– КТО ОТВЕТИТ, каков главный принцип компании “Land Rover”?
Из зала посыпались реплики, но инструктор укоризненно покачал головой:
– Запомните: главный принцип – безопасность. Водитель “Land Rover” всегда должен о ней думать, причем в самом широком смысле этого слова. Мы тут месим грязь, водим технику на пределе возможностей, но от наших действий не должна пострадать ни одна веточка. Я уж не говорю о вас – будьте предельно внимательны друг к другу.
Вот так раз! Приехали за приключениями, а получили наказ ездить “медленно, насколько возможно, и быстро, лишь насколько требуется”. Это, к слову, оказалось еще одним принципом “Land Rover”..
Однако затем выяснилось, что безопасность – это стержень всех новых программ обучения. Позже, когда мы выбрались из гостевого домика в леса и поля, нас ставили в такие ситуации, которые со стороны выглядели как безвыходные. Страх перед непреодолимым препятствием и адреналин в крови могли помешать в принятии правильного решения – одно неверное действие, и наломаешь дров. Но рядом всегда был инструктор, который мог сказать: “Теперь не суетись. Геройство ни к чему. Помни правило трех “П”: посмотри, подумай, проезжай”. Мы выходили из машин, осматривали препятствие, а затем, сделав все, как велел инструктор, двигались дальше.
У крутого подъема остановился “Range Rover”. С водительского места выбрался парень и попытался с разбегу взобраться на кручу, но его кроссовки даже не держались за поверхность – скользили вниз. До меня донеслись обрывки диалога:
– Ну, вы шутники.. Да как он сюда заедет?
– Правильно рассуждаешь. Лучше искать другой путь. Но мы все же откроем инструкцию.
Преподаватель объяснил, что надо включить пониженный ряд, выбрать режим работы подвески “off-road”, активировать систему контроля спуска с горы (на тот случай, если высота не будет взята) и, наконец, повернуть селектор “Terrain Response” в первую позицию – “снег, трава, гравий”.
– Вот теперь все системы машины настроены для подъема – заблокированы оба дифференциала, смягчена реакция на газ, включен строгий режим антипробуксовки, – пояснил инструктор и тут же предложил пари. – Давай поспорим, что сейчас заедешь наверх без проблем!
Внедорожник как ни в чем не бывало вскарабкался на вершину. И это – по подъему стопроцентной крутизны!
Неподалеку открывалась взору еще одна душещипательная сцена. На скользком глиняном склоне оврага буквально висел “Freelander 2”, а позади стоял “Range Rover”. Своим ходом продвинуться вперед техника не могла. Да и назад, судя по всему, тоже.
– Разматываем динамические стропы, вон на тот пень набрасываем корозащитную стропу, ставим шакл и протягиваем через него стропу к нижней машине, – командовал инструктор.
Если кто не знает, шакл – это такая прочная стальная проушина с резьбовым фиксатором. Пикантность ситуации заключалась в том, что железку использовали вместо блока, а потому затея со стороны выглядела как очень рискованная. Но когда “Range Rover” аккуратно тронулся назад, он довольно легко вытащил “Freelander 2” вверх. Затем стропы перебросили напрямую, а функцию трактора взял на себя “Фрил”. Через минуту обе машины были “на свободе”.
Конечно, это был лишь трюк, иллюстрирующий для журналистов суть курса “Recovery”. На самом деле тренинг проходит иначе: на трассу второго уровня сложности (для лебедочных “Defender”) отправляют серийные “Freelander 2” без всякой спецподготовки. С собой можно взять минимум средств – лопату, стропы, домкрат. Застревают кроссоверы на маршруте гарантированно и многократно. Но навыки “Recovery”, специальные знания и правильная оценка ситуации позволяют провести автомобили без повреждений (и даже без крепких выражений) в совершенно невозможных местах.
На протяжении шести часов по полигону сновали машины, штурмуя колеи, ямы, грязевые ванны, искусственные валуны и даже лестницы. Очень сильное впечатление производил “Defender” – он, раскорячив мосты, проходил все преграды с упорством танка.
В лесу параллельно проводился тренинг по ориентированию c GPS-оборудованием “Garmin”. Одни прятали что-нибудь в зарослях, записывали на листочке координаты, затем передавали его тем, кто должен спрятанное найти. Умение прокладывать маршруты вне дорог и фиксировать точки на картах неоценимы для рыболовов, охотников и грибников – навигационная электроника экономит время, делает лесные или полевые приключения намного безопаснее.
Там же, в зарослях, народ от души упражнялся с лебедками. Начинающие “лебедочники” часто переоценивают свои возможности, применяют спецоборудование неправильно, не знают всех его возможностей и потому нередко получают серьезные травмы. Насколько хитра и опасна эта наука, стало понятно, когда в ходе занятий послышался зловещий треск и публика бросилась врассыпную..
Впрочем, это было единственное жертвоприношение ради опыта “off-road”. Вдобавок безобидное – дерево-то оказалось совсем трухлявым. Так что ни люди, ни природа не пострадали. Как и просили.
? Спускаться и подниматься следует по возможности придерживаясь линии естественного уклона. Диагональное движение чревато неуправляемым скольжением и даже опрокидыванием.
? Относительно неглубокие канавы или невысокие насыпи в отличие от склонов правильно преодолевать под углом.
? Избегайте крупных замерзших луж зимой – проломившийся под тяжестью машины лед способен заблокировать автомобиль.
? Лучше сотню метров сдать задним ходом и проехать участок заново, чем “расклиниться” в глубокой колее.
? Принудительное отключение системы DSC снимает ограничение тяги двигателя и позволяет проходить некоторые виды препятствий (скользкий подъем, грязевая колея, снежная целина). Однако не забывайте включать систему обратно после преодоления препятствия.