Рецепт, по которому делается любой крупный седан для представительских задач, не является сложным и уж тем более секретным. Надо взять лучшие моторы, поставить их на лучшее шасси, облечь в самый совершенный кузов и нафаршировать самой продвинутой начинкой. Вот тогда и получается автомобиль, к которому слово “самый” можно применять без ограничений – самый элегантный, самый мощный, самый быстрый, самый комфортабельный и так – до бесконечности. Вот только производить подобные шедевры способны далеко не все автокомпании…
НА ПРОТЯЖЕНИИ всей своей автомобильной истории человечество не оставляет попыток построить абсолютно лучший автомобиль – этакое бескомпромиссное транспортное средство, способное реализовать любые амбиции водителя и удовлетворить все капризы пассажиров. На заре прошлого века самые впечатляющие “машины мечты” удавались французским и итальянским автопромышленникам. В начале 30-х наиболее роскошные, быстрые и совершенные автомобили стали получаться у американцев. Перед Второй мировой автомобильный олимп был покорен немецким автопромом, а после войны – британским. Пальма первенства постоянно переходила от одних автокомпаний к другим, от Старого Света к Новому и обратно, но мы сейчас – не об этом. Взгляните на любую современную легковушку представительского класса. Выражаясь формальным языком международного классификатора, это крупный (full-size) седан сегмента “F”. А на самом деле – нечто большее. Именно в таких машинах продолжает сегодня жить идея “автомобиля мечты”.
На их создание, как и прежде, не жалеют сил и средств. Самые талантливые инженеры и дизайнеры не оставляют попыток соединить несоединимое – гоночную динамику и наивысшую безопасность, быстрый ход и абсолютный комфорт, красоту совершенного обтекаемого корпуса и банальную вместительность, классическую роскошь и новейшие технологии.
В наш обзор вошло лишь шесть моделей. Это либо самые популярные, либо самые новые и интересные автомобили представительского класса на российском рынке. Но в конце обзора вкратце расскажем еще о трех больших седанах, заслуживающих особого упоминания хотя бы в силу своего элитарного положения.
Самая представительная “сборная” – четыре модели! –немецкая. От британцев – три представителя. И лишь по одному от Японии и Италии. Был соблазн включить в обзор еще несколько автомобилей, приближенных по некоторым признакам (габариты, мощность, оснащенность) к сегменту “F”, но от этой идеи пришлось отказаться. Самый крупный и роскошный “Cadillac” (из числа официально импортируемых в Россию, а не вообще) – модель “STS” – по цене и уровню исполнения все-таки не дотягивает до представительских стандартов. Также не вполне отвечает канонам сегмента и респектабельная пятиметровая “Honda Legend” – она предлагается почему-то лишь с одним мотором и в одной комплектации. В качестве представительских машин во Франции часто используют флагманские модели “Peugeot” и “Citroёn” (“607” и “C6”), но, несмотря на достаточно внушительные габариты, это все же типичный бизнес-класс. В любом случае, все отсеявшиеся модели лишены главного “представительского” признака – у них нет версий с удлиненной базой.
“Audi A8”
Дебют: 2010 год
Рестайлинг: не было
Габариты: 513,7х194,9х146 см (удлиненная версия – конец 2010 г.)
ПЛАВНЫЙ стремительный профиль делает новый флагманский седан “Audi” похожим на спортивное купе, чем сразу выдает стремление Ингольштадта избавить “А8” от “членовозного” имиджа. Отныне “восьмерка” – машина активного, зрелого и во всех отношениях состоявшегося драйвера.
На российском рынке модель пока представлена только в модификации с 4,2-литровым бензиновым V8 “FSI” мощностью 372 л.с. Начат выпуск и дизельной машины с двигателем аналогичного объема, и именно ей пока отводится роль топ-версии. Несмотря на меньшую мощность, она превосходит бензиновую модель в характеристиках. За счет гигантского крутящего момента и скорострельного “автомата” машина с “TDI” до “ста” разгоняется всего за 5,5 с и расходует при этом – даже смешно вслух произносить – менее 8 литров солярки.
Разработчики много внимания уделили ходовым качествам. Адаптивная пневмоподвеска с настраиваемыми режимами, регулирующая дорожный просвет в зависимости от скорости, и продвинутый дифференциал, аналогичный тому, что применяется на мощных “эсках”, распределяет тягу между задними колесами автомобиля и тем самым обеспечивает более стабильное и скоростное прохождение поворотов. Восьмиступенчатый “Тiptronic” (стандарт для всех новых “А8”) позволяет переключать передачи вручную – как рычагом, так и лепестками. По высшему разряду машина упакована не только спортивными штучками. Достаточно переключить “Audi drive select” в режим комфорта, и “восьмерка” станет едва ли не самым нежным и тихим седаном на планете.
Водительское и пассажирское сиденья новой “A8” уж точно одни из лучших. Они наделены всеми мыслимыми регулировками, дополнены плечевой поддержкой, имеют встроенные массажеры спины (пять программ с регулируемой интенсивностью). Улучшено управление MMI. Оперировать всеми режимами бортового центра теперь можно буквально одними касаниями – традиционную “шайбу” дополнили сенсорной панелью, которая умеет даже распознавать текст. Навигационная система научилась загружать карты из “Google” и анализировать повороты на маршруте, чтобы затем наилучшим образом регулировать работу светодиодных фар, активный круиз-контроль и режимы “автомата” для каждого участка пути. Вы еще не приблизились к виражу, а “восьмерка” уже знает, насколько тот коварен. Вот до чего дошел автомобильный интеллект!
Моторная гамма “А8” позже пополнится четырьмя двигателями. Самый экономичный турбодизельный 204-сильный V6 поставят на переднеприводную модификацию, а самый мощный 6,3-литровый бензиновый – на флагманскую удлиненную версию.
Раздельный климат для второго ряда, электроприводы сидений и персональный информационно-развлекательный центр ставятся за доплату.
Новейшая радарная система безопасности “Audi pre sense” помогает избегать аварийных ситуаций или минимизировать их последствия. Она постоянно мониторит пространство спереди и сзади и в случае опасности принимает экстренные меры – тормозит машину, закрывает люк и окна, подтягивает ремни, ставит кресла в положение, которое лучше убережет от удара.
“BMW 7 Series”
Дебют: 2008 год
Рестайлинг: не было
Габариты: 507,2х190,2х147,9 см (удлиненная версия – 521,2х190,2х147,9 см)
“СЕМЕРКА” в пятом поколении наверняка порадовала поклонников марки BMW своим элегантным и спортивным дизайном. Она не выглядит переростком, как предшествующая модель, но в тоже время очень вместительна. Это один из самых просторных седанов в сегменте “F” по высоте и длине салона. Пассажиры второго ряда не почувствуют ни малейшего стеснения даже в модели с обычной колесной базой. А чего уж говорить об удлиненной…
Двигательный ряд для седьмой серии BMW начинается с классических рядных “шестерок” трехлитрового объема (для моделей “740i” и “740Li” – с наддувом) и заканчивается шестилитровым монстром с 12 цилиндрами, который развивает 544 л.с. Наиболее популярные модели с V8 выпускаются в задне- и полноприводном вариантах.
BMW представительского класса никогда не был машиной только для пассажира. И в новинке сохранена эта традиция. Заново разработанное шасси, тонко настроенная подвеска с регулируемой жесткостью, активное рулевое управление “Servotronic” (в базе) и система компенсации кренов (за доплату), плюс развитая программа контроля динамики, которая позволяет одним нажатием перестроить все системы автомобиля на комфортный или спортивный лад – все перечисленное работает настолько хорошо, что поездка за рулем этого автомобиля действительно превращается в удовольствие. В нем чувствуешь себя особенно легко. Система проекции выводит нужную информацию и навигационные указатели прямо на лобовое стекло. Ночное видение делает поездку более безопасной в темное время суток. А при заказе мультимедийной системы с отдельным “айдрайвом” для второго ряда “семерка” станет одновременно и домом, и офисом на колесах. Весьма крупные экраны в спинках передних сидений позволяют с комфортом работать с браузером для выхода в Интернет или наслаждаться чистой картинкой при просмотре DVD или ТВ-программ.
К слову, BMW стала первым производителем, кто сумел полностью выполнить высокие требования по классу защиты “VR7” в бронированных модификациях “750Li” и “760Li”. При этом, несмотря на серьезно возросшую массу, динамика и управляемость версий “High Security” почти не пострадали.
Все модели с дизельными и бензиновыми моторами объемом до 3 литров (включая модификации “740i” и “740Li”) оборудованы по программе “EfficientDynamic”.
Рулевое управление “Servotronic” и рекуперация энергии торможения – стандарт для всех “семерок”.
Пневматическая подвеска входит в штатное оснащение версий с удлиненной базой – с ее помощью поддерживается постоянный дорожный просвет вне зависимости от загрузки. “Длинные” модели также отличаются наличием шторки на заднем стекле и хромированными молдингами на крыше.
Кожаная обивка салона и кресел входит в комплектацию моделей “760i” и “760Li”. Доплата для прочих модификаций составит 129.000 или 329.000 рублей в зависимости от исполнения и качества выделки кожи (“Dakota” или “Nappa”).
Уже на подходе – гибридная версия “семерки”. В приводе используются литий-ионные аккумуляторы и мощные электромоторы-генераторы.
Дебют: 2010 год
Рестайлинг: не было
Габариты: 512,2х189,4х144,8 см (удлиненная версия – 524,7х189,4х144,8 см)
ИМИДЖ классического и даже несколько консервативного представительского автомобиля соответствовал “XJ” на протяжении всей сорокалетней истории модели. В 2003 году компания “Jaguar” решила придать флагманскому седану более спортивные черты – “XJ” третьего поколения получил легкий полностью алюминиевый кузов и новый шестиступенчатый “автомат”. Однако эти изменения заметили далеко не все потенциальные покупатели. Ведь, как известно, встречают по одежке, а не по уму – интерьер и экстерьер у третьего поколения был выдержан в сугубо традиционной стилистике.
Зато в новейшем “XJ” сразу видно – британцы совершили революцию. Во-первых, обращает на себя внимание линия крыши. У представительских седанов такого динамичного контура никогда не было. Издали новый “XJ” вообще напоминает гоночный болид класса “GT”. Во-вторых, в интерьере не осталось ни одного намека на прежний стиль – классика уступила место авангардному хайтэку. Здесь встречаешь удивительные вещи – хитрые дефлекторы обдува в виде сопел, выдвижной селектор трансмиссии, экран вместо традиционных стрелочных приборов… Но есть решения, которые выдают в новинке гоночные амбиции: спортивные кресла с мощными валиками боковой поддержки, трехспицевый руль с крупными удобными лепестками, таинственная кнопка с изображением клетчатого флага (активирует режим “Dynamic”). Но главное (и это – в-третьих), что спортивность у нового “XJ” не бутафорская. По управляемости это почти образцовый автомобиль в классе. А динамика его уж точно не хуже, чем у моделей сравнимой стоимости. Чтобы достичь такого результата, британцы отказались от применения пневмоподвески спереди – классическая пружинная на двойных рычагах обеспечивает более точное маневрирование. Кузов за счет магниевых элементов сделан еще более легким и жестким. А новый пятилитровый V8 – вообще предмет гордости “ягуаровских” двигателистов.
Без сомнений, новый “XJ” – машина для водителя. Даже удлиненная версия отличается заводным характером.
На базе новейшего пятилитрового бензинового “AJ-V8 Gen III” британцы фактически построили три мотора. Простая атмосферная версия выдает 385 л.с., а версии, оснащенные нагнетателями, – 470 или все 510 сил. Любопытная деталь – самый мощный двигатель не проигрывает в экономичности!
Привычной комбинации приборов у нового “XJ” нет – стрелочки отображаются на вытянутом цветном дисплее.
Автомобиль предыдущего поколения выгодно отличался от конкурентов тем, что был намного легче. Это достоинство унаследовала и новинка. За счет алюминиевых и магниевых кузовных панелей и структурных элементов масса снижена на 100-300 кг по сравнению с прямыми одноклассниками.
Некоторые заявленные позиции опционального оборудования для нового “XJ” – доводчики дверей, вентиляция сидений, раздельные кресла с массажером и электроприводами, развлекательная система с мониторами в подголовниках – станут доступны лишь в третьем-четвертом квартале 2010 года.
“Lexus LS”
Дебют: 2006 год (гибридная версия – 2007 год)
Рестайлинг: не было
Габариты: 503х187,5х146,5 см (удлиненная версия – 515х187,5х148 см)
БЫСТРЕЕ всех прогрессирует марка “Lexus”. Первый полноразмерный седан серии “LS” вышел в 1989 году, а выпускаемая ныне модель принадлежит уже к четвертому поколению. Каждая пятилетка – новая модель! Следуя логике, очередная генерация выйдет совсем скоро, но вряд ли это повод сбрасывать со счетов актуальный “LS”. Ведь нынешняя модель котируется особо высоко. Она имеет гармоничный дизайн и сделана на высочайшем технологическом уровне, что видно даже по тому, как лежит лак на кузове – идеальная гладь!
Модель выпускается с обычной или длинной базой, с задним приводом или полным, но не предполагает выбора моторов. На всех модификациях используется атмосферный бензиновый V8, достоинством которого является не столько мощь, сколько сбалансированность (на заводе с помощью стетоскопа выслушивают все внутренние шумы у каждого двигателя!). Его звук в салоне машины не слышен вообще. Приятный рокот едва достигает ушей лишь при очень интенсивном разгоне, когда восьмиступенчатый “автомат” одним махом “спрыгивает” аж на три-четыре ступени вниз. Еще более впечатляющую динамику при абсолютной тишине и плавности хода обеспечивает топовая гибридная версия “LS600h L” (только полный привод и длинная база) с бесступенчатой трансмиссией E-CVT.
“LS” дает максимум удобств пассажирам второго ряда. Опционно ставится полноценный “домашний кинотеатр” с DVD-проигрывателем и девятидюймовым потолочным экраном. А при заказе сидений “Ottoman” получаешь абсолютный релакс – эти кресла обеспечивают массаж по всей спине, наделены выдвижными подножками, имеют уйму электрорегулировок.
Японские автокомпании обычно не оставляют нам большой гибкости в выборе опций, но для модели “LS” сделано исключение. Для своего представительского седана “Lexus” создал аж шесть различных уровней комплектации. Впрочем, российские покупатели даже не пытаются в них разобраться. Наибольшим спросом пользуются высшие исполнения. Заказывать самый респектабельный “Lexus”, в котором из оснащения что-то отсутствует, – это, знаете ли, извращение. И в выборе цвета, несмотря на богатую палитру, россияне не слишком оригинальны – более 60% выбирают строгий черный.
Lexus LS” примечателен тем, что на нем впервые в мире нашли применение восьмиступенчатая автоматическая коробка с гидравлическим управлением, светодиодные фары ближнего света и улучшенная система автоматической парковки.
Все “LS” с удлиненной базой дополнительно оснащаются боковыми подушками для задних сидений и опционно – фронтальными подушками для второго ряда.
В версиях AWD реализована схема постоянного полного привода – с механическим дифференциалом “Torsen”.
Бензиновый двигатель, предназначенный для гибридной версии, имеет увеличенный до 5 литров рабочий объем и развивает 394 л.с. Передача момента к колесам осуществляется посредством вариатора с электронным управлением.
Флагманская модификация “LS600h L” пользуется приличным спросом. Она, конечно, самая экономичная и экологичная, но выбирают ее, прежде всего, из-за исчерпывающей оснащенности.
“Mercedes-Benz S-Klasse”
Дебют: 2006 год (гибрид – 2008 год)
Рестайлинг: 2009 год
Габариты: 509,6х187,1х148,5 см (удлиненная версия – 522,6х187,1х148,5 см)
ВОТ ГДЕ поколения считать не принято – в S-классе. Какая разница, сколько генераций вышло с 1954 года – семь или восемь? Престижно, конечно, иметь самую последнюю, но вообще-то любая – это особая история. Есть автомобили, которые сегодня вызывают восторг, завтра – ехидную ухмылку (или наоборот), а представительский “Mercedes-Benz” выше всего этого. Глядя на него, начинаешь философствовать – это он создан для нас или мы для него? И последнее вовсе не кажется бредом. До такой машины нужно дорасти…
Модель в кузове “W221” получилась более внушительной и угловатой (особенно на фоне своего изящного предшественника), зато ее интерьер заслуженно претендует на звание самого продуманного и элегантного не только в рамках S-класса, а и вообще. Именно на этом поколении впервые была установлена инновационная система ночного видения на основе ин-фракрасных лучей.
Современный S-класс обеспечивает наивысший уровень безопасности (по крайней мере, если судить по числу подушек и систем активной безопасности, включая датчики и радары для превентивной защиты). В нем получила дальнейшее развитие идея динамической боковой поддержки – надувные валики, встроенные в усовершенствованные мультиконтурные массажные сиденья, реагируют на боковые перегрузки быстрее и эффективнее. О плавности хода говорить излишне. Она, как всегда, образцовая. Максимальную изоляцию от дорожных неровностей обеспечивает пневматическая подвеска “Airmatic”. И климатическое оборудование у данной модели самое продвинутое, с отдельной настройкой температуры в области ног и несколькими автоматическими программами распределения потоков воздуха (рассеивающий, обычный и сфокусированный).
Нередко S-класс предпочитают конкурирующим моделям из-за моторов. Бензиновые двигатели “Mercedes” славятся надежностью и эластичностью. Выбор очень широк – начиная с экономичного V6 на семействе “S350” (кстати, длинная версия с таким мотором и полным приводом пользуется немалой популярностью в России) и завершая топовым V12 для элитарного “S600”. Всего – семь (!) моторов, если приплюсовать гибридную версию и стоящие особняком спортивные эксклюзивы “S63 AMG” и “S65 AMG”.
Мощность электрической части привода в “S400 Hybrid” несоизмеримо меньше мощности основного V8, но выигрыш в топливной экономии весьма велик – гибрид расходует на 2 литра бензина меньше обычного “S350”.
Штатная пневматическая подвеска “Airmatic” наделена электронной регулировкой демпфирования. Еще более сложная и продвинутая гидравлическая подвеска “Active Body Control” (опция для всех моделей и базовая для “S600” и “AMG”) способна эффективно подавлять любые крены и покачивания кузова.
Популярная опция – подсветка салона “Ambient Lighting” с настраиваемой интенсивностью. Создает особую атмосферу и при этом совершенно не мешает вождению.
Программа индивидуальной отделки “Designo” открывает широчайшие возможности для персонализации автомобиля. Вам предложат эксклюзивные лакокрасочные покрытия кузова и редкие сорта кожи для интерьера, отделку камнем вместо дерева, покрытие из чистого золота, серебряные плакетки на спинках сидений и т.д.
Дебют: 2003 год
Рестайлинг: 2009 год
Габариты: 505,5х190,3х145 см (удлиненная версия – 517,5х190,3х145 см)
ПОЯВЛЕНИЕ в гамме “Volkswagen” представительского седана, способного соперничать с лучшими моделями сегмента “F”, сначала воспринимали как причуду Фердинада Пиха, который лично курировал весь проект. Выходило так, будто компания своими руками создала конкурента “А8”. Однако вскоре все прояснилось. Разработанная для “Phaeton” “консервативная” платформа “D1” со стальными силовыми элементами и деталями пневмоподвески в отличие от новаторской алюминиевой “Audi D3” обеспечивала максимально высокий комфорт и стабильность хода. И потому именно она легла в основу других разработок “Volkswagen Group” – “Bentley Continental GT” и “Bentley Continental Flying Spur”. Одним выстрелом компания убила двух зайцев – создала нишу наиболее доступных представительских седанов и укрепилась в сегменте машин “Luxury”-класса, не поколебав позиций “восьмерки”.
Производится самый крупный седан VW на “стеклянном заводе” в Дрездене. Техпроцесс сборки подразумевает множество ручных операций. Несмотря на это, именно “Phaeton” остается самым выгодным приобретением как по соотношению цена/мощность, так и по соотношению цена/оснащение. За те же деньги, которые просят конкуренты за начальные модели с V6, “Volkswagen” предлагает флагман с 450-сильным W12!
Дизайн салона “Phae-ton” можно считать образцом немецкого фундаментального стиля. Водителя и пассажиров окружает мощный “периметр” из деревянных панелей. Формы приборной доски нарочито просты, а в расположении органов управления угадывается железная логика. И пусть выглядит вся композиция старомодно, ни к эргономике, ни к качеству материалов не придраться. Вдобавок длиннобазные версии поставляются не только с пятиместным салоном, но и с люксовым четырехместным. Последний вариант подразумевает наличие раздельных электрорегулировок для пассажиров второго ряда и встроенный массаж поясничной области.
В прошлом году “Phaeton” обновили. Перемены в экстерьере едва различимы, а вот салон стал изящнее. Изменилась моторная гамма – на самые доступные модификации стали устанавливать новый бензиновый V6 “FSI”, развивающий мощность в 280 л.с. и отвечающий нормам “Euro V”.
Моноприводных “Фаэтонов” не бывает – все актуальные модификации идут только с постоянным приводом “4х4”.
С 2009 года модель “W12” серийно оснащается эффективными тормозами с дисками из карбона, усиленного карбидом кремния (применяется только на передней оси).
Хотя климатическая система и является 4-зонной для всех исполнений “Phaeton”, консоль управления для задних пассажиров по штату положена только длинным версиям.
Демократичные цены на короткобазные модели объясняются упрощенной отделкой и оснащением. Стандарт предусматривает тканевый салон без подогрева и без функции памяти сидений (и это – при наличии 12 электрорегулировок!). Доплатить придется также за парктроник и биксенон.
У дилеров остались в наличии автомобили прежних лет выпуска. Естественно, на дорестайлинговый “Phaeton” (снаружи опознается только по фарам без светодиодных огней) даются особо существенные скидки.
1991 - сегодня