Совсем недавно компания SEAT отметила 30-летие «покровительства» немецкого концерна Volkswagen, анонсировала ребрендинг, представив публике обновленный логотип, а на прошедшем недавно Парижском автосалоне также показала новый SEAT Leon. Новинка появится в России уже в следующем году, а мы для «разогрева» решили прокатиться на «Леоне» уходящего поколения.
Говорят, противоположности притягиваются. Нет-нет, не нужно вспоминать школьные уроки физики, положительные и отрицательные заряды и силы электромагнитного взаимодействия. Речь о другом притяжении – на ментальном уровне.
Согласитесь, с вами случались ситуации, когда вы абсолютно ничего не знаете о человеке, или каком-то предмете, но при первом же взгляде на него у вас в голове возникает импульс, разносящий по всем нервным окончаниям тела мысль «хочу!». И только потом, по прошествии определенного времени, вы начинаете соображать «трезво» и интересоваться еще и рациональными аспектами вашего объекта вожделения.
Вот это и есть то самое ментальное притяжение.
По правде, я в гороскопы не верю, но... По знаку зодиака я – скорпион, а моя вторая половинка – лев. Хммм.. Скорпион – знак воды, лев – огненный знак, а противоположности, говорят, притягиваются.
SEAT Leon по-испански и по гороскопу тоже лев. Значит, мы с ним тоже просто обязаны притягиваться друг к другу! Внешность его под стать названию. Большие раскосые «глаза»-фары, эффектные подштамповки-линии на капоте, крыльях и боках автомобиля, замаскированные ручки задних дверей и все это дизайнерское великолепие выкрашено в алый цвет страсти. Правда, нынешний фирменный стиль SEAT, созданный под руководством Вальтера де Сильвы, пришелся по вкусу не всем. Может быть, именно поэтому новый Leon третьего поколения будет менее округлым и с большим количеством граней, похожим на Ibiza.
Но, несмотря на всю спорность дизайна «Леона», выглядит он агрессивно и взгляды обывателей притягивает как магнит.
Интерьер испанского хэтчбека, к счастью, не такой яркий и броский как его внешность, хоть и выполнен в молодежном ключе. «Капюшон» приборной панели по сеатовской традиции объединен с центральной консолью, и все бы ничего, но светлый пластик в сочетании с лакированным покрытием навевает воспоминания о детских погремушках. Зато сиденья обиты приятной на ощупь и качественной на вид тканью. Конечно, за доплату в 78 000 рублей можно установить спортивные сиденья с кожаной обивкой, но ткань, на мой взгляд, в таком автомобиле куда как более кстати.
Тянуться всем телом к кнопкам и рычажкам не нужно, все самое необходимое на расстоянии распрямленной руки. Сиденье вполне удобное и подойдет даже водителю крупной комплекции, правда регулировки поясничного подпора и положения по высоте – механические. А сзади двое пассажиров смогут усесться как в седане бизнес-класса: места для ног пассажиров остается с запасом, даже если спереди разместятся люди высокого роста. Но вот с шириной не все так однозначно, трое широкоплечих молодцев на заднем диване будут чувствовать себя неуютно. К качеству сборки, правда, есть определенные претензии. К примеру, под передним пассажирским сиденьем уже оторвался с одной стороны кусок пластиковой юбки.
Заглянув в багажник, понимаешь, чем сеатовские инженеры пожертвовали ради увеличения салона автомобиля в продольном направлении. Объем грузового отделения составляет скромные 341 литр. Хотя, для повседневных поездок потенциальному покупателю Leon, то есть молодому человеку, не обремененному большой семьей, такого багажника вполне хватит.
Правда, изящное решение с эмблемой компании, выполняющей роль ручки крышки багажника, мне кажется немного спорным. Во-первых, в дождливую погоду она пачкается сама и, соответственно, пачкает руки. А во-вторых, зимой она как пить дать будет примерзать.
Неудивительно, но темперамент Leon также соответствует его названию. На тест-драйв мы взяли бензиновую версию 1.4 TSI и не ошиблись! Этот двигатель в сочетании с механической шестиступенчатой трансмиссией проявил себя как самый оптимальный вариант с точки зрения повседневной эксплуатации.
«Призовой» мотор, завоевавший восемь различных наград в конкурсе International Engine of the Year, а также звание «Двигатель года» в 2009-м и 2010-м годах, ведет свою родословную с 70-х годов прошлого века. Конечно, из общего у «древнего» блока EA111 и нового двигателя 1.4 TSI разве что несколько геометрических параметров. Мотор 1.4 TSI разработан в 2005-м году и выпускается аж в восьми версиях различной мощности. Основная его «фишка» заключается в двухнаддувной архитектуре, но в нашем случае этот мотор в упрощенной версии, без механического нагнетателя. И все же польза от того, чтобы лучше разобраться в особенностях двухнаддувной схемы есть и немаленькая – можно более вдумчиво оценить достоинства упрощенного варианта.
Twincharged, а именно так эта схема именуется за рубежом, – не что иное как система наддува, сочетающая одновременно турбокомпрессор и обычный механический нагнетатель. Турбокомпрессор позволяет малообъемному экономичному и легкому двигателю выдавать мощность на уровне двухлитровых атмосферников. А приводной нагнетатель, отключающийся (для экономии топлива) с помощью электронной муфты при оборотах выше 3500 об/мин, помогает мотору быстрее раскручиваться и выходить в зону эффективных для турбокомпрессора оборотов. Но такая схема, из-за излишней дороговизны и сложности, в основном встречается лишь на гоночных и сильно модифицированных автомобилях, и то редко. Немецкие инженеры, правда, все же рискнули воплотить ее в серийном производстве, за что и удостоились многочисленных наград. Мощность двухнаддувных моторов 1.4 TSI варьируется от 140 до 179 л.с. Но есть одно но… Volkswagen выпускает такие двигатели еще и в менее форсированных вариантах, с мощностью от 122 до 131 л.с., и нам на тест-драйв как раз достался автомобиль мощностью 125 л.с. И знаете, это даже к лучшему!
Дело в том, что избыточное давление наддува в моторах Twincharged составляет 2,5 бара! Это практически космос! Такое давление бывает только в двигателях гоночных автомобилей и высоконагруженных дизелях. Соответственно, поршни, шатуны, коленчатый вал и блок цилиндров должны быть существенно прочнее, чем в обычных двигателях. При этом автомобиль настоятельно рекомендуется заправлять только 98-м бензином во избежание возникновения детонации. Тут как раз самое время вспомнить специфику нашей страны и качество бензина на российских заправках, да и 98-й, давайте уж честно, до сих пор встречается далеко не везде. Именно поэтому на просторах интернета можно найти записи о прогорающих в следствие детонации поршнях на двухнаддувных версиях мотора.
Отличие нашей 125-сильной версии мотора в том, что он лишен схемы Twincharged и довольствуется одним лишь турбокомпрессором. При этом давление наддува составляет более разумные 1,8 бар. Хотя и эта цифра все же великовата для городского автомобильчика. Для сравнения, у суперседана BMW M5 всего 1,5 бара, а в среднем у современных машин давление наддува и вовсе не превышает 1 бара.
Отказ от компрессора и небольшое снижение мощности позволяют уверенно заправлять двигатель бензином марки АИ-95, а наличие более мощных версий Twincharged свидетельствует о том, что у 125-сильного Leon приличный запас прочности. Но самые интересные подробности обнаруживаются в процессе эксплуатации.
Двигатель заводится с помощью традиционного ключа зажигания и в салоне его практически не слышно. Легким движением удобного рычага МКПП включаем первую передачу и плавно выкатываемся со стоянки на забитые машинами городские просторы. В пробке с испанским хэтчбеком также легко, как и с любым другим городским автомобилем. Прекрасные боковые и салонное зеркала, обеспечивающие в целом отличную обзорность, за исключением типичной мертвой зоны с правого бока автомобиля. Небольшие габариты, к которым тут же привыкаешь, и легкий руль, в совокупности упрощающие совершение маневров как в трафике, так и во время парковки. Двухзонный климат-контроль поддерживает оптимальную температуру в салоне, а стереосистема «SEAT Sound System 2.2» с 8-ю динамиками и с разъемами AUX и USB не даст заскучать даже в продолжительной поездке. Вот только громкость выше 40% от максимума лучше не поднимать, иначе колонки начинают потрескивать и хрипеть.
В пробках время тянется бесконечно. Подходит к концу любимое вечернее шоу на радио, расход топлива постепенно взбирается выше отметки 10 литров на «сотню», и вот-вот на улице станет уже совсем темно…
И вдруг автоматически загораются ксеноновые фары ближнего света и интерьер «Леона» окрашивается инфернальными красками подсветки приборов, словно сигнализируя о том, что настало время «зажечь»!
Мотор 1.4 TSI просто обожает, когда его интенсивно «крутят», неспроста же красная зона заканчивается отметкой 8000 об/мин! Ловко переключая передачи в отличной шестиступенчатой трансмиссии, можно поддерживать темп, который и не снился большинству городских автомобилей. Хо-хо, разгон до сотни укладывается в 10 секунд (точнее 9,8) и это при весе в 1324 кг (со среднестатистическим водителем) и мощности всего 125 л.с.!
Но самое главное, турбояму, которой так сильно боялись инженеры VW, что даже «прикрутили» к мотору еще и механический нагнетатель, просто не замечаешь! Так зачем же переплачивать за сложную конструкцию Twincharged? Кстати, в прошлом году даже ходили слухи, что VW снимет такие двигатели с производства, но дальше слухов дело пока не зашло.
Благодаря прекрасному компромиссу в настройках между повседневным комфортом и спортивной жесткостью, а также оборотистому и отзывчивому мотору, кататься на Leon 1.4 TSI по более-менее свободному от автомобилей пригороду одно удовольствие. Стартуешь с места и интенсивно разгоняешься без единого намека на рывки и провалы, «поздно» тормозишь на входе в поворот, быстро и четко сбрасывая пару передач, а на выходе из поворота «рано» открываешь газ и уносишься до следующей точки торможения. Правда, на виражах начинаешь замечать, что боковой поддержки штатных кресел все-таки не хватает.
Во время быстрых стартов на скользкой поверхности, Leon даже немного буксует, несмотря на то, что номинально система стабилизации XDS, отслеживающая угловые скорости всех колес, крены, процент открытия дроссельной заслонки и положение руля, не должна допускать проскальзывания вообще. Зато межколесную блокировку она имитирует на зависть конкурентам, позволяя увереннее проходить повороты.
Испанский «Лев», конечно, обладает небольшой склонностью к недостаточной поворачиваемости (привод-то передний), а также интенсивно переносит вес на внешнее переднее колесо в повороте, но заднее внутреннее при этом от асфальта не отрывает! Рулевому управлению хэтчбека не помешало бы побольше «веса», хотя информативность достаточная, а реакции прозрачные. Приятнее всего, что общий баланс всех характеристик автомобиля подобран настолько удачно, что на скоростях до 100 км/ч Leon ведет себя просто замечательно, настраивая на энергичное перемещение в пространстве.
Не зря в Европе он носит гордый шильдик FR, характеризующий его как «горячую» версию. Но в России с него этот значок убрали, и неспроста. Дело в том, что к «горячим» хэтчам журналисты предъявляют гораздо более высокие требования, а особенно достается самым «слабым» версиям. Так было и с нашим 125-сильным Leon, который на фоне более мощного 211-сильного «собрата» (про 240-310 сильные версии Cupra и Cupra R я вообще молчу) получил в европейской прессе прохладные отзывы. Но по правде, Leon очень похож на любимчика всех и вся «горячий» хэтч Suzuki Swift Sport, только «испанец» менее жесткий и чуть помедленнее. Как ни крути, и журналисты частенько бывают предвзятыми.
На трассе, правда, Leon свой характер старательно маскирует. Звуковая «симфония», состоящая из смеси аэродинамических свистов и заунывного гула покрышек, из-за не самой эффективной шумоизоляции проникает в салон уже на 120 км/ч. А после 140 км/ч испанский хэтчбек перестает интенсивно ускоряться и желание ехать еще быстрее окончательно исчезает.
Это вам не гран, а сити-туризмо ( на счету «Леонов» второго поколения, кстати, целых два титула в чемпионате WTCC), поэтому никаких сверхскоростей, а только разгоны, торможения и боковые перегрузки. Причем даунсайзинг, то есть в нашем случае уменьшение объема двигателя, оказался вполне эффективным.
Даже с учетом динамичного передвижения средний расход всю неделю тест-драйва оставался на отметке ровно 8 литров на сто километров, а если постараться, то на трассе расход можно понизить еще на литр-полтора.
Обнаружилась и одна конструктивная недоработка – настройки электронного «помощника» при старте на подъеме не оптимальны. На небольших уклонах система работает нормально, позволяя трогаться даже медленно и плавно, а вот на более крутых…
На крутых уклонах система зачастую передерживает тормоза, если вы пытаетесь тронуться плавно, что приводит к немедленной остановке двигателя. Приходится привыкать к тому, что на подъемах с большими углами наклона нужно буквально бросать сцепление или же от души добавлять газ.
В целом же Leon образцово-сбалансированный городской хэтчбек с ярким характером и внешностью, не позволяющий заскучать даже в дождливые и серые будни. Приобрести одомашненного «Льва» можно по цене от 569 990 рублей и вплоть до…1 256 040 рублей (тестовый автомобиль в комплектации Style оценивается примерно в 820 000 рублей). При этом у него всего один тип кузова – пятидверный хэтчбек, но шесть различных двигателей (от 85 до 211 л..с) и большой список опций.
Говорят, противоположности притягиваются. И мне действительно нравится этот красный SEAT, хоть мы с ним и совсем разные. Я – скорпион, а он – лев.
Редакция выражает благодарность автодрому "Лидер" за помощь в проведении фотосъемки