Peugeot 3008 получил гибридный привод, полное право называться кроссовером и монополию в основанном им сегменте
Лучи закатного солнца отражаются в спокойных водах Ла-Манша. Огни маяков гипнотизируют. Морской воздух пьянит. Узкие, мощеные камнем улочки тянутся от центральной площади к побережью, точно нити гигантских клубков. По мокрому после отлива песку носится за чайками рыжий сеттер. На горизонте белеют паруса яхт. Эти идиллические картинки – из городка Динар, жемчужины северо-запада Франции. Местные пейзажи напоминают кадры из фильма “Мужчина и женщина” Клода Лелуша и картины французских импрессионистов. К слову, если направиться от Динара на запад вдоль побережья, то попадешь на так называемую Дорогу художников – вдоль шоссе здесь расставлены репродукции пейзажей Ренуара, Пикассо, Луазо и их коллег по цеху, причем щиты водружены именно в тех местах, где был написан тот или иной шедевр. Динар влечет тех, кто знает толк в нерастиражированной красоте, – это своеобразный антипод элитарного Лазурного Берега. Провинциальный городок не выпячивает свою буржуазность, однако он горячо любим артистическими натурами, гурманами и эстетами. Здесь обзавелся виллой Жерар Депардье. Здесь любили отдыхать Уинстон Черчилль, Альфред Хичкок и Пабло Пикассо. И вполне естественно, что здесь компания Peugeot устроила ездовую презентацию долгожданной новинки – модели 3008 на гибридной тяге.
Моноприводной 3008 с ДВС привлекает смелостью дизайнерских решений и типично французской самобытностью. Хэтчбек? Кроссовер? Минивэн? 3008-й заставляет гадать, провоцирует, интригует смешением форм и жанров. В свою очередь, 3008 HYbrid4 представляется еще более внеформатным и экстравагантным. Спокойная, свойственная однообъемникам внешность контрастирует с внедорожной атрибутикой, например задним откидным бортом и защитными элементами “обвеса” из неокрашенного пластика и хрома. Анфас гибрид выделяется ожерельем светодиодов в блок-фарах. В профиль – хромированной верхней рамкой окон и эксклюзивными 17-дюймовыми колесами Oltis. Сзади – более крупным спойлером пятой двери. Серебристые отметины на “корме” и логотипы на порогах – еще более явные признаки гибрида.
Та же история в салоне. Здесь появились оригинальные элементы, свойственные внедорожникам и гибридным автомобилям. На центральном тоннеле, там, где у обычного 3008-го установлен джойстик “внедорожной” системы Grip Control, у гибрида обосновался кругляш выбора режимов движения – полноприводного “4WD”, автоматического “Auto”, режима электротяги (“ZEV”) и спортивного (“Sport”). Компактная рукоятка селектора роботизированной КП по-французски затейлива. Рулевое колесо индивидуализировано эмблемой HYbrid4. Но главная внешняя примета гибридной модификации, конечно же, своя панель инструментов. На штатном месте тахометра расположился циферблат, оповещающий о процессе зарядки/разрядки никель-металлгидридной батареи. О течении этого процесса информируют три шкалы: “Charge” (рекуперация энергии торможения), “Eco” (оптимальная работа) и “Power” (процент использованной электрической мощности). На 7-дюймовом информационном дисплее, угнездившемся на передней панели, дублируется пиктографическая информация о работе гибридной установки. Жаль, что поток этой информации регулярно прерывается сообщениями поводыря-навигатора.
Наряду со знакомыми по стандартному 3008-му весьма качественными материалами отделки в интерьере гибрида использовано особое двухцветное кожаное покрытие кресел Guеrande и Tramontane. Свою лепту в борьбу с обыденностью вносят “самолетные” тумблеры на центральной консоли (часть из них отвечает за проекцию показателей спидометра на выдвижной дисплей перед лобовым стеклом), равно как и гигантская панорамная крыша или нестандартно расположенные вещевые отсеки (один из них, например, разместился под рулевым колесом). Щедрый набор опционного оборудования позволяет оснастить 3008 HYbrid4 “под завязку”. Так, доступна система Wifi On Board для беспроводного доступа в Интернет и экраны развлекательной системы, устанавливающиеся в подголовниках передних сидений.
Преимущества архитектуры гибридного полного привода налицо. В отличие от большинства кроссоверов, где присутствует механическая связь между передними и задними колесами, в 3008 HYbrid4 нет центрального тоннеля, крадущего пространство у седоков заднего ряда. В полу “галерки” удалось разместить удобные ниши-тайники. В свою очередь, намеренное использование электромотора скромной мощности (он развивает 37 л.с.) позволило ограничиться компактной и легкой батареей разработки Sanyo. Батарейный блок уместился под задним диваном. Как следствие, он отнял не слишком много места у багажника, вмещающего приемлемые 420 л, и не препятствует трансформации задних сидений в ровную площадку.
Однако пара нареканий к компоновке все же возникла. Во-первых, к расположению элементов электроагрегата: картер главной передачи разместили довольно низко, в районе задней “многорычажки”, ближе к правому борту. При этом отсутствие защитного кожуха в Peugeot нам объяснили соответствующей рыночной нишей. “Мы не позиционируем 3008 HYbrid4 как внедорожник”, – заявил на презентации в Динаре представитель французской марки. Во-вторых, внедрение в конструкцию 48-килограммовой батареи все же сделало свое черное дело – для “запаски” или “докатки” не осталось места. В тестовых 3008 HYbrid4 имелся лишь ремкомплект и насос.
С момента дебюта в 2010 г. Peugeot 3008 причисляли к кроссоверам заочно – полноприводная трансмиссия, обеспечиваемая гибридным приводом, была в списке ожидания. Презентация показала, что долгожданный гибрид вывел популярную модель на новый технологический уровень. “Француз” продемонстрировал и полноприводной потенциал, и превосходную по меркам кроссоверов экономичность, и недостижимую для негибридных кроссоверов гибкость эксплуатации. Начнем с того, что дизель-электрическая схема обеспечила завидный для сегмента расход солярки: по итогам нашего теста около 6,4 л/100 км в смешанном цикле. Оговоримся, что мы не стремились ставить рекорды экономичности. Рекордсменам-экономам удается умерить аппетит гибрида примерно до 4 л/100 км.
Во-вторых, очевидное преимущество 3008 HYbrid4 – возможность его использования в режиме электрокара. Производитель утверждает, что гибрид способен проехать до 4 км исключительно на электротяге при условии, что вы не превышаете скорость 60 км/ч (в противном случае автоматика принудительно сменит режим “ZEV” на “Auto”) и что батарейный блок полностью заряжен. Достичь этих показателей мы не смогли, но наш опыт все же кажется показательным. Усложняя задачу машине, мы намеренно направили ее на шоссейный подъем. Аккумуляторный блок был заряжен в этот момент примерно на две трети, и все же нам удалось преодолеть около 1,5 км, прежде чем батарея разрядилась и система сменила режим “ZEV” на “Auto”. Вердикт, соответственно, очевиден: ездить на работу в самом экологичном режиме “ZEV” вряд ли получится, но неприкосновенный запас электротяги – несомненный плюс. На электричестве можно дотянуть до заправки, прокатиться бесшумно и расслабленно от дома к магазину или ползти в пробках. Наконец, электромотор обеспечивает плавное трогание с места, улучшая и так характерный для модели 3008 ездовой комфорт.
Еще одна особенность 3008 HYbrid4 роднит его с теми спорткарами, где имеется возможность экстренно усилить производительность силовой установки. Эту прибавку мощности и тяги обеспечивает опять-таки электромотор, а точнее, совместная работа теплового и электрического двигателей. Как можно догадаться, наиболее тесно два агрегата сотрудничают в режиме “Sport”, когда они работают “на полную катушку”, выдавая совместно до 500 Нм и 200 л.с. – завидные показатели на фоне конкурентов с ДВС.
Иными словами, экономичный дизель и “зеленый” электромотор 3008 HYbrid4 устраняют взаимные недостатки. На старте, пока дизель не вышел на оптимальные обороты, нехватку тяги восполняет электромотор. То же самое происходит при переключении передач – электрический двигатель компенсирует прерывание подачи крутящего момента. На трассе первую скрипку играет 2-литровый 163-сильный дизель HDi FAP, но когда нужно еще более резкое ускорение, электромотор тут как тут – подключается и ассистирует.
Наконец, особого внимания заслуживает обретенный 3008-м полноприводной потенциал. Электродвигатель гибрида призван приводить заднюю ось, а ДВС, соответственно, переднюю, однако в режиме “Auto” “джиперские” возможности гибрида ограничены – электроника сама определяет, когда и сколько момента направить на задние колеса. В результате, когда тестовая машина въехала на подготовленный организаторами песчаный участок, 3008-й начал зарываться носом, а электромотор не спешил оказать передку содействие. Однако стоило перевести переключатель режимов езды в положение “4WD”, как кроссовер с легкостью выбрался из ловушки, после того как система перебросила на колеса задней оси максимальные 40% тяги. Существенно, что функция полного привода у 3008 HYbrid4 доступна даже при разряженном аккумуляторном блоке – в этом случае задняя ось будет задействована благодаря генератору.
“Умная” 6-ступенчатая секвентальная коробка передач BMP6 тоже приучена быть гибкой. Скажем, в режиме “ZEV” алгоритм переключения подстроен под экологичное, размеренное вождение. И, наоборот, в спортивном режиме “робот” работает наиболее шустро. Активной езде, равно как и преодолению бездорожья, способствует и мануальный режим управления. Если перевести селектор КП в положение “М”, гибрид честно удерживает выбранную передачу.
В шасси гибридного кроссовера заложен даже больший спортивный потенциал, чем у версии с ДВС. Дело в том, что в рамках изменения схемы привода полузависимая балка 3008-го уступила место компактной “многорычажке”, определяющей более спортивное поведение на виражах. На извилистых дорогах в окрестностях Динара гибрид чувствовал себя в своей тарелке. Свой вклад в управляемость внесла также перенастроенная система ESP, срабатывавшая рано, предупредительно, с учетом возросшей массы. Расположение батареи и электроагрегата в задней части машины улучшило развесовку. Снаряженная масса вопреки опасениям при этом увеличилась не кардинально – на 100 кг. Наконец, тестовый гибрид сохранил хорошую плавность хода и по-прежнему послушен в меру острому рулю с прозрачной обратной связью.
Производство гибридных машин налажено на французских заводах в Сошо и Мюлузе. Европейские продажи уже начинаются. По словам представителей Peugeot, в настоящий момент 3008 HYbrid4 тестируется в российских условиях эксплуатации. Однако перспективы вывода гибрида на российский рынок пока туманны. Прежде всего, из-за неясности с ценовой политикой. Дело в том, что в ряде стран, в частности во Франции, покупатели гибридов получают так называемый экологический бонус. В случае с 3008 HYbrid4 это порядка 2000 евро. В России соответствующая бонусная система лишь в далеких планах. Иными словами, гибридный 3008, доберись он до России, окажется для наших соотечественников существенно дороже, чем машина с ДВС. Для сравнения: ценовая вилка 3008 HYbrid4 на французском рынке – от 35 200 до 37 400 евро, в то время как за стандартный 3008-й французские дилеры просят от 22 250 до 30 150 евро. С другой стороны, риск с началом российских продаж кажется нам оправданным. Прежде всего потому, что в сегменте гибридных кроссоверов “гольф”-класса у “француза”, по сути, нет конкурентов.
Технические характеристики Peugeot 3008 HYbrid4 | |
Габариты, мм | 4365х1837х1610 |
Колесная база, мм | 2613 |
Колея спереди/сзади, мм | 1531/1532 |
Объем багажника, л | 420 |
Снаряженная масса, кг | 1660 |
Тип силовой установки | дизель-электрическая |
Двигатель | дизельный L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1997 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 163/3850 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 300/1750 |
Двигатель | электрический |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 37/2500 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 200/1290 |
Привод | полный |
Трансмиссия | роботизированная 6-ступенчатая |
Макс. скорость, км/ч | 191 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,5/9,2 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 3,8 |
Объем бака, л | 57 |