Ответственно заявляю: сегодня практически каждая новая машина, сходящая с конвейера того или иного мирового бренда, – техническое совершенство. Ведь все крупнейшие автопроизводители планеты осуществляют гигантские инвестиции в конструкторские и дизайнерские центры, в заводские линии, автоматизацию процессов, контроль качества и прочие составляющие бизнеса. Я был на многих заводах и могу утверждать: за последние годы отрасль совершила такой рывок, что качество почти любого нового автомобиля ныне соответствует самым жестким стандартам, причем вне зависимости от того, какой логотип красуется на его капоте.
На большинстве сборочных предприятий зона ответственности рабочих сегодня сведена к минимуму – процесс в основном осуществляют роботы, не подверженные усталости и болезням, а для работника конвейера достаточно двух-, максимум трехнедельного тренинга. При этом потребитель может даже не задумываться о качестве приобретаемого автомобиля – такой вопрос просто не стоит. В отличие от… его ремонта. С той же категоричностью заявляю, что главная проблема сегодняшних автомобилей заключена в сервисе. По крайней мере, в России. Причем причина этого банальна: у многих отечественных дилеров попросту нет кадров, отвечающих современному уровню инженерии. И с кем бы в отрасли я ни говорил на эту тему, все лишь подтверждают данные соображения.
Например, колледж автомобильного транспорта № 9, что в Москве, ежегодно подготавливает более 500 специалистов, связанных с машинами. А также заботится о трудоустройстве своих выпускников. И именно с последним, говорит директор колледжа Александр Шишлов, возникают многие проблемы. “Предприятия, занимающиеся ремонтом автомобилей, в основном коммерческие, – поясняет он. – Их владельцы заинтересованы в наиболее дешевой рабочей силе, для чего используют приезжих из других стран СНГ. При этом наши выпускники достаточно много знают и умеют, но они не готовы работать в тех условиях и за те деньги, которые им предлагают подобные работодатели. Что же касается официальных дилеров крупных автопроизводителей, то в их штат молодым специалистам попасть сложно. И хотя мы в некоторых случаях готовим мастеров по заказу конкретных фирм, проблема остается”.
То есть один только столичный колледж ежегодно выбрасывает на рынок труда пять рот профессионалов! Добавьте к ним десятки схожих учебных заведений по России, и получится целая армия специалистов по ремонту машин. Почему же они остаются невостребованными? Куда смотрят работодатели?
Как выяснилось, смотрят куда надо – как раз на выпускников колледжей. Да только не многих удается разглядеть! Более половины из них почти сразу призывают в армию (на этот раз в настоящую), еще около 40% идет в вузы, причем зачастую как раз для того, чтобы не встать под ружье, и лишь 8% устраивается по специальности. Данную статистику в целом подтверждают и дилеры. Руководитель кадровой службы компании “Панавто” Елена Волкова сетует: “Мы плотно работаем с профильными вузами и колледжами, их студенты даже проходят у нас практику. Но из большой группы стажеров ежегодно остается максимум два-три человека. Молодежи хочется трудиться рядом с домом, иметь комфортное рабочее место, статус и сразу же много зарабатывать. При этом соискатели и слышать не хотят о том, чтобы набраться опыта, какое-то время поработав в должности помощника мастера за 20 000 рублей в месяц. Хотя каких-то завышенных требований у нас нет: на первом этапе достаточно знания узлов и агрегатов автомобиля да ответственного отношения к работе”.
Из этой ситуации дилерское предприятие (как впрочем, и десятки, если не сотни других) выкручивается как может. В частности, для поиска мастеров задействуют чуть ли “сарафанное радио”: о тех или иных вакансиях информируют сотрудников компании в расчете на то, что они донесут эти сведения до знакомых. Зачастую это срабатывает, и приходят настоящие профессионалы, но подчас кадровикам приходится искать специалистов через Интернет. А там – как повезет.
Конечно же, эта проблема не чисто российская, схожие вопросы встают и в других странах. Но, как поясняет директор по корпоративным коммуникациям BMW Group Россия Василий Мельников, в нашей стране профессиональное образование носит скорее общий характер, оно не “заточено” под подготовку узких специалистов, требующихся для работы с такими инновационными продуктами, как современные авто.
В итоге выходит, что выпускники профильных учебных заведений, с одной стороны, к работе не подготовлены, с другой – сами предъявляют завышенные требования. И вот эту вилку, способную заколоть автовладельцев, пытаются хоть немного “разогнуть” автопроизводители и дилеры, организуя различные тренинги и школы повышения квалификации. Иногда в этом процессе можно разглядеть систему, но нередко все как на войне – просто срочные курсы переподготовки. А значит, друзья, берегите свои машины!