С легкой руки отечественной “желтой” прессы этот французский курорт стал символом кичливости и безудержности российских олигархов и приближенной к ним “тусовки”. Решив понять, насколько это верно, мы съездили в Куршевель в разгар горнолыжного сезона. Увиденное во многом удивило
Экспресс-опрос нескольких моих знакомых, причем людей отнюдь не глупых и не “темных”, показал: с названием “Куршевель” нередко ассоциируются громкие скандалы, уcтраиваемые там звездами российского бомонда и их богатыми друзьями, их же пьянки-гулянки, дефиле в безумно дорогих костюмах для катания, лыжи со стразами и черная икра ведрами. При этом многие убеждены, что еще лет 15–20 назад это местечко было абсолютным захолустьем, и лишь после того, как его “открыла” пара-тройка наших олигархов, туда потекли реки денег, заодно проторив дорогу отелям и бутикам с заоблачными ценами. И надо видеть изумление, когда мои собеседники вдруг узнают, что дело обстоит совсем не так. Впрочем, обо всем по порядку.
На первый взгляд для россиян самый короткий путь в Куршевель – это прямой перелет до… Куршевеля. Да-да, на этом курорте есть свой небольшой высокогорный аэродром (единственный в Европе, не засыпаемый снегом во время зимы) с короткой взлетно-посадочной полосой и площадкой для нескольких вертолетов, прямо вокруг которой снуют лыжники. Причем он был построен более полувека назад, в 1961 г., что и дало мощный толчок развитию этого места как зимнего курорта для людей богатых и знаменитых. Одной из первых среди них стала, например, Бриджит Бордо. Тогда же в эти горы потянулась и другая знать: миллионеры со всего света, коронованные особы, великие актеры и певцы. И именно для них стали открывать бутики с дизайнерской одеждой и украшениями, изысканные рестораны, дорогущие отели… Понятно, что в то время нынешние российские олигархи в лучшем случае под стол пешком ходили, а некоторых из них даже в проекте не было. Так что титул куршевельских “первооткрывателей” им никак не светит, ну, разве что для своих же.
Однако вернемся к нашей экспедиции. При близком изучении горного аэродрома выясняется, что из России до него лететь все-таки нельзя – сюда могут садиться лишь маленькие самолеты, в основном двухместные, которые такое расстояние покрыть не в состоянии. А значит, нужно выбирать другие аэропорты. Во Франции ближайший из них (110 км) в Шамбери, который тоже принимает только небольшие частные воздушные суда. Более крупный есть в Лионе, это 180 км, но туда нужно лететь с пересадкой в Париже. Зато в соседней Швейцарии есть Женева, куда из нашей страны совершают рейсы несколько авиакомпаний. При этом в Куршевель ехать оттуда всего ничего: каких-то два часа в пути (менее 150 км) – и вы на месте.
Именно этот вариант я и выбрал, тем более что компания Peugeot любезно предоставила в женевском аэропорту новенький Peugeot 3008, недавно прошедший процедуру планового рестайлинга. В России он появится только весной, а потому грех было не воспользоваться случаем, чтобы оценить обновленную машину. Впрочем, французы не скрывают, что в случае с этой моделью они действовали по принципу “лучшее – враг хорошего”. Поскольку автомобиль, в общем-то, новый (выпускается менее четырех лет), то с точки зрения инженерии он вполне хорош, что подтверждается очень неплохим спросом в самых разных странах. А потому упор был сделан на стилистику. Кроссовер получил иную решетку радиатора и совершенно новые фары, был изменен передний бампер, эмблема на капоте – знаменитый лев – лишилась черной плашки, а под ней теперь написано имя марки. Еще меньше изменений в задней части кузова (слегка подкорректированы фары с бампером), и минимум новаций в интерьере. Тем не менее автомобиль стал выглядеть более современным, динамичным.
Хорош он и на трассе. Юркий, послушный острому рулю (примерно 2,75 оборота от упора до упора), приемистый (спасибо 2-литровому 160-сильному дизелю и очень неплохому “автомату”), удобный (грамотно отформованные кресла с множеством настроек, отличный обзор, прекрасная эргономика). Кроссовер быстро набирает скорость и отменно тормозит (что оказалось важно на серпантине при подъезде к Куршевелю), запросто тянет в гору и легко идет на обгон, уверенно стоит на прямой и предсказуемо входит в повороты. В общем, глядя на живописные окрестности, я почти не заметил, как прибыл на место – в едва ли не самый знаменитый горнолыжный курорт мира.
Когда говорят о Куршевеле, слово “самый” – одно из наиболее распространенных. Самый престижный, самый дорогой, самый большой, самый комфортабельный горнолыжный курорт… Но путь к этим титулам занял почти семь десятилетий. Еще в 1946 г. архитектор Лоран Шапи по заказу генерального совета департамента Савойя спроектировал курорт, который изначально призван был сделать горные лыжи доступными для широких масс. Одним из краеугольных камней его концепции стала идея, согласно которой люди не должны добираться до склонов ни транспортом, ни даже пешком. Вышел за порог шале или гостиницы, встал на лыжи и поехал. А вокруг – множество подъемников, ведущих на трассы самой разной сложности – от “новичковых” до самых крутых и быстрых. Этого принципа здесь придерживаются и поныне. Каким бы ни был отель – трех-, четырех- или пятизвездным, – вы почти всегда можете рассчитывать на собственный выход к трассе. И, соответственно, накатавшись и устав, в конце дня вновь подъедете на лыжах или сноуборде к своему “месту жительства”, где будут ждать комнаты для переодевания, хранения инвентаря и сушки обуви. Удобно и приятно!
Что же касается других “самых”, то об истоках престижности и местной дороговизны я уже начал говорить – им около 50 лет. И почти все это время для Куршевеля целенаправленно выстраивался имидж места не для бедных. Впрочем, Франция – страна политкорректная, поэтому здесь говорят: “Наш курорт не рассчитан на автобусных туристов”. Более того, “массовку” отсекают ценами. Глава пресс-службы местного Совета по туризму Натали Фор рассказывает мне, что если сносится старая трехзвездная гостиница, например, имеющая 50 комнат, то вместо нее возведут пятизвездный отель, в котором будет только 20 номеров. И расширять курорт никто не намерен: если сейчас здесь около 40 тыс. спальных мест (из них лишь половина в отелях, остальное – частные шале и дома, которые сдаются, когда в них не живут хозяева), то в обозримом будущем “койко-мест” может стать даже меньше. “Планирование идет в горизонте 20 лет, – говорит моя собеседница. – Мы знаем, когда нужно модернизировать тот или иной подъемник, что-то отремонтировать, построить. При этом почти каждую гостиницу обновляют ежегодно: обязательно делают ремонт в комнатах, ресторанах, ставят современную сантехнику, средства связи, развлечения, обновляют горнолыжный инвентарь в прокате. Все это требует больших инвестиций, но иначе нельзя – мы должны поддерживать международные стандарты шика”.
Вот так – ни больше ни меньше! Однако это правда. Зайдя, скажем, в отель Annapurna, я с трудом поверил, что он был возведен еще в 1962 г. Продуманная планировка, огромные светлые номера, нафаршированные ультрасовременной техникой, бассейн с панорамным видом на вершины… Работающая здесь девушка Оля из Москвы рассказывает, что многие клиенты приезжают из года в год и, чтобы удержать их, владелец каждый раз спрашивает, что нужно изменить в сервисе или в комнатах, а в межсезонье это делает. Есть способы привлечь и новых постояльцев. Так, местный массажист славится на весь Куршевель, к нему ходят даже из других гостиниц, при этом некоторые сразу же бронируют места уже в Annapurna на следующий год.
Свои “фишки” есть и у конкурентов. Например, пятизвездный отель Le Strato открылся лишь пять лет назад, но уже сейчас его ресторан не только входит в число семи куршевельских заведений, включенных в “Красный гид Мишлен”, но и имеет сразу две звезды этого рейтинга. И SPA-салон гостиницы, занявший в ней почти два этажа, считается в здешних местах одним из лучших. Во многом это заслуга известных дизайнеров из Лиона, создавших удивительную ауру: дерево, мягкие формы интерьера, ретрофотографии, люстры из муранского стекла, оригинальные картины вас просто погружают в уют и негу (так оформлены все 25 комнат отеля и шале). При этом вы вроде и не видите кого-либо из персонала, но именно в нужный момент немедленно появится консьерж, официант или горничная. Кстати, уверяют, что в лучших куршевельских отелях на каждого гостя приходится по три человека из обслуги. Но за все это требуется платить: в высокий сезон самый доступный номер в Le Strato предлагается за 1290 евро за ночь, двух- или трехместный сюит обойдется в сумму от 2290 до 3390 евро, а поодаль стоящее трехэтажное шале можно вчетвером арендовать за 9190 евро в сутки. При этом, если захотите, за отдельную плату прикрепят еще и повара.
Впрочем, подобные предложения ждут гостей Куршевеля и в частных шале, которых там множество, и в высококлассных отелях – таковых на курорте почти два десятка (включая две гостиницы эксклюзивного комфорта уровня Palace). Одна из новых звезд местного небосклона – отель L’Apogee, открывшийся в нынешнем сезоне, в декабре 2013 г. Особый шик ему придает расположение – здание возвели там, где прежде был трамплин для прыжков на лыжах, и теперь вид из его окон и балконов просто потрясающий. Хотя и изнутри гостиница впечатляет: скромными номера площадью от 30 кв. м никак не назовешь, однако именно такими они кажутся, если зайти на верхний этаж – в пентхаус, имеющий четыре спальни с гардеробными, свою кухню, джакузи, сауну и даже огромную купель на открытом воздухе. Все это удовольствие, раскинувшееся на 350 кв. м, за день обойдется в 20 000 евро. Но есть и отдельное шале, еще более просторное и со своим SPA, за которое нужно доплатить еще “пятерку” (разумеется, тысяч евро). И, кстати, не забыть забронировать заранее.
Говоря об этом безупречном сервисе, следует заметить, что речь до сих пор шла о “Куршевель 1850” – наиболее высокогорном поселке курорта и, соответственно, самом дорогом. Вообще же курорт состоит из пяти поселков (или, как здесь говорят, станций). Вначале идут поселки Сен-Бон и Ля-Праз (станции “Куршевель 1100” и “Куршевель 1300”), выше стоит “Куршевель 1500”, в поселке Морион действует станция “Куршевель 1650” и, наконец, тот самый “Куршевель 1850”. Я говорю “тот самый” потому, что именно с ним связаны самые громкие истории знаменитостей, как российских, так и зарубежных. Как раз в нем наиболее высокая концентрация лучших ресторанов, отелей, магазинов, баров, мест всевозможных развлечений, включая полноценную ледовую площадку и освещаемую санную трассу.
И не случайно в “Куршевель 1850” стремится большинство россиян – в этом поселке наших соотечественников можно встретить чаще всего, хотя рядом с ними появляется все больше состоятельных бразильцев, турок, иранцев, жителей ряда других арабских стран. Вместе с тем представление о том, что Куршевель “русский” курорт, не более чем очередной миф. На самом деле подавляющее большинство туристов здесь французы (их около 45%), треть составляют англичане, и только 10–12% ежегодного потока приходится на россиян. Зато они с удовольствием тратят деньги в сотне местных бутиков, семи десятках ресторанов и более чем тридцати SPA-салонах при гостиницах, для них устраивают шоу с фейерверками и ночным спуском с горы в канун православного Рождества несколько сотен лыжных инструкторов с факелами в руках, а также празднование 8 Марта. Причем предусмотрен даже такой фактор, как наличие маленьких детей: для них придумано множество забав, а встать на лыжи под руководством опытного инструктора чадо может уже в возрасте 18 месяцев.
Однако все это было бы невозможно, не будь у Куршевеля необходимых для курорта мирового уровня “природных данных”. Уже сам по себе он имеет 150 км горнолыжных трасс, из которых 19 “зеленых” (для новичков), 35 “голубых” (средних), 34 продвинутых “красных” и восемь экстремальных “черных”. Но суть в том, что Куршевель расположен в местности Труа-Валле (Три Долины) и, объединившись с соседними курортами (Мерибелем и Валь-Торансом) общей системой подъемников – от бугельных до фуникулера, может предложить действительно уникальную зону катания протяженностью около 600 км (это 311 трасс разного уровня). Причем 85% территории находится выше 1800 м над уровнем моря, и почти ее половину в любой момент могут засыпать снегом 2000 снежных пушек. А те, кому и этого кажется мало, запросто найдут склоны со снежной целиной. Катаясь несколько дней подряд, вы можете так распланировать свои спуски, что дважды по одному маршруту не проедете. Говорят, одновременно здесь может бороздить склоны более 68 000 горнолыжников и сноубордистов. Не знаю, каково будет при такой “загрузке”, но в дни моей экспедиции и трассы оказались практически полупустыми, и на подъемники даже в минимальной очереди стоять не довелось.
Кстати, беспроблемным оказалось и питание. Конечно, если вы желаете зайти в один из самых популярных ресторанов (скажем, в Le Tremplin или Table du Kilimanjaro), да еще на ужин, то наверняка придется заказать столик заранее. Но вопрос обеда где-нибудь на склоне (так, чтобы даже не снимать лыжных ботинок) решается “на раз-два”. И высоко в горах, и в середине склонов, и уж тем более у их подножий в Куршевеле расположено множество “точек общепита” – от пиццерий, где средний чек может составить всего 15–20 евро, до ресторанов со звездой “Мишлен”. Но больше всего, разумеется, заведений промежуточного уровня. Как, например, Le Chalet de Pierres. На мой взгляд, очень уютный ресторан с отменной и весьма сытной кухней, причем в меню (имеющемся и на русском языке) вы можете найти и местные савойские блюда, и американский стейк, и свежайших устриц, лишь час назад доставленных на кухню. Десертный стол лучше не упоминать – это отдельный шедевр здешнего шеф-повара.
Мой путь из Куршевеля устилал снег: с ночи вершины заволокли тучи, дороги побелели. Лыжникам пришлось переместиться на те трассы, что пониже, но проходят по лесной зоне и защищены от ветра. Однако в теплом и уютном салоне Peugeot 3008 в этот момент было еще лучше: багаж размещен по многочисленным отсекам, добавленный на переднюю панель в ходе рестайлинга большой цветной дисплей уверенно прокладывает направление (причем данные навигации одновременно с показателем текущей скорости выводятся на экран под лобовым стеклом перед водителем), в добротной аудиосистеме звучит французский шансон.
Оставив позади скользкий серпантин, задействую круиз-контроль, который после обновления модели оснащен радаром, определяющим расстояние до впередиидущего автомобиля. Теперь можно пристроиться за знатоком местных дорог (а также полицейских радаров) и двигаться в аэропорт. Тем более что нет нужды даже на заправку заезжать – бак после первого отрезка пути заполнен на три четверти, а бортовой компьютер по мере выезда на равнинное шоссе уверенно снижает средний расход топлива, в конце концов показывая 7,4 л на 100 км пробега. И это при довольно рваном темпе, который вынужден был держать в горах, – вполне неплохо.
Кстати, этот “француз” весьма органично выглядел и на улицах курорта: вопреки мифам последний вовсе не кишит сверхдорогими лимузинами да внедорожниками (их чаще всего можно встретить в автобутиках премиальных брендов) – еще одна иллюзия, развеявшаяся после поездки в Куршевель. И новый аргумент в пользу старой истины, согласно которой лучше один раз увидеть самому, нежели доверять слухам и россказням жадных до сенсаций акул пера.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках
2010 - сегодня