Расхожая фраза о том, что кризис – время возможностей, особенно справедлива в отношении предприятий авторемонтного бизнеса. Изменение спроса в сфере обслуживания машин открывает большие перспективы тем, кто понял, что сейчас действительно нужно клиенту
Известно, что во всем мире автобизнес зарабатывает больше не на продажах новых машин, а на их обслуживании. Вот и в России денежные потоки от реализации новых автомобилей приблизительно такие же, как от продажи запчастей и комплектующих (22–25 млрд долларов в год). Причем объем рынка одних только услуг по сервису и ремонту составляет почти треть от этой суммы. То есть, совокупный объем рынка запчастей и обслуживания авто существенно превышает размеры рынка новых машин.
При этом кризис, который обрушил спрос на новые машины, похоже, не столь губителен для рынка авторемонтных услуг. Более того, по некоторым подсчетам, он даже растет. Причины кроются в элементарных законах физики, которые говорят о том, что любое транспортное средство в процессе эксплуатации требует обслуживания и ремонта: люди продолжают использовать старую технику, нуждающуюся в более активном сервисном обслуживании. Да и тот факт, что даже при падении продаж новые машины продолжают выезжать из автосалонов (и их не менее 1 млн в год), тоже остается фактором, стимулирующим развитие услуг. То есть, в пользу ремонтников играет и рост автопарка, и процесс его старения.
Тем не менее настроение в этом сегменте рынка отнюдь не приподнятое. Дело в том, что весь авторемонтный бизнес в России сейчас переживает серьезную трансформацию спроса на свои услуги, и выживет далеко не каждый.
Статистика тоже подтверждает, что спрос на сервисные работы продолжает расти. По данным аналитического агентства «Автостат», в 2012 году объем рынка (без учета продажи запчастей) составлял около 300 млрд рублей, а в минувшем превысил отметку в 500 млрд. То есть, за три года рынок увеличился более чем в полтора раза (см. график 1). А по итогам 2016-го обещает увеличиться еще, как минимум, на 15–20%.
При этом самыми доходными услугами для авто являются автомойки (они принесли своим владельцам в ушедшем году 121 млрд рублей), далее идет кузовной ремонт (116 млрд) и шиномонтаж (23 млрд, см. график 2). Что же касается общего числа сервисных станций, то, по данным «Автостата», их в стране насчитывается около 50 тыс. Из них 9% – официальные дилеры, 33% – независимые СТО и 58% – узкоспециализированные предприятия (автомойки, тюнинг-ателье, станции по кузовному ремонту, электрики, двигателей).
Но если количество официальных дилеров уступает числу независимых СТО, то по выручке эти два ключевых типа игроков рынка приблизительно равны: в среднем по стране независимые станции по показателям доходов лишь ненамного обгоняют «официалов», а в некоторых регионах (например, в Москве) совокупная выручка авторизованных сервисов даже выше.
Кроме того, именно в авторемонтном бизнесе весьма высока доля так называемых гаражных услуг, предоставляемых теневыми мастерскими, где трудятся нигде не зарегистрированные механики. По оценкам «Автостата», объемы такого рода услуг, а также работ самих автовладельцев по ремонту своих машин достигают порядка 140 млрд рублей.
Очевидно, что нынешний кризис особенно больно бьет именно по станциям обслуживания официальных дилеров. Во-первых, снизились продажи новых машин, а их регулярное ТО всегда являлось жирным куском в сервисном пироге «официалов». Но главный удар по ним наносит стремление клиентов экономить. Прошли те времена, когда автовладелец, отдавая ключи мастеру-приемщику, не особенно беспокоился о счете. Теперь он вчитывается в каждую строку сметы – и, приходя в ужас от сумм, разворачивается в направлении независимых станций.
Конечно, ценовую доступность обслуживания и ремонта у авторизованных дилеров сильно подрывает пресловутый вопрос обязательного использования оригинальных запчастей, на котором настаивает компания-производитель, заинтересованная в их реализации. Но из-за нынешнего курса валют оригинальные запчасти и расходные материалы стали очень дороги, и теперь клиент, нервно вцепившись в кошелек, охотнее рассматривает вариант покупки запчастей от альтернативных производителей. Или подержанных деталей: говорят, сейчас их все чаще предлагают даже на некоторых СТО премиальных марок. Впрочем, не только из-за «оригинального» вопроса с запчастями клиенты уезжают от «официалов». Скорее, большинство из таких сервисов попросту не успело перестроить свои бизнес-модели в соответствии с новой реальностью.
Что же делать в нынешних условиях авторемонтному бизнесу? Банальный закон любого предприятия – предоставлять высокое качество за доступные деньги – сейчас как никогда актуален для этого рынка. Тот, кто сможет поумерить аппетиты и при этом быстро и качественно станет осуществлять ремонт автомобилей, наверняка не только переживет трудные времена, но и нарастит клиентскую базу.
Конечно, предприятиям стоит расширять спектр услуг, предлагая новые сервисы. Например, крупные станции в последнее время активно практикуют следующий подход: клиент приезжает только поменять масло, и, пока машина оформляется, мастер кузовного цеха ее осматривает и, замечая, скажем, небольшие сколы или царапины, предлагает быстро и по привлекательной цене их устранить. Часто такие вещи оказываются востребованными.
Но, пожалуй, главное, за что сейчас нужно бороться автосервисам – доверие клиентов. То же агентство «Автостат» провело любопытное исследование: двум тысячам владельцев машин разных марок был задан вопрос, насколько они доверяют работе автосервисов. Ответы удивили – более половины респондентов (56%) заявило, что при посещении СТО у них есть значимые опасения, среди которых: «меня введут в заблуждение и навяжут дополнительные работы» (64% от всех опасений), «будут установлены некачественные детали» (42%), «заменят качественные детали моего авто на изношенные» (36%) и пр.
Недоверие клиентов к сервисам остается острой проблемой авторемонтного бизнеса. Увы, случаи обмана и «разводов» на СТО и в мастерских действительно распространены. И в нынешних непростых условиях кризиса выиграют те игроки рынка, которые помимо качества работ по приемлемой цене смогут выстроить с клиентами по-настоящему доверительные отношения.