемой, особенно для дилера с небольшими объемами продаж.
Если говорить о дилерских центрах РОЛЬФ, то в целом нам удалось достаточно точно спланировать спрос и сформировать складские запасы в соответствии с текущими реалиями рынка.
- С одной стороны, рынок сейчас очень эластичен по цене: какой бренд и дилер готов предложить автомобили дешевле, к тому и направляются покупатели. В этом смысле настоящий момент – наиболее удачный для захвата доли рынка. Однако весь текущий год рынок жил в перманентной ситуации распродаж, скидок и дисконтов. На этом фоне трудно сделать еще более выгодное предложение, и решение этой задачи под силу лишь крупным и устойчивым дилерам. Также важная составляющая – кредитные программы: для отдельных брендов свою роль играют кредитные спецпредложения, рынку в целом неоценимую помощь оказывает программа льготного автокредитования.
В то же время, сейчас в выигрыше оказываются крупные дилерские холдинги, за годы работы успевшие собрать клиентскую базу. Они могут удерживать своих клиентов своевременными предложениями сервисных услуг, а затем – и интересными вариантами обмена автомобиля на новый. Тем более, в ситуации экономической нестабильности крупные и авторитетные дилеры внушают покупателям наибольшее доверие своей устойчивостью, да и возможностей предоставить скидку у них, как правило, больше.
- Можно отметить влияние обоих названых факторов. Автомобили резко подорожали, и покупатели пока не готовы платить за них по изменившимся прайс-листам. Сделанные накопления и размер доходов не позволяют многим потенциальным клиентам купить автомобиль ни за наличные, ни в кредит. А неуверенность в завтрашнем дне заставляет откладывать покупку нового автомобиля, даже если она уже была намечена, на неопределенный срок.
- Меры помощи авторынку, запущенные правительством, сыграли очень значительную роль в текущем году. По оценке экспертов, сейчас 30-40% продаж осуществляется при помощи правительственных программ поддержки рынка. Если они будут свернуты, то можно прогнозировать, что в 2016 году рынок опустится ощутимо ниже текущих уровней, ориентировочно – до отметки 1,2-1,3 млн автомобилей.
Лечиться будем? Читать далее
«Не стоит исключать фактор кризиса в головах» Читать далее