Превратности погоды становятся все более непредсказуемыми, но на российском Севере зимы все еще остаются суровыми. Компания Yokohama представила новую шину, предназначенную преимущественно именно для таких условий
Компания Yokohama Rubber через три года отметит свое 100-летие, а ее предшественница – Yokohama Rubber Company Furukawa – начала свою деятельность и вовсе в 1875 г. Такой опыт в производстве резинотехнической продукции позволяет этой японской фирме выпускать шины для самых разных видов техники, а также сейсмостойкие фундаментные блоки и компоненты для аэрокосмической отрасли.
Что касается собственно шинного производства, то это второй по величине игрок на японском рынке с большой номенклатурой продукции и филиалами более чем в 100 странах. Так, почти одновременно с этим тестом новой шипованной зимней шины, проходившим на Хоккайдо, был открыт и полигон Yokohama для испытаний зимних моделей в шведском Наттберге, всего в 80 км от Полярного круга.
Бывая в Токио и более южных районах Японии, снег я обычно видел лишь на вершине Фудзиямы и недоумевал, зачем японцам полноприводные автомобили и зимние шины. Эти вопросы отпали после того, как самолет вылетел на cевер страны – зимой на Хоккайдо царит настоящее белое безмолвие. Потенциальную силу белой стихии начинаешь с ужасом ощущать, когда движешься по автодорогам, края которых размечены пятиметровыми вешками на случай заносов.
Так что к началу теста я представлял себе условия японской зимы куда лучше, чем еще день назад. Японцы рассказали, что отсутствие необходимости в шипованных шинах на внутреннем рынке (они были запрещены в 1999 г., чтобы беречь дороги) привело к тому, что объем работ над ними в стране резко сократился, и при создании последних моделей шин специалистам Yokohama пришлось решать много задач практически с чистого листа.
Речь идет о новой шипованной шине iceGUARD Stud iG55, которая рассчитана на эксплуатацию в северных регионах России и Европы и в конце нынешнего года должна прийти на смену модели iceGUARD Stud iG35. Специалисты представили красивую диаграмму, где очень наглядно показано, чем отличается новая шина от предыдущей. На мой вопрос, почему на этой же или на соседней диаграмме не приведено сравнение с аналогичными показателями шин-конкурентов, мне ответили, что это не в традициях японских компаний и культуры. Придется сравнивать их косвенно по ярлыкам, которые два года назад европейских производителей обязали прикреплять к покрышкам при выпуске с завода.
На прежнем уровне в сравнении с предшественницей в новой шине остались и без того хорошие показатели, связанные с торможением на сухом и мокром асфальте, а также на снегу. Но по всем остальным параметрам она заметно продвинулась вперед: примерно на 50% улучшилась управляемость на сухом асфальте, на снегу и льду и почти на 100% увереннее она ведет себя при торможении на льду. И, что крайне важно для эксплуатации в наших условиях, почти на столько же улучшились показатели управляемости на мокром покрытии.
Причин для позитивных сдвигов немало: почти вся конструкция шины была пересмотрена. Для улучшения “ледовых” показателей японцы использовали новый тип шипа, оптимизировали расположение отверстий и применили в зонах, окружающих шипы, особый рисунок протектора (“крылья мельницы”), способствующий их удержанию в резине. Крайне важно то, что шип с формой сердечника, схожей с метательными лезвиями-звездами ниндзя, крепится в гнездах вдвое надежнее, чем было в предыдущей модели, – прежде всего за счет более глубокой заделки и формы отверстия, повторяющей форму стержня шипа. Кроме того, благодаря такой конструкции шипа новая шина стала примерно на четверть тише, поскольку подвижность шипа в заделке уменьшилась. А шипы в шашках протектора окружены напоминающими вращающуюся турбинку “лепестками”, которые также способствуют лучшему удержанию в гнезде.
Создатели шины iG55 с гордостью сообщили, что полученными результатами вполне довольны: после нескольких дней жестких испытаний новых шин на полигоне не было потеряно ни одного шипа. Еще одна важная особенность новинки – широкие косые канавки, по форме напоминающие японские мечи. Именно они отводят жидкую снежную кашу из пятна контакта. Весьма необычен дизайн плечевой зоны протектора – здесь видны сложные углубления на грунтозацепах, которые, по словам разработчиков, обеспечивают мощный копающий эффект.
В числе других особенностей этой шины и новый состав протектора, содержащий апельсиновое масло, и водоотталкивающий верхний слой, и особая форма пространственных ламелей, и мощное центральное ребро, повышающее стабильность формы покрышки в пятне контакта и дающее возможность сразу пользоваться новыми шинами активно, без “прикатывания”.
Оценить качества новых шин нам предложили на полигоне “Тимари”, расположенном недалеко от городка Асахикава. Трассы и площадки отделяли друг от друга снежные “горы” высотой до четырех метров – это по-настоящему зимний полигон. В подтверждение этому север Японии встретил нас ясным небом и 25-градусным морозом, поэтому все тесты проходили на сухом льду и укатанном снегу.
При торможении на льду выяснилось, что шипованная шина iG55 не уступает именитому европейскому сопернику. Уверенно она ведет себя и при разгоне на льду и на плотном снегу. В большом количестве заездов я проехал на автомобилях с новыми шинами iG55, на машинах с шинами iG35 и автомобилях с шинами-конкурентами из Европы. На кольцевых трассах с сухим, “холодным” снегом шины iG55 и “европейцы” ведут себя очень похоже – надежно и предсказуемо. В этих условиях не сильно уступает им и модель предыдущего поколения – iG35. Увы, поездить по слякоти и снежному накату мне не удалось – их в этот день на полигоне просто не было.
По-зимнему и завершалась эта поездка. Природа словно хотела показать, что снег в этих краях может быть действительно стихией. За сутки на островах его выпало рекордное количество, какого здесь не было уже 75 лет. В том числе и в Токио, где оказалось совершенно непривычно видеть сугробы и колеса машин, перепоясанные цепями.