Планируя маршрут, мы ни на миг не усомнились, какой автомобиль выбрать. Он мог быть только “британцем” – любой другой вариант в поездке по сугубо историческим местам старой Англии выглядел кощунственным. И представительский Jaguar XJ, да еще в удлиненной версии, показался самым подходящим: мощный, комфортабельный, солидный, он на несколько дней стал нашим незаменимым помощником на дорогах Альбиона, где мы проехали свыше 1000 км.
Едва получив этот седан в аэропорту Лондона, мы в полной мере оценили уровень удобств, предоставляемый автомобилем. В багажнике легко поместился скарб, включая крупногабаритную поклажу с фототехникой, салон встретил роскошью и простором. Отличные сиденья спереди – с различными электрорегулировками, и великолепный диван сзади: в таких креслах можно ехать несколько часов подряд, и не устанешь. У каждого из четырех ездоков свой климат-контроль, а также индивидуальные настройки вентиляции и обогрева кресел. За счет удлиненной базы места для ног более чем достаточно на любом ряду, над головой тоже свободно. Сев сзади, вы можете под аккомпанемент качественной аудиосистемы вздремнуть, закрывшись шторками на заднем и боковых окнах.
Единственное, что поначалу доставляло неудобство, – руль справа и, соответственно, левостороннее движение. Но к этому быстро привыкаешь. К тому же ошибиться на круговых развязках, коих в этой стране множество, не позволяет хорошо сработанная навигация: она четко ведет по маршруту, своевременно дает команды (в том числе по-русски), быстро пересчитывает маршрут, а в точках перестроения выводит графику на приборную панель, дублируя изображение на мониторе. Так что, вбив в систему первую точку путешествия – знаменитый Стоунхендж, мы без проблем выбрались из пригородов Лондона и устремились в юго-западную часть острова.
Как только электронный спидометр перевели из миль в километры, “умный” Jaguar, умеющий подстраиваться под владельца, сделал то же самое и в навигации. И стало ясно, что ехать предстоит чуть более 138 км. Если по хорошей трассе, то, в общем-то, пустяк. Тем более что 275-сильный 3-литровый мотор V6, агрегатированный с 8-диапазонным “автоматом”, так и рвется в бой: автомобиль мгновенно набирает скорость, послушен рулю и потрясающе тих – если не знать, что это дизель, по звуку ни за что не догадаешься. Так добираемся до места. Цель – доисторическое каменное сооружение Стоунхендж – видно издали, не зря, видимо, его воздвигли на пригорке.
Я говорю предположительно по той причине, что настоящее предназначение строения из этих глыб, имеющих в длину до 4–5 м и весящих нередко около 6 т, до сих пор однозначно не определено. Каких только версий не было! Исследователи связывали его с астрономией, называли местом поклонения богам и древним кладбищем, инструментом летоисчисления и точкой приземления пришельцев из других миров… Для каждой из теорий приводятся свои резоны и примеры, включая съемку НЛО, особые пропорции камней и очень точное их расположение по отношению к определенным фазам Луны и Солнца, а также по отношению друг к другу.
Тем не менее единого мнения среди ученых нет. Хотя по некоторым пунктам к общему знаменателю все-таки пришли. В частности, благодаря раскопкам и радиоуглеродному анализу определили, что строился Стоунхендж на протяжении более пяти веков – между 1900 и 1700 гг. до нашей эры. И возводили его представители трех разных культур – неолитические скотоводы с земледельцами, солнцепоклонники и, наконец, создатели уэссекской культуры бронзового века. Какая общая идея их объединяла, как из века в век передавались первоначальные замыслы? Загадка. А ведь все это требовало титанических усилий: например, выяснилось, что только для доставки многотонных валунов необходимо было преодолевать по суше и воде (включая море) путь, равный 480 км. Если не знать этого, то смотришь на сооружение, признанное объектом Всемирного наследия, как на большую груду камней. Однако подготовленный турист (или хотя бы взявший напрокат аудиогид, в том числе “русскоговорящий”) воспринимает памятник совсем иначе, я бы сказал, с трепетом.
А менее чем в двух десятках километров от этого мистического места стоит городок Солсбери, центр одноименного района в графстве Уилшир. Часть его жителей живет за счет туристов, посещающих Стоунхендж, часть работает в крупном госпитале и пиротехнической компании. Но есть и своя достопримечательность – Солсберийский собор, чистейший образец английской готики. Он был заложен в 1220 г. и возводился 38 лет. Глядя на грандиозное строение, понимаешь, что даже несколько десятилетий для подобного объекта, да еще в XIII веке, совсем немного. Тем более что здесь шли на рекорд, который не побит и ныне: 123-метровый шпиль собора стал самым высоким в Англии, его клуатр (крытая галерея) самый протяженный, а часы, созданные в 1386 г., и по сей день точно отбивают каждые четверть часа. Наконец, именно здесь хранится один из четырех уцелевших экземпляров “Великой хартии вольностей”.
Насколько ландшафт Англии испещрен холмами, настолько и возвышенности эти богаты историческими памятниками. Один из них – менее чем в часе езды от Солсбери. Это Кэдбери-Касл, или крепость Темных времен на холме Кэдбери. Британцы культивируют предание о том, что именно здесь был расположен замок Камелот короля Артура, и эта легенда существует с 1542 г. Согласно ей, 150-метровый холм внутри пуст, а в пещере за золотыми воротами спят Артур и его рыцари, и если, не дай бог, с Англией что-то случится, это мистическое войско встанет на защиту королевства. Да и вообще раз в семь лет всадники ночью появляются из склона и едут к роднику, что возле церкви. Якобы есть даже очевидцы, наблюдавшие их…
В мифологическую часть этой легенды сегодня уже верят немногие, но и загадки, связанные с холмом Кэдбери, остаются. В частности, раскопки показали, что здесь и в самом деле была крепость, выстроенная в раннее Средневековье. Причем ее валы были укреплены камнями, взятыми из… разрушенных римских зданий. Еще раньше, примерно в I веке до нашей эры, тут стоял форт, который захватили римляне. А позднее, в V–VI веках, появились новые постройки, в том числе церковь и большой зал для пиршеств, что лишь добавило энтузиазма тем, кто продвигает версию замка Камелот.
Увы, мы обнаружили только зеленый холм и скромную табличку, указывающую, что прибыли именно туда, куда планировали. От более тщательных исследований местности нас “отговорил” дождь, ливший с ночи. К тому же, пока искали подъезд к основанию холма, заплутали, и автомобиль, имеющий более чем 5-метровый кузов, почувствовал себя не совсем уютно на узенькой грунтовой дорожке, обсаженной кустами. Благо выручили чуткие парктроники, камера заднего вида да острый руль, позволившие развернуть седан буквально на пятачке.
А вот в другом графстве – Дорсет – нас ждало солнце и еще один знаменитый холм возле деревни Серн-Аббас. Он славен своим Великаном – вырезанной в склоне гигантской фигурой обнаженного мужчины с дубиной в руке. Ее высота составляет около 55 м, ширина – 51 м. Авторам изображения пришлось прокопать в земле множество траншей глубиной и шириной примерно по 30 см и оголить известняк. Поэтому исполин отлично виден и с воздуха, и с холма напротив, что за сотни метров. Тот, кому не терпится потрогать все руками, может добрести до него по тропе и представить себя древним художником. Вот только не ясно, сколь древним: одни утверждают, что изображению (возможно, божеству или Гераклу) не меньше 3000 лет, другие – что не более 350, а сама “картинка” не что иное, как карикатура на Оливера Кромвеля. Как бы то ни было, но есть люди, по-прежнему верящие в мистическую силу Великана, якобы способного исцелять женщин от бесплодия. Говорят, на холме нет-нет да и находят ночевавших там британок.
Крайняя юго-западная часть Англии – графство (и одноименный полуостров) Корнуолл. Бедное (здесь уже нет ни добычи ископаемых, ни промышленности), любимое пенсионерами (их доля тут самая большая в стране), но богатое красивейшими уголками и достопримечательностями. Не случайно в Корнуолл, с трех сторон омываемый Ла-Маншем и Атлантикой, из года в год прибывает до 5 млн туристов – в среднем по десять человек на каждого местного жителя. Наверное, поэтому и дороги в этот регион ведут отменные: наш путь в городок Пензанс составил несколько часов, однако путешествие не утомило. Впрочем, заслугой тому и автомобиль. На загородном шоссе Jaguar XJ ведет себя изумительно: чуть придавил педаль “газа”, и представительский седан пулей ускоряется, легко обходя попутки или взлетая на пригорок (разгон до “сотни” – всего 6 с); прямую автомобиль держит образцово-показательно, а в повороты входит строго по траектории, намеченной водителем; экономичный двигатель рачительно “отпивает” топливо, и вы не беспокоитесь о том, что следует искать заправку (они в Англии, как правило, не на обочинах).
Зато преодолев несколько сотен километров, вы попадете в удивительное место – замок на горе Святого Михаила. Это почти двойник аббатства Мон-Сен-Мишель, ставшего одним из туристических символов Франции. Как и французский “тезка”, английский замок возведен на 80-метровой скале, отстоящей на полкилометра от берега прямо в океане. Известно, что с 350 г. до нашей эры там располагался порт. Спустя три столетия островок захватил Юлий Цезарь, а затем гора стала местом обитания отшельников. Позднее на ней заложили монастырь, который постепенно перерос в аббатство, но в средние века его превратили в крепость. С военной точки зрения все верно: из окон замка и артиллерийских площадок можно за десятки миль узреть приближение врага, причем как с моря, так и с суши. Кстати, есть поверье, что островок был частью владений все того же легендарного короля Артура.
Сегодня путь в крепость открыт, хотя и не всегда легок. Если на море прилив, то с берега туда можно попасть только на лодке. В отлив на дне оголяется дорога, вымощенная из камня, и в это же время вдоль побережья обнажаются окаменевшие останки доисторических деревьев, в то время как на самой горе Святого Михаила буйствуют тропические растения и завлекает посетителей прекрасный сад.
...Увы, за несколько дней экспедиции мы не смогли охватить все занимательные места этого региона Англии. В одном только Корнуолле туристов манят, например, замки, связанные с именами Тристана и Изольды и преданием о рождении короля Артура. Неподалеку расположена таинственная Бодминская пустошь площадью 207 кв. км, источником многих легенд стало и озеро Дозмари. Словом, путешествие в этот край сулит много любопытного, причем как детям, так и взрослым. Нужно лишь помнить, что отправляясь в него, важно не ошибиться с выбором автомобиля. На наш взгляд, Jaguar для этого подходит идеально.
В графстве Корнуолл есть также знаменитый мыс Лендс-Энд, что в переводе означает “край земли”. Это действительно крайняя западная точка Великобритании. О скалы, вздымающиеся здесь на высоту до 50 м, непрестанно бьются волны Атлантики, а под напором мощного ветра подчас нелегко устоять и взрослому – просто с места сносит. Но панорама тут, нужно признать, потрясающая. К тому же есть и своя “фишка”: доисторические каменные памятники – менгиры, созданные еще в бронзовом веке. Считается, что они были культовыми сооружениями. На Лендс-Энде их насчитывается около 90 единиц.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках