Интригу этому путешествию задала уже сама история Страны Басков. Начнем с того, что формально она представляет собой автономию в составе Королевства Испания. Однако исторически ее территория распространяется и на южную часть Франции. В частности, во французских городах Байонна и Биарриц живет немало людей, считающих себя басками. Но ведь наверняка есть и другие любопытные нюансы, которые не афиширует этот малоизвестный среди россиян регион? Что ж, съездим узнаем.
Таксист, который везет нас из мадридского аэропорта в дилерский центр SEAT, до зубной боли разговорчив. Его не смущает даже то, что мы ни бум-бум по-испански: на ломаном английском пытается узнать, за какой футбольный клуб болеют эти двое русских, а поняв, что к популярной игре оба вообще равнодушны, огорчается. Тем не менее с любимой темы соскочить не может: “Смотрите, вот здесь справа тренировочная база нашего клуба “Реал”! А вы куда собрались? В Бильбао? Да, там свой клуб – “Атлетик”.
Видимо, наш предстоящий вояж напомнил ему о противостоянии этих команд. Но знал бы он, кому предстоит стать “арбитром” в этом “матче”: по нашему замыслу им должен выступить, конечно же, “испанец” – 3-дверный SEAT Leon SC, да еще и в исполнении FR. Броская ярко-красная машина уже ждет нас на стоянке, и перед дальней дорогой надо бы познакомиться поближе. Первый вопрос: сможем ли мы нормально разместиться в довольно компактном автомобиле? Как выяснилось, с этим проблем нет – внутри он вполне просторный и комфортный. И даже пассажиры на заднем диване не ощутят себя ущемленными: забираться на “галерку”, конечно, не слишком удобно, зато места для двоих взрослых там вполне достаточно. Не вызвал нареканий и багажник – весь походный скарб, включая оборудование фотографа, разместился с легкостью, причем еще и немного места осталось. Что ж, можно и в путь!
Попетляв по многоярусным развязкам, вырываемся на простор магистрали. Великолепный асфальт, разумные скоростные ограничения (за исключением отдельных участков разрешена скорость 120 км/ч) – чего еще можно желать? Отлично ведет себя и автомобиль: 180-сильный 1,8-литровый мотор легко разгоняет машину, роботизированная коробка DSG быстро и практически незаметно перебирает передачи, а упругая подвеска прекрасно отрабатывает немногочисленные неровности. Дополняет картину превосходная шумоизоляция – двигатель напоминает о себе лишь приглушенным монотонным рокотом, да и аэродинамических шумов, несмотря на большую скорость, практически не слышно.
Все эти расслабляющие факторы уже через сотню километров заставили столкнуться с неожиданной проблемой: плавное, равномерное движение в сочетании с отсутствием внешних раздражителей подействовало на нас убаюкивающе. Чтобы не заснуть, начали активно глазеть по сторонам. Увы, центральная часть Испании разнообразием пейзажей не балует: вокруг одни выгоревшие луга и пологие холмы, лишь изредка вид оживляют огромные фанерные черные быки на обочине – один из национальных символов Испании.
Однако по мере приближения к пункту назначения картина за окном начинает меняться. Рельеф местности становится более резким, с заметными перепадами. Да и зелени явно больше – видимо, растительность Страны Басков получает меньше лучей палящего южного солнца и дольше сохраняет свой естественный цвет.
Наконец въезжаем в пункт назначения – Бильбао, самый крупный город Страны Басков. Его необычность бросается в глаза с первого взгляда. Например, через него можно проехать двумя путями: прохватить с ветерком по широкому скоростному шоссе или съехать с него и потратить битый час на петляние по узеньким улочкам Старого города. Да и местная архитектура может поставить в тупик – нередко из массива чуть ли не средневековых строений вдруг ввинчивается ввысь стеклянно-стальная громада современного вида. Но самое удивительное в том, что такое странное сочетание классики и современности ничуть не вызывает отторжения – уж очень органично, с любовью и вкусом слита воедино архитектура разных эпох.
Но одно здание в центре явно выделяется даже на таком фоне – это музей современного искусства, филиал известного музея Соломона Гуггенхайма. Его причудливые, изломанные и изогнутые формы стали одной из визитных карточек города. Под стать внешности и экспонаты – лишь увидев их собственными глазами, каждый сам должен сформулировать свое отношение к подобному искусству.
После такой дозы современности так и тянет в какое-нибудь историческое место. И с этим в Бильбао проблем нет. Например, можно отправиться в Каско-Вьехо – средневековый Старый город. Вот только на машине туда лучше не въезжать: большая часть узеньких улочек закрыта для автомобилей, а остальные вынуждают маневрировать столь ювелирно, что процесс вождения превращается в настоящее испытание шоферских навыков. Пожалуй, лучше оставить наш SEAT на подземной парковке, коих вокруг Старого города немало, и пройтись пешком. Тем более что оно того стоит: выложенные брусчаткой переулки и старинные дома создают совершенно удивительную атмосферу! А колорита добавляют многочисленные магазинчики. Можно, конечно, проигнорировать шопинг, но зайти в лавочку, где торгуют настоящим сыровяленым свиным окороком – хамоном, нужно обязательно! Вам не только продадут этот испанский деликатес, но и охотно расскажут, чем отличается хамон серрано (горный хамон) от более дорогого хамона иберико (его еще называют pata negra – “черная нога”).
А вот другая важная достопримечательность Бильбао находится довольно далеко от центра, добираться до нее придется не менее получаса. Впрочем, можно довериться местному общественному транспорту – тут есть не только метро и современные трамваи, но и развитое автобусное сообщение. Причем запутаться в них невозможно: пригородные автобусы выкрашены в зеленый цвет и называются “бискайбус”, а красные городские машины носят имя “бильбобус”.
В любом случае, съездить туда стоит, ведь речь идет о Бискайском мосте, который называют “летающим паромом”. Спроектировал его в 1893 г. баскский архитектор Альберто де Паласио, один из учеников знаменитого Александра Гюстава Эйфеля. Сооружение получилось крайне необычным, ведь перед автором стояла задача наладить переправу, не нарушая движения судов по реке. В итоге родился оригинальный проект: между двух 61-метровых металлических опор на высоте 45 м закреплен 160-метровый центральный пролет моста. А под ним на стальных тросах висит транспортная капсула-гондола, которая каждые восемь минут перевозит за небольшую плату до шести автомобилей и несколько десятков пассажиров с одного берега реки Нервьон на другой. Причем мост работает круглые сутки и без выходных. Его остановили лишь однажды, зато на целых четыре года. Дело было во время Гражданской войны в Испании – таким образом правительство испанского Народного фронта пыталось остановить продвижение войск генерала Франко.
Наслаждаясь Бильбао, чуть не забыли о своем автомобиле. Что ж, пора и его выпустить “на волю” – отправляемся к берегу Бискайского залива, в сторону знаменитого городка Сан-Себастьян, где каждый год проходит международный кинофестиваль. Доехать туда опять же можно двумя путями. Если торопитесь, то лучше воспользоваться скоростной магистралью. Но мы выбрали дорогу, проходящую через уютные прибрежные деревушки. И не пожалели! Ведь именно на ее изгибах SEAT Leon SC смог наконец продемонстрировать свой горячий темперамент. Нет, он не превратился в одночасье в бескомпромиссный спорткар. Зато показал, что и обычный автомобиль может доставить удовольствие от вождения. Причем порадовал не только прекрасной работой силового агрегата (слаженный тандем мотора и коробки передач на серпантине показывает себя во всей красе), но и отлично настроенным рулевым управлением, ведь большинство оснащенных электроусилителем современных автомобилей обратной связью, мягко говоря, не балуют. Это уже стало столь привычным, что подчас даже не замечаешь. Но 3-дверный Leon не таков! Он позволяет очень точно прописывать скоростные виражи, чувствуя все нюансы траектории буквально кончиками пальцев. Настройка до того хороша, что это удовольствие хочется продлить дольше, чтобы насладиться им как бы впрок.
Однако не только драйверские эмоции ждали нас на этой трассе. Например, между деревнями Бакио и Бермео имеет смысл оставить автомобиль на небольшой стоянке и отправиться в часовню Сан-Хуан-де- Гастелугаче, построенную еще в X веке. Вот только нужно приготовиться к серьезным физическим нагрузкам – просто для того, чтобы как следует разглядеть эту живописную, стоящую на скале над океаном часовню, придется пройти не менее километра. Желающим же посетить ее придется одолеть в несколько раз большую дистанцию. При этом вспомнить об уроках физкультуры заставляет не само расстояние, а весьма серьезный перепад высот.
Полюбовавшись старинной постройкой издали (признаемся, не хватило духу одолеть всю дорогу до нее), вновь отправляемся в путь. После прогулки аппетит не на шутку разыгрался, так что пришло время познакомиться с настоящей баскской кухней. Для этого мы выбрали небольшое заведение в порту рыбацкой деревеньки Хетария, и не пожалели. Тут не рассчитывают на туристов, а подают простые, но очень вкусные блюда местной кухни: хамон, рыбу, креветок и chipirones – местных осьминогов.
А затем снова в путь, следующая цель – Сан-Себастьян. Он совсем не похож на Бильбао: традиционная архитектура, оживленное движение, множество дорогих магазинов. И, конечно же, пляж в самом центре города. А вдали видна гора Ургуль, на которой стоит замок Ла-Мота, с вершины же на город взирает статуя Христа. Несмотря на всю суету, тут уютно и тихо – можно просто выйти на набережную и насладиться видом и шелестом океанских волн.
…Признаюсь, Страна Басков и населяющий ее народ оказались не такими, как мы представляли. Принято считать, что в Испании живут люди эмоциональные и импульсивные. Мы же пришли к выводу, что баски и без этого умеют получать удовольствие от жизни – от красивой и необычной архитектуры, моря, хорошего отдыха и отличной кухни. Таким же показал себя и наш коренной “испанец” – SEAT Leon SC: он может ездить спокойно и размеренно, но при возможности “зажечь” готов подарить водителю истинное удовольствие от вождения. Сделав такой вывод, мы даже испытали некоторую зависть, ведь именно умения радоваться каждой минуте жизни нам всем подчас и не хватает.
Наряду с испанским в Стране Басков используют и собственный язык – эускара. О его уникальности сказано и написано немало – он не относится ни к одной из известных языковых семей, а является так называемым изолированным языком. Историки и лингвисты по сей день спорят о его происхождении. Одни акцентируют внимание на сходстве с языком иберийцев (древнейшее население Испании), другие указывают на многочисленные аналогии с... армянским! Зато факт, что эускара послужил миру, сомнению не подвергается. Еще во время Первой мировой войны американцы начали использовать в качестве радистов индейцев разных племен. Они передавали сообщения на своем родном, малораспространенном языке. Цель такого шага была простой: даже если противник перехватит и расшифрует сообщение, он вряд ли сможет его прочитать – найти специалиста, знающего редкий язык небольшого племени, весьма непросто. Ту же практику армия США использовала и во Второй мировой. Только на сей раз связистами стали баски. Благодаря этому язык эускара помог скрыть от разведки противника немало секретной информации.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках