Англия, дождь, загородный клуб, “Jaguar” у входа. “XJ” нового модельного года. Он получил немного иную внешность и расширенную комплектацию. Но суть автомобиля от этого изменилась мало. Он одновременно ультрасовременен и консервативен, комфортабелен и спортивен. Словом, истинное воплощение традиций той страны, где он рожден. Где джентльмен поспешает медленно, всегда оставаясь при этом в курсе последних событий. Где бережное хранение многовековых привычек мирно соседствует с последними тенденциями моды. Где дорогой престижный седан может во многом напоминать предшественника, называясь при этом абсолютно новой моделью...
НИ ОДИН другой представительский седан не демонстрирует столько спортивной злости в своем облике, как прошедший модернизацию “Jaguar XJ”. Солидный, почти в один размер с облицовкой радиатора, воздухозаборник в переднем бампере у него забран в мощную и прочную сетку. Равно как и сама облицовка. Несомненно – наследие зари автомобилизма, когда джентльмены, готовясь к гонкам, защищали подобным образом свои машины от ударов камней, которых в те времена валялось по дорогам великое множество. Ныне риск “словить” булыжник на британских шоссе близок к нулю, но традиция осталась. Правда, раньше она распространялась только на самую мощную версию “Jaguar XJ”, а теперь подобный облик обрели все модификации модели.
Новыми бампером и облицовкой радиатора изменения не исчерпываются. В крыльях всех “XJ” объявились жабры-вытяжки, на крышке багажника – маленький спойлер. А еще хромированная полоса с названием марки протянулась во всю ширину крышки багажника – от фонаря до фонаря. Изменений не так много, но они подчеркивают главное: “XJ” – это не просто классический представительский автомобиль английской марки. Это еще и спортивная версия в стандарте, у которой дух скорости абсолютно не зависит от мощности и литража мотора. Подобного сочетания не предлагает больше никто.
Такой автомобиль мог родиться только на Британских островах. Где прямолинейные моторвэи связывают лишь наиболее крупные населенные пункты, а к другим, не менее интересным городкам и деревням приходится рулить по узким и извилистым второстепенным дорогам. Англия – не плоская, как стол, Германия, где в пределах доступности автобана находится едва ли не каждый хутор. Здесь слишком много потаенных уголков, в которые нет никакого смысла прокладывать многополосную трассу. И “Jaguar XJ” на узеньких сельских дорожках чувствует себя как дома. Впрочем, это и есть его дом.
Первое впечатление от машины: несмотря на солидные габариты, длинный “нос” и почти такой же протяженный “хвост”, она оставляет впечатление необычайно легкого и проворного автомобиля. Неудивительно, ведь кузов “XJ” целиком сделан из алюминия, и это дает перед соперниками преимущество по массе минимум в 200 кг. Даже также полностью алюминиевый “Audi A8” заметно тяжелее “Jaguar”, не говоря уже о cоперниках от “Mercedes-Benz” и BMW.
Конечно, в отличие от той же “Audi” здесь нет системы полного привода, и задний ведущий мост в напряженных поворотах на мокром (а каком же еще?) английском шоссе начинает слегка заносить. Зато насколько плавно и грациозно это происходит! “Jaguar” соскальзывает с траектории мягко и предупредительно, без резкой потери контроля, которой грешат иные немецкие одноклассники, когда вся надежда – на чуткость электронной системы стабилизации. Этот процесс можно легко и изящно погасить рулем и сбросом газа, как и полагается по классическим канонам вождения мощных заднеприводных автомобилей.
Причем я не скажу, что руль у “XJ” отличается резкостью или явно выраженным направляющим усилием. Напротив, в центральном положении он абсолютно легкий, да и при повороте “баранки” нарастание усилия не слишком заметно. Но эта особенность совершенно не мешает обратной связи с автомобилем. Руль абсолютно “прозрачен” – всегда понятно, куда и на какой угол вывернуты колеса. Словом, это действительно автомобиль, а не бездушное чудо техники, парализующее водителя безумной мощностью и запредельным совершенством электронных систем.
Передние кресла абсолютно новые – с улучшенным профилем, обогревом в стандарте и вентиляцией по заказу. Клавиши серворегулировок получили отделку “под сталь”.
Интерьер практически остался прежним. Изменилась лишь форма прострочки кожи, да появились дополнительные виды деревянной отделки.
ВПРОЧЕМ, с мощностью двигателей и наличием компьютерной поддержки у “XJ” тоже все в порядке. В порядке, но без излишеств. Электронная система стабилизации, продвинутый круиз-контроль с функцией сохранения дистанции – все это есть. В то же время шестиступенчатая автоматическая коробка передач лишена уже ставшей обыденной возможности ручного переключения скоростей. То есть менять режимы работы “автомата” можно, но делать это полагается по старинке – сдвигая по левой прорези селектор и ограничивая диапазон переключения до той или иной ступени. Полного контроля над трансмиссией так, конечно, не добьешься, как и информации о том, какая из передач в данный момент включена.
Хотя о чем это я? Прирожденному джентльмену излишняя суета ни к чему. Тем более что адаптивный “автомат” отлично справляется со своими задачами и вдобавок имеет спортивный режим работы, в котором скорость смены скоростей может поспорить с проворством опытного водителя.
Нет, все-таки “Jaguar” – это вещь в себе. К примеру, он единственный в своем классе предлагает двигатель, оснащенный приводным компрессором. Эта техника постепенно уходит в прошлое из-за некоторых врожденных недостатков, в том числе не очень высокого КПД по сравнению с турбонаддувом. Но “Jaguar” все-таки держится за приводной нагнетатель, и я понимаю – почему. Хотя 4,2-литровый атмосферный V8 мощностью 300 л.с.
выполняет свою работу с прилежностью и усердием истинного спортивного мотора и к нему нет никаких претензий, но тот же двигатель, вдобавок оснащенный компрессором, – это что-то... Дело даже не в прибавке мощности, которая разом возрастает на добрую четверть и достигает 400 сил.
Дело в самом процессе. Когда после небольшой раскрутки мотора нагнетатель начинает работать в полную силу, кажется, что под капотом объявился демон. Который визжит, словно циркулярная пила, прикрученная к гоночному мотору. При этом автомобиль начинает так резко бросаться вперед даже при небольшом нажатии на акселератор, что кажется, будто под педалью газа спрятан пульт управления твердотопливным ускорителем. Недаром оснащенная компрессорным мотором модель имеет отдельное обозначение “XJR” – по всей своей сути она стоит особняком среди прочих “XJ”. Хотя я бы не сказал, что эта модель является воплощением природного зла. По плавности хода (а она превосходна – недаром обеспечивается пневмоподвеской с электронным управлением) “эрка” почти не отличается от обычного “XJ”, зато спортпакет исключает покачивания кузова в виражах, а также при разгоне и торможении. “XJR” создает впечатление более цельного, собранного автомобиля, у которого преимуществ больше, нежели недостатков. А если сохранять здравый рассудок и жать на газ с умеренностью, то на “XJR” можно спокойно ездить каждый день, даже не догадываясь, что в его моторном отсеке притаилось такое чудовище, как нагнетатель.
Впрочем, помимо 4,2-литровых “восьмерок” здесь предлагается приличное количество не менее достойных двигателей слегка меньшей мощности. “XJ” также можно приобрести с 3,5 литровым V8 отдачей 262 силы с трехлитровой 240-сильной “шестеркой” и 2,7-литровым турбодизелем схемы V6, который развивает 204 л.с. Но для меня “XJ” – это только версия “XJR”.
Спинки передних кресел у короткобазной модели получили выемки с тыльной стороны. Они позволили увеличить простор для пассажиров заднего дивана.
Длиннобазная версия оборудована вторым блоком климат-контроля и откидными столиками.
КОНЕЧНО, “Jaguar” в некоторых аспектах не так совершенен, как немецкие машины. У него, к примеру, нет автоматических доводчиков двери или кресел со встроенным массажером, а интерьер являет собой воплощение истинного классицизма. Спокойный, строгий и богатый. Простроченный двойным стежком и облицованный настоящим деревом. Здесь можно найти признаки современной цивилизации в виде отказа от традиционного ручного тормоза в пользу электромеханического привода. Но от обилия клавиш на центральной консоли не избавил даже большой сенсорный экран, который берет на себя большинство функций по управлению навигацией, музыкой и климатом. А такая ставшая уже привычной для представительского класса вещь, как вентиляция передних сидений, появилась только при последней модернизации. Кроме того, в стандартной (не длиннобазной) версии простор на заднем сиденье был, скажем так, несколько ограничен. Теперь запас места для ног увеличили, сделав выемки в спинках передних кресел.
Разумеется, можно брюзжать по поводу этих для кого-то далеко не второстепенных мелочей. Но это равнозначно недовольству из-за низких потолков и отсутствия электричества в старинном замке. Во имя традиций не грех чем-то жертвовать, иначе все мы будем жить в одинаковых домах и ездить на идентичных автомобилях. Джентльмены поспешают медленно, и “Jaguar” постепенно избавляется от наследия прошлого. Но делает это осторожно, иначе в один прекрасный момент он перестанет быть “Ягуаром”. А этого бы очень не хотелось.
Краткая техническая характеристика “Jaguar XJ” | ||
“XJ 4.2 Sovereign LWB” | “XJR” | |
Габаритные размеры | 521,6х189,8х146,3 см | 509,1х189,8х146,2 см |
Снаряженная масса | 1.615 кг | 1.659 кг |
Двигатель | V8, 4,2 л | V8, 4,2 л, нагнетатель |
Мощность | 300 л.с. при 6.000 об/мин | 400 л.с. при 6.100 об/мин |
Крутящий момент | 420 Нм при 4.100 об/мин | 553 Нм при 3.500 об/мин |
Коробка передач | 6-ступ., автоматическая | 6-ступ., автоматическая |
Тип привода | задний | задний |
Максимальная скорость | 250 км/ч | 250 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 6,6 с | 5,3 с |
Средний расход топлива | 11,4 л/100 км | 12,1 л/100 км |
Запас топлива | 85 л | 85 л |