Если двигатель не заводится, не стоит долго крутить стартер. Автопроизводители обычно рекомендуют делать не больше двух-трех попыток запуска с интервалом 20-30 с. Если после этого мотор не завелся – надо искать неисправность. Если продолжать терзать стартер, полно¬стью разрядится аккумулятор (на многих современных моделях это приводит к его поломке). К тому же за время неудачных запусков в цилиндрах скапливается много несгоревшего топлива, которое заливает свечи зажигания. Это еще больше затруд¬няет пуск двигателя. Но даже если мотор все же заработает, излишки бензина могут попасть в нейтрализатор, сгореть там и вывести его из строя. Ремонт в этом случае обойдется недешево..
Чтобы остывший двигатель легче заводился в холодную погоду, попробуйте при¬менить простой способ: прежде чем запустить мотор, на 10-15 с включите ближний свет фар, чтобы слегка прогреть аккумулятор. После этого стартер “берет” охотнее.
Когда вы завели двигатель – не прогревайте его на максимальных оборотах. В движении мотор прогревается быстрее, это известно даже неопытным автолюбите¬лям. Но порой новички переусердствуют и сразу после запуска поднимают обороты до красной зоны. Помните, что для непрогретого двигателя такая нагрузка губитель¬на! Лучше после холодного старта дайте ему поработать на холостом ходу хотя бы несколько минут, а уж затем начинайте движение, избегая первый километр пути резких ускорений.
КАК СЛЕДУЕТ из названия, эти препараты предназначены главным образом для обработки автомобильных стекол, зеркал и фар. Также они хорошо очищают никелированные, хромированные и металлизированные покрытия типа молдингов, решеток радиатора и декоративных накладок. Не возбраняется удалять с их помощью и загрязнения с кузова (хотя для этого существуют специализированные составы). В принципе эти растворы предназначены для всесезонного использования, но зимой, когда грязь и слякоть покрывают машину целиком, очистители применяются намного чаще. Особое внимание при этом приходится уделять боковым стеклам и наружным зеркалам.
Обычно очистители стекол выпускаются в двух видах упаковок: спрей-триггер и аэрозоль. Нередко один и тот же состав может быть представлен производителем в обоих видах тары. Разница в том, что спрей наносит препарат в виде жидкости (иногда слабопенящейся), а аэрозоль покрывает стекло пеной. По опыту наших тестов, пена легче и эффективнее удаляет загрязнения, буквально расщепляя их; кроме того, она легче вытирается со стекла и образует меньше разводов. Впрочем, это зависит и от конкретных марок препаратов. Состав распыляется на загрязненный участок, после чего это место протирается мягкой тряпкой или бумажным полотенцем. Второй вариант – оптимальный как в плане удобства и чистоты рук, так и качества самой обработки.
“StepUp” – “Очиститель стекол”. Этот американский препарат заслужил положительные оценки на одном из наших тестов за хорошее соотношение чистящих свойств и цены. Выпускается в виде аэрозоля. Дает обильную, но негустую пену и хорошо расщепляет грязь. Достаточно легко удаляется с поверхности и практически не образует после себя разводов.
“Doctor Wax” – “Очиститель стекол”. Состав от американского производителя – типичный представитель растворов в упаковке спрей-триггер. На тесте показал хорошие, но неблестящие (в прямом смысле этого слова) результаты. Он мало пенится, сносно удаляет грязь, но порой оставляет за собой разводы. Впрочем, по соотношению цена-качество это неплохое предложение.
При температуре ниже –20о С очистители могут застывать на стекле, образуя слой инея, особенно если их разбрызгивать на холодное окно. Если в мороз у вас нет возможности обработать поверхность в теплом гараже, то хотя бы прогрейте как следует салон, чтобы стекла стали чуть теплее.
“Hi-Gear HG5654”. Незамерзающая жидкость премиум-класса. Рассчитана на температуру до –25о С. Обладает высокими моющими свойствами. Цена тоже достаточно высокая.
“Turtle Wax” – “Жидкое пламя”. Концентрат омывающей жидкости, в состав которой входят денатурированный этиловый спирт, монопропиленгликоль и моющие вещества. При температурах под –25о С концентрат следует заливать, не разбавляя.
Ориентируйтесь на цену – хороший препа¬рат не так уж дешев. Если за пятилитровую канистру просят мень¬ше 150 рублей, лучше отказаться от покупки. Составы от известных фирм стоят пример¬но на сотню рублей дороже. Не забывайте уточнить температуры замерзания раствора и по возможности покупайте жидкость в крупных магазинах с хорошей репутацией.
ПРЕПАРАТЫ, призванные бороться с обледенением. Принцип действия прост: химический реагент, попадая на лед, вызывает его растапливание. Обычно основным активным веществом служит изопропиловый спирт, иногда к нему добавляют этиленгликоль и некоторые другие вещества. Порой в состав входит вода – такие препараты покупать не советуем, поскольку на промороженном стекле они сами могут оставить разводы инея. А препараты от неизвестных фирм нередко содержат опасный метанол. Поэтому, если состав реагента не указан на упаковке, лучше воздер- жаться от покупки.
Чаще всего размораживать приходится ветровые стекла и дверные замки, поэтому обычно флаконы с такими препаратами снабжены трубочкой для скважины, которая вставляется в распылитель. Как и многие виды автохимии, размораживатели выпускаются в виде аэрозолей и спреев-триггеров. Чаще всего это универсальные растворы, которые удаляют лед со стекол, кузова, фар, порогов и из личинок дверных замков. Эти же составы выпускаются в отдельных аэрозольных баллончиках либо маленьких пластиковых флаконах специально для замков.
Чтобы очистить поверхность ото льда, надо, тщательно встряхнув флакон, распылить состав на обледеневший участок сверху вниз. Затем выждать, пока лед растворится, и удалить его щеткой или скребком. Чем ниже температура, тем дольше придется ждать, когда состав подействует. С замками сложнее – порой в сильный мороз ждать размораживания приходится пару десятков минут.
“Hi-Gear” – “Размораживатель стекол и замков”. Препарат американской марки изготавливается в Бельгии. Представляет собой аэрозольный баллон, снабженный трубочкой для замков. Как показал наш опыт использования и материалы других экспертных испытаний, это один из лучших препаратов подобного рода на нашем рынке.
“Turtle Wax” – “Lock Oil”. Аэрозоль, предназначенный специально для размораживания замков. Преставляет собой смесь политетрафторэтилена с минеральным маслом, поэтому обладает не только размораживающими, но и смазывающими свойствами.
Cуровой зимой нелишне постоянно носить с собой маленький баллончик с размо¬раживателем замков. Он может пригодиться тем автовладельцам, в машинах которых замок управляется сигналом с брелка. В сильные мо¬розы механизм может отказать, например, из-за севшего аккумулятора, так что, не исключено, возиться со скважиной все равно придется.
В МОРОЗЫ все резиновые детали автомобиля теряют эластичность и могут потрескаться. Кроме того, замерзая, они сжимаются. Диаметр уплотнителей и сальников уменьшается, и они начинают протекать. Если вовремя это не заметить, дело может кончиться дорогостоящим ремонтом. Например, недостаток смазки в коробке передач быстро приведет к ее поломке. Вывод: в холода надо тщательнее следить за герметичностью уплотнений. Это несложно – лезть с фонариком под капот и осматривать каждый шланг не придется. Просто при выезде с парковки посмотрите на то место, где стоял автомобиль. Серьезная утечка проявит себя масляными разводами и пятнами на снегу или асфальте. Если вы их обнаружили, то есть резон на всякий случай записаться в техцентр для диагностики.
Не спешите включать “дворники”, если ветровое стекло покрылось слоем льда. Стеклоочистители не способны убрать корочку льда, зато наледь может повредить резиновые щетки, после чего они перестанут нормально чистить. Кроме того, “дворники” порой примерзают к стеклу, и электромотор стеклоочистителя не способен сдвинуть их с места. Если продолжать держать механизм в режиме работы, электродвигатель может сгореть. Чтобы этого не произошло, лучше сперва очистить стекло скребком или подо- ждать, пока теплый воздух из печки растопит лед.
МЫ ВОВСЕ не предлагаем каждое утро контролировать все четыре колеса с помощью манометра. Крайности ни к чему. Однако вспоминать о давлении в шинах лишь при проколе или при сезонной смене резины – это тоже не дело. Ведь давление воздуха в шинах постоянно меняется в зависимости от внешних условий, в первую очередь – от температуры. Чем морознее на улице, тем давление ниже. Значит, колесо надо подкачивать.
Зимой особенно важно регулярно, хотя бы пару раз в месяц, контролировать давление в шинах. А если этого не делать? Тогда возможны неприятности, поскольку недокачанные (впрочем, и перекачанные тоже) колеса не лучшим образом влияют на устойчивость и управляемость машины. В критической ситуации она может повести себя непредсказуемо. И наконец, имейте в виду, что шина, давление в которой не соответствует норме, быстрее изнашивается.
ЗИМОЙ рассветает поздно, темнеет рано, и большую часть времени приходится ездить в потемках. В таких условиях даже начинающий водитель сразу увидит, что у автомобиля вдруг ни с того ни с сего погасли фары (или хотя бы одна). А вот перегоревший указатель поворота, “габарит” или стоп-сигнал частенько замечает только мастер- приемщик на сервисе, которому вы сдаете машину для проведения планового ТО.
Наверное, не имеет смысла в очередной раз рассказывать о том, почему ездить с негорящими огнями опасно. Это и без того кристально ясно. К тому же не надо забывать, что ПДД запрещают эксплуатацию автомобиля с неисправной светотехникой..
Поэтому зимой, когда из-за перепадов температур, повышенной нагрузки на электросеть автомобиля и, как следствие, скачков бортового напряжения, вероятность отказа световых приборов значительно повышается, не ленитесь лишний раз обойти вокруг машины и убедиться, что у нее горят все лампочки.
ПОЛОЖИТЕ в багажник провода для “прикуривания” аккумулятора. Не забудьте лопатку – она может пригодиться, чтобы откопать колеса застрявшей в снегу машины. Имейте в виду, что случись зимой менять колесо – домкрат будет скользить или проваливаться в снег. Поэтому рекомендуем взять с собой небольшую дощечку в качестве опоры для домкрата. Не помешают фонарик и старая теплая куртка, которую в случае чего не жаль будет испачкать. Эти вещи не займут в багажнике много места, но могут выручить вас на зимней дороге.
ПРОЗРАЧНАЯ маслянистая жидкость для обработки резиновых дверных уплотнителей. Главным образом используется для предотвращения примерзания дверей автомобиля, но также является хорошим средством для сохранения эластичности резины и препятствует ее растрескиванию. Эта смазка выпускается в виде аэрозолей или в полиэтиленовых емкостях. Нередко и те, и другие флаконы снабжены губкой-аппликатором. Наносить силиконовую смазку на поверхность несложно, но надо помнить, что она обладает повышенной текучестью, так что начинать обработку следует с верхней точки.
“Gunk” – “Silicone Spray”. Универсальная смазка, которая предохраняет резину и винил от обмерзания, высыхания и растрескивания. Она подойдет для обработки не только уплотнителей, но и, скажем, металлорезиновых сайлент-блоков. Кроме того, она способна защищать алюминиевые и хромовые детали от точечной коррозии.
CRC “Silicone Stift”. Небольшой аэрозольный баллончик с губкой-аппликатором, которая помогает дозированно и без потеков обрабатывать смазкой резиновые уплотнители.
В холода не забывайте наносить препарат после каждой мойки машины. Также не лишним будет смазать уплотнители, если после влажной оттепели ожидаются быстрые заморозки.
При движении машины в тормозные механизмы попадает влага. Естественно, зимой во время стоянки она замерзает, и если на несколько часов (например, на ночь) оставить автомобиль на “ручнике”, то колодки примерзнут к дискам или барабанам. Разумеется, задние колеса в этом случае вращаться не смогут, и потребуется приложить немало усилий, чтобы утром сдвинуть машину с места. Поэтому лучше оставлять автомобиль на передаче. А что делать владельцам моделей с роботизированными коробками, инструкции к которым обычно рекомендуют на парковке включать стояночный тормоз? Есть маленькая хитрость. Чтобы колодки не примерзали, в этом случае достаточно глушить двигатель, когда в “роботе” включена передача. А задействовать “ручник” и переводить селектор в нейтральное положение только перед запуском мотора.
СПЕЦИАЛЬНЫЙ смазывающий состав, который обладает повышенной проникающей способностью и влагоудаляющими свойствами. Спектр применения таких средств очень широк, а в зимнее время они обычно используются для обработки подвижных деталей: дверных петель, шарниров (стеклоочистителей и т.п.), деталей телескопической антенны, резьбовых соединений. Отдельный пункт – профилактическая обработка личинок дверных замков, желательно после каждой мойки. Кроме того, такая смазка способна разрушать окислы и ржавчину и помогать рассоединить прикипевшие детали.
“WD-40”. Самый известный препарат из этой серии, разработанный еще в 1953 году американской фирмой “Rocket Chemical Company”. Его простонародное название “вэдэшка” стало нарицательным для всех схожих составов. Кстати, эта аббревиатура означает “Water Displacement perfected on 40th try”, что можно перевести как “вытеснитель воды, полученный при 40-й попытке”.
“CRC 5-56”. Препарат с американскими корнями, выпускаемый в Бельгии, по функциям схож с “WD- 40”. Особенно хорошо проявил себя при обработке прикипевших окисленных поверхностей, порой помогая разъединить покрытые застарелой ржавчиной соединения.
“Liqui Moly” – “Turschloss-Pflege”. Специальное средство по уходу за дверными замками. Предотвращает их замерзание и появление ржавчины. Флакон снабжен тонким носиком, облегчающим нанесение препарата. Несмотря на “узкую специализацию”, средство может использоваться для ухода за любыми другими соединениями и соприкасающимися поверхностями.
Водовытесняющую смазку можно распылить и на электроконтакты, например аккумуляторные, чтобы предотвратить их окисление.
СОСТАВ предназначен для облегчения пуска двигателя в сильный мороз. В такой холод испаряемость бензина резко снижается, поэтому препарат содержит смесь летучих спиртов и эфиров, способных “поймать” даже самую слабую искру. Обычно он впрыскивается в корпус воздушного фильтра или впускной коллектор двигателя в течение пары секунд непосредственно перед запуском двигателя. Однако некоторые производители рекомендуют, наоборот, подождать несколько секунд – в зависимости от свойств состава. На дизельных двигателях “быстрый пуск” применяется с рядом оговорок. Например, надо отключать свечи накаливания и нагреваемые фланцы. В любом случае следует тщательно изучить инструкцию на каждом конкретном флаконе.
“Turtle Wax” – “Go Start”. Состав, предназначенный для запуска не только автомобильных моторов, но и двигателей снегоходов, дорожно- строительной техники и даже бензопил.
“Gunk” – “Моментальный старт”. Препарат, содержащий 25% эфира, предназначен для запуска двигателей не более чем 2,5-литрового объема. В линейке этой фирмы также есть универсальный состав “Жидкий огонь” с содержанием эфира 35% и аэрозоль “Быстрый старт” с 40% эфира для больших автомобилей, в том числе грузовиков.
Запуск с применением таких аэрозолей всегда связан с повышенной нагрузкой на двигатель и не всегда проходит для него бесследно. Эти составы лучше использовать как средство на экстренный случай, если поездку нельзя отложить. А если вы живете в местности с холодным климатом, лучше позаботиться об отапливаемом гараже или предпусковом подогревателе мотора.