Сейчас на прилавках автомагазинов среди полезных товаров появляется все больше топливных присадок. Их производители обещают всякие чудеса. Но как покупателю понять, насколько хороша та или иная «приправа»?
Каких только благ не сулит автомобилисту реклама топливных присадок! И экономичность от одного флакона должна повыситься на десятки процентов, и количество вредных выхлопов упадет в несколько раз, и детали «пожилого» двигателя отмоются до своего первозданного состояния. А уж тяга вырастет настолько, что старенькие «Жигули» можно будет выставлять на гонки!
Здравомыслящий человек понимает, что верить подобным обещаниям нельзя. Вместе с тем появляется интерес: а на что же в самом деле способны такие добавки? И если от них действительно есть польза, то как выбрать подходящую? В этом мы и решили разобраться. Но сперва разбили присадки на две группы: те, что предназначены для бензиновых моторов, и те, что для дизельных.
Подавляющее большинство «бензиновых» присадок созданы с одной целью – повысить мощность мотора. Производители заверяют, что заливка содержимого флакончика в бак (как правило, полный) позволит оптимизировать процесс сгорания, предотвратит детонацию, повысит октановое число топлива. Попутно некоторые добавляют и моющие компоненты, которые призваны очистить детали двигатели от нагара и прочих отложений.
Однако обещания производителя – это одно, а практика – совсем другое. Попробуем разобраться по порядку. Начнем с моющих свойств. Вполне возможно, что они позволяют добиться некоторого эффекта. Вот только оценить его без полной разборки двигателя невозможно. А кто станет вытаскивать мотор из-под капота и вскрывать его только ради того, чтобы оценить эффект присадки? Разумеется, никто.
Что же до повышения октанового числа, то его действительно можно добиться. Воспользоваться такой присадкой стоит в том случае, если вам пришлось заправиться на АЗС, не внушающей доверия, – мало ли какое топливо вам досталось под видом, скажем, обычного 95-го? Тут-то и может пригодиться «приправа»: некоторые топливные добавки на самом деле могут немного повлиять на качество бензина. Но не ждите от них чудес! Даже продукция именитых производителей способна повысить октановое число всего на две-три единицы. А вот добавки от безвестных фирм могут оказать лишь эффект плацебо, когда водителю будет казаться, что автомобиль поехал лучше.
Не все однозначно и с повышением мощности. Во-первых, оценить его в бытовых условиях, без специальных инструментов тоже практически невозможно. При этом результаты лабораторных испытаний, проведенных некоторыми специализированными институтами, утверждают: даже самые лучшие представители племени топливных присадок повышают мощность двигателя всего на 2–3%. Для большей ясности поясним: это значит, что в некоторых режимах отдача мотора вырастет на 1,5–2 кВт (около 2,5 л.с.), а крутящий момент увеличится на 2–4 Нм. Согласитесь, заметить такое изменение сможет разве что очень опытный испытатель, но никак не обычный среднестатистический водитель.
Вывод из сказанного выше прост: смысла в покупке и использовании «бензиновых» присадок нет. Вы можете долго и придирчиво изучать их характеристики, выбирать подходящую для себя марку, тратить на эти эксперименты немало денег, но все равно получите эффект, который скорее всего не сможете оценить!
Не секрет, что дизельные моторы более требовательны к качеству топлива. Не забывают об этом и производители присадок – владельцам таких автомобилей они, как правило, предлагают не столько рост мощности, сколько нейтрализацию негативных воздействий.
Представьте такую ситуацию: вам пришлось заправиться на непроверенной станции, и вскоре вы заметили, что мотор стал тяжело запускаться, хуже тянуть, сильно дымить. В этом случае самое правильное – как можно скорее слить все из топливной системы и промыть ее. Но эта процедура сложная и дорогая. Проще воспользоваться специальной присадкой, тем более что они бывают разные. Одни «специализируются» на повышении цетанового числа, другие – на улучшении смазывающих свойств топлива, третьи предотвращают загустение солярки на морозе. Встречаются и универсальные составы, объединяющие в себе все перечисленные выше таланты.
Не углубляясь в технические дебри, скажем: такие присадки действительно работают. Лучшие образцы могут снизить дымность на 20–25%, содержание вредных примесей в выхлопных газах на 15–20%. При этом они способны повысить цетановое число на несколько единиц и даже снизить расход топлива на 2–3%.
Отдельного разбора заслуживают присадки-антигели. Нарвавшись на некачественное топливо, вы можете столкнуться еще и с тем, что в холодную погоду мотор попросту откажется заводиться. Ведь некоторые несознательные продавцы солярки экономят на специальном «зимнем» составе, разбавляя «летнее» топливо керосином. В конечном итоге это приводит к образованию парафиновых агломератов, и топливо становится настолько густым и вязким, что никакой насос не может прокачать его по трубопроводам.
Спастись от такой напасти можно двумя способами: отогревать магистрали открытым огнем, как это порой делают водители грузовиков, или воспользоваться специальным препаратом-«антигелем». Такие присадки действительно обеспечивают неплохой эффект. Так, даже универсальные составы могут изменить температуру застывания топлива на 5–10 градусов, а уж узкоспециализированные средства позволят завестись даже на 40-градусном морозе! Важно только помнить, что заливать такой состав в уже застывшее топливо не имеет никакого смысла, его нужно использовать заранее – если после визита на заправку у вас появилось нехорошее предчувствие, то лучше загодя залить «антигель» в бак, так сказать, в превентивном порядке.
Сделать вывод из сказанного просто. Владельцам автомобилей с бензиновыми моторами использовать топливные присадки бессмысленно. А вот хозяевам дизельных машин стоит держать в «бардачке» или багажнике как минимум флакон универсального корректора или несколько специализированных средств. И, конечно, при их выборе обращать внимание не на низкую цену или громкие обещания производителя, а на его имя и репутацию.